Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 ноября 2013 г. N 07-24-1682/13 Заказчик:
Резолютивная часть решения оглашена - 05.11.2013 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере размещения заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
в присутствии представителей стороны:
Заказчика - ФГБУ "ЛОК "Елочки": 2 чел.,
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "АНДРОЛЕС",
уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "АНДРОЛЕС" на действия заказчика - ФГБУ "ЛОК "Елочки" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту лечебно-оздоровительного корпуса (Номер заказа 0348100026513000177 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) поступила жалоба ООО "АНДРОЛЕС" на действия заказчика - ФГБУ "ЛОК "Елочки" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту лечебно-оздоровительного корпуса (Номер заказа 0348100026513000177 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).
Согласно доводу жалобы, заявитель считает, что заказчиком нарушены положения Федерального закона N 94-ФЗ и ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Установив соответствие жалобы формальным требованиям ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ, Управлением в установленном порядке в адрес заказчика, оператора электронной площадки и заявителя направлено уведомление о рассмотрении жалобы.
Представители заказчика, уведомленных надлежащим образом, прибыли на рассмотрение жалобы.
Представители заявителя, уведомленных надлежащим образом, не прибыли на рассмотрение жалобы.
По информации, полученной с официального сайта и от представителей заказчика - государственный заказ не размещен (контракт (договор) не заключен).
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте 09.10.2013.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 154 185 520 руб.
Относительно довода жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.
По мнению заявителя, объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов и количество участников размещения заказа.
Документация об аукционе в электронной форме утверждена Врио руководителем ФГБУ "ЛОК "Елочки" М.В. Горбатовой.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об аукционе в электронной форме, предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Согласно документации об аукционе в электронной форме в рамках контракта необходимо выполнить общестроительные работы. Кроме того, в рамках контракта необходимо поставить ряд товаров, использующихся при выполнении общестроительных работ (строительные материалы, инструменты и т.д.).
В документации об аукционе в электронной форме в 2.23 Техническое задание приведена "Ведомость материалов и работ".
Между тем, согласно документации об аукционе в электронной форме, в рамках контракта (договора) также необходимо поставить следующие товары:
- ведомость 02-01-28 "Сауна", в разделе "Прочие материалы": бадья, термометр, подголовник, половник, часы песочные;
- _ и другие в других ведомостях.
Очевидно, что вышеуказанные товары используются для различных целей, их поставка технологически и функционально не связана с предметом контракта (при выполнении строительных работ нет необходимости использовать указанные товары). Представители заказчика на заседании Комиссии Управления не смогли обосновать технологическую и функциональную взаимосвязь.
Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, юридическое лицо, осуществляющее строительные работы, должно соответствовать ряду установленных требований и являться членом саморегулируемой организации, подтверждением чего является свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Более того, данное требование установлено положениями документации об аукционе в электронной форме.
Однако, далеко не каждая организация, занимающаяся поставкой технологического оборудования, мебели или инвентаря осуществляет строительные работы и имеет указанное свидетельство.
Таким образом, компании осуществляющие поставку специализированного оборудования, мебели, инвентаря лишены возможности участвовать в аукционе. Необходимость наличия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства служит главным препятствием для принятия участия в аукционе. При этом важно учитывать, что стоимость требуемого к поставке оборудования по каждой из групп товаров, составляет весьма значительную сумму от общей стоимости контракта, а потому нельзя говорить о том, что условия о поставке соответствующего оборудования существенно не влияют на характер правоотношений сторон в рамках контракта.
Еще одним обстоятельством, на которое следует обратить внимание, является то, что указанные компании, являясь участниками рынка специализированного оборудования, мебели, инвентаря могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и предложить к поставке более качественное оборудование, мебель, инвентарь максимально соответствующее потребностям заказчика. Компании же, осуществляющие строительные работы, будут вынуждены обращаться к субпоставщикам, что не может обеспечить возможность формирования конкурентного ценового предложения, поскольку к стоимости оборудования, мебели, инвентаря установленной производителем, будут прибавлены дилерская наценка, расходы по доставке от производителя к дилеру, расходы по хранению оборудования, мебели, инвентаря и т.п. В результате цена данного оборудования, мебели, инвентаря установленная субпоставщиками, не будет являться конкурентоспособной. При этом не стоит забывать, что одной из главных целей Федерального закона N 94-ФЗ является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, а также развитие добросовестной конкуренции.
Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе по отдельным товарам или группам таких товаров. Включение в один лот товаров, технологически и функционально несвязанных между собой, не позволяет гарантировать наличие условий для существования конкурентной среды при размещении заказа. Негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного "укрепления лотов" за счет включения дополнительных товаров, технологически и функционально несвязанных между собой, проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, неспособных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требования об обеспечении исполнения контракта.
Также, в документации об аукционе в электронной форме встречаются указания на использование системы контроля Ospa BlueControl.
Следует отметить, что данная система контроля принадлежит компании Ospa (Германия) согласно общедоступным источникам информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ.
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что при осуществлении капитального ремонта объекта капитального строительства, заказчик вправе предусмотреть в документации об аукционе в электронной форме необходимость поставки и монтажа оборудования, мебели, инвентаря неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования, мебели, инвентаря необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, мебели, инвентаря технологически и функционально не связанного с объектом строительства, приводит к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа.
На основании изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что включение в состав одного предмета торгов строительных работ и оборудования, мебели, инвентаря поставка и установка которого технологически и функционально не связана со строительно-монтажными работами и может осуществляться отдельно, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, а также содержание в документации об аукционе в электронной форме на наименование производителя является нарушением ч. 1 ст. 41.6 (ч. 3.1 ст. 34) Федерального закона N 94-ФЗ, в том числе, потому что выполнение строительных работ и поставка и установка оборудования, мебели, инвентаря являются различными товарными рынками.
Относительно довода жалобы о нарушение заказчиком требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления отмечает, что к компетенции Комиссии Управления относятся вопросы по контролю в сфере размещения заказа, нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на которые ссылается заявитель, при рассмотрении жалобы в рамках Главы 8 Федерального закона N 94-ФЗ, Комиссией Управления не рассматривались.
Рассмотрев в ходе проведения внеплановой проверки документацию об аукционе в электронной форме, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно п. 20 Информационной карты аукциона документации об аукционе в электронной форме, заказчиком определены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в том числе требований, предусмотренных пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно то, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Для выполнения участниками размещения заказа требований, предусмотренных пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ и документацией об аукционе в электронной форме, заказчику необходимо выполнить требования п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ.
Например:
- ведомость 02-01-01 "а" "Конструктивное решение": бетон, горячекатаная арматурная сталь и другие, и так по всей документации об аукционе в электронной форме.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что заказчиком не выполнены требования п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно не указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 17, ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ, Административным регламентом, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АНДРОЛЕС" на действия заказчика - ФГБУ "ЛОК "Елочки" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту лечебно-оздоровительного корпуса (Номер заказа 0348100026513000177) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 1 ст. 41.6 (ч. 3.1 ст. 34); п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Рассмотрев вопрос о возбуждении административного производства по фактам, установленным в ходе рассмотрения жалобы по существу и проведении внеплановой проверки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в трехмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 ноября 2013 г. N 07-24-1682/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2013