Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 ноября 2013 г. N 03-10.1/409-2013 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Иванченко О.И. - и.о. заместителя руководителя Управления, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Воронцовой В.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Центр пожарной безопасности "Защита" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Администрация Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и его аукционной комиссии (далее - аукционная комиссия, Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту "Водоснабжение жилой застройки в п. Новоомский (ул.Дачная, ул.Хуторская, ул.Березовая) Омского района Омской области" (извещение N 0152300028813000004) (далее - открытый аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12663 от 06.11.2013), в которой указано, что аукционная комиссия нарушила требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов"), неправомерно отказав Обществу в допуске к участию в открытом аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-8118 от 07.11.2013) Заказчиком были представлены материалы размещения заказа.
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 04.10.2013 на указанном сайте Заказчиком были размещены извещение о проведении открытого аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 14081860 рублей.
09.10.2013 Заказчик внес изменения в документацию об аукционе.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 28.10.2013 следует, что поступило одиннадцать заявок, семь участников из которых допущены к участию в аукционе, четырем участникам размещения заказа отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе Заявителю.
Согласно протоколу проведения аукциона от 31.10.2013 один участник размещения заказа принял участие в аукционе, предложив цену 14011450,70 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 01.11.2013 заявка единственного участника размещения заказа ООО "АРТ РемСтрой" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В силу требований части 1 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов" аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Согласно части 4 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов" участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов" при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Частью 6 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
Исходя из требований пункта 1 части 3 статьи 41.6 и подпункта "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 2.1 части 2 документации об аукционе было установлено соответствующее требование к содержанию первой части заявки на участие в открытом аукционе.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В Разделе II "Требования к изделиям и материалам, используемым при выполнении работ" документации об аукционе установлены характеристики поставляемого товара без указания товарного знака, например:
|
наименование |
Требования к материалу |
1 |
Труба |
стальная электросварная прямошовная со снятой фаской из стали марок БСт2кп или БСт4кп БСт2псили БСт4пс наружный диаметр 325 мм, толщина стенки 8 мм |
15 |
Фланец |
из стали марок ВСт3сп2 или ВСт3сп3 для трубопроводов, с соединительным выступом на условное давление Ру 0,1 или 0,25 МПа (1 и (или) 2,5 кгс/см2), диаметром условного прохода 40 мм |
34 |
Горячекатаная арматурная сталь |
гладкая класса А-I, диаметром 16 или 18 мм |
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 28.10.2013 Заявителю (заявка N 11) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "Несоответствие сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Федерального закона N94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме".
Изучив заявки на участие в аукционе всех участников размещения заказа, Комиссия установила, что в заявке Общества предложен к использованию следующий товар:
|
наименование |
Требования к материалу |
1 |
Труба стальная электросварная прямошовная со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс |
стальная электросварная прямошовная со снятой фаской из стали марок БСт2кп, БСт4кп БСт2пс, БСт4пс наружный диаметр 325 мм, толщина стенки 8 мм |
15 |
Фланец из стали марок ВСт3сп2, ВСт3сп3 для трубопроводов, с соединительным выступом на условное давление Ру 0,1 и 0,25 МПа (1 и 2,5 кгс/см2), диаметром условного прохода 40 мм |
из стали марок ВСт3сп2, ВСт3сп3 для трубопроводов, с соединительным выступом на условное давление Ру 0,1 и 0,25 МПа (1 и 2,5 кгс/см2), диаметром условного прохода 40 мм |
34 |
Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 16-18 мм |
гладкая класса А-I, диаметром 16-18 мм |
Не соглашаясь с решением аукционной комиссии, Заявитель утверждает следующее: "ООО "ЦПБ "Защита" не согласно с опубликованным протоколом, так как в нем не указана причина, по которой заявка, поданная ООО "ЦПБ "Защита", не соответствует требованиям аукционной документации. Также считаем, что заявка N 1078057 (номер в протоколе 11) полностью соответствует требованиям предъявленным заказчиком".
В Омское УФАС России Заказчик представил (вх.N 12897 от 12.11.2013) пояснения в отношении доводов жалобы, в которых подробно указал основания отказа в допуске Обществу к участию в аукционе:
"Не допущен к участию в аукционе на основании несоответствия сведений, предусмотренных пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Федерального закона 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. А именно в форме Раздела II "Требования к изделиям и материалам, используемым при выполнении работ":
п.1 - Участник размещения заказа в применяемом материале: труба стальная электросварная прямошовная со снятой фаской указал "марок БСт2кп, БСт4кп, БСт2пс, БСт4пс", что не соответствует требованию ч.4 ст.41.8 94-ФЗ, а именно не предложил конкретную марку стали трубы стальной электросварной прямошовной со снятой фаской.
п.3,4 - Участник размещения заказа в применяемом материале: переход концентрический указал "на Ру до 16 Мпа (160 кгс/см2)", что не соответствует требованию ч.4 ст.41.8 94-ФЗ, а именно не предложил конкретное условное давление рабочей среды (Ру), об этом свидетельствует слово "до" в предложенной характеристики перехода концентрического Участниом. В том числе, Участником в скобках указан перевод единиц измерения, а так как показатель "на Ру до 16 Мпа" - не конкретный, то данная характеристика противоречит друг другу и вводит Заказчика в заблуждение.
п. 15, 16, 17, 35, 36 - Участник размещения заказа в применяемом материале: фланец из стали марок ВСтЗсп2, ВСтЗспЗ для трубопроводов с соединительным выступом на условное давление Ру 0,1 или 0,25 Мпа (1 или 2,5кгс/см2) указал "из стали марок ВСтЗсп2, ВСтЗспЗ для трубопроводов с соединительным выступом на условное давление Ру 0,1 или 0,25 Мпа (1 или 2,5кгс/см2)", что не соответствует требованию ч.4 ст.41.8 94-ФЗ, а именно не предложил конкретную марку стали, а также условное давление.
п.34 - Участник размещения заказа предложил диаметр 16-18 мм горячекатаной арматурной стали гладкой класса А-I, что не соответствует требованию ч.4 ст.41.8 94-ФЗ, а именно не предложил конкретный диаметр. В соответствии с ГОСТ 5781-82 ("СТАЛЬ ГОРЯЧЕКАТАНАЯ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ"), сталь горячекатаная арматурная гладкая класса А-I может быть диаметром как 16 мм, так и 18 мм".
Комиссия согласилась с утверждением Заявителя об отсутствии в нарушение части 6 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов" в протоколе рассмотрения заявок от 28.10.2013 указания положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе.
Вместе с тем, Комиссия признала, что в нарушение требований подпункта "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов" и пункта 2.1 части 2 документации об аукционе Заявитель не указал в первой части заявки конкретные показатели используемого товара, соответствующие характеристикам, установленным в документации об открытом аукционе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия считает, что аукционная комиссия правомерно отказала Заявителю в допуске к участию в аукционе по вышеуказанному основанию, в связи с чем, жалоба признается частично обоснованной.
3.2. Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов" предусмотрено требование о представлении в составе второй части заявки на участие в аукционе копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов" при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства (допуск на генподряд).
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Исходя из вышеуказанных норм Федерального закона "О размещении заказов", в подпункте "в" пункта 2 раздела I документации об аукционе заказчик установил требование о представлении во второй части заявки на участие в открытом аукционе копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе: "Наличие у участника размещения заказа, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства - выданного саморегулируемой организацией в области архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, копии свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Перечнем видов работ, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N624 - устройство наружных сетей водопровода".
Комиссия установила, что виды работ, являющиеся предметом данного открытого аукциона, включены в указанный Перечень (п. 16), соответственно, если положениями документации не установлено требование о выполнении подрядчиком работ "лично", условием допуска к участию в данном открытом аукционе, устанавливаемым в документации об открытом аукционе в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов", должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа либо свидетельства о допуске к работам по организации строительства, либо наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ.
Данная позиция подтверждается письмом Федеральной антимонопольной службы от 23.05.2011 N ИА/19714.
Из положений документации об аукционе не следует, что подрядчик не вправе привлекать к выполнению работ третьих лиц.
Таким образом, учитывая, что документация об аукционе не содержит альтернативного требования о представлении участниками размещения заказа во второй части заявки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, в частности, согласно пункту 33.7 Перечня - "Объекты водоснабжения и канализации", Комиссия считает, что Заказчик нарушил требования пункта 1 части 3 статьи 41.6 и пункта 2 части 6 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов".
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, пунктами 3.35 и 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Центр пожарной безопасности "Защита" на действия заказчика - Администрация Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и его аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту "Водоснабжение жилой застройки в п. Новоомский (ул.Дачная, ул.Хуторская, ул.Березовая) Омского района Омской области", при этом признать обоснованным довод в части неуказания в протоколе рассмотрения первых частей заявок положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе.
2. Признать в действиях Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 41.6, пункта 2 части 6 статьи 41.8, части 6 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов".
3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" выдать Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы рассмотрения жалобы ООО "Центр пожарной безопасности "Защита" должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии |
О.И.Иванченко |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
А.В.Вормсбехер |
|
В.С.Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 ноября 2013 г. N 03-10.1/409-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2013