Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 ноября 2013 г. N 03-10.1/414-2013 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Иванченко О.И. - и.о. заместителя руководителя Управления, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Рэдианс" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - БУЗОО "Таврическая центральная районная больница" и его аукционной комиссии (далее - аукционная комиссия, Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение внутренних электромонтажных работ акушерского отделения (извещение N 0352300058213000079), (далее - открытый аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12757э от 08.11.2013), в которой указано, что аукционная комиссия нарушила требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов"), неправомерно признав соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе заявки участников размещения заказа N 3, N 4, N 17, N 21.
Кроме того, Заявитель утверждает, что некоторые положения документации об аукционе, утвержденной Заказчиком, нарушают законодательство о размещении заказов, а именно:
- "в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" заказчиком не были установлены требования к товарам;
- в нарушение пункта 13 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" разработанный проект контракта не содержит сведений о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Вместе с тем, в силу требований частей 2 и 2.1 статьи 57 и пункта 3 части 1 статьи 59 Федерального закона "О размещении заказов" жалоба на положения документации об аукционе после окончания срока подачи заявок не рассматривается.
Учитывая, что извещением о проведении аукциона срок окончания подачи заявок был установлен 26.10.2013, то в силу вышеуказанных императивных норм Федерального закона "О размещении заказов" жалоба Заявителя, поступившая в Омское УФАС России 08.11.2013, принята к рассмотрению только в части доводов, в которых обжалуются действия аукционной комиссии.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-9199 от 11.11.2013) Заказчиком были представлены материалы размещения заказа.
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 18.10.2013 на указанном сайте Заказчиком были размещены извещение о проведении открытого аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 984378,42 руб.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 29.10.2013 следует, что поступила двадцать одна заявка, все участники размещения заказа допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения аукциона от 01.11.2013 четверо участников размещения заказа приняли участие в аукционе, наименьшую цену 679173,74 руб. предложил участник N 4.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 06.11.2013 заявки всех участников размещения заказа признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, победителем признано ООО "Боцман".
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В силу требований части 1 статьи 41.11 Федерального закона "О размещении заказов" аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 20 статьи 41.10 настоящего Федерального закона, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 6 статьи 41.11 Федерального закона "О размещении заказов" заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае:
1) непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе;
2) несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Частью 5 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 и пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требование о представлении в составе второй части заявки на участие в аукционе копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов" при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства (допуск на генподряд).
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Изучив документацию об аукционе, Комиссия установила, что виды работ, являющиеся предметом договора, не входят в Перечень и, следовательно, требовать о наличии у участников размещения заказа свидетельства о допуске СРО неправомерно.
Вместе с тем, в подпункте 6 пункта 13 "Требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона" документации об аукционе установлено требование о наличии у участников размещения заказа "лицензии на указанный вид деятельности, сертификата СРО".
Исходя из данного требования, Заявитель в своей жалобе утверждает, что участники размещения заказа ООО "Боцман", ООО АК "ЭнергоЭффект", ООО "ЭнергоМаксимум" и ООО ПК "Модуль" не представили необходимые свидетельства и были неправомерно признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
Представители Заказчика пояснили, что указанное требование было установлено ошибочно и не принималось во внимание аукционной комиссией при рассмотрении заявок на участие в аукционе.
Данное обстоятельство подтверждается тем, что в составе вторых частей заявок трех допущенных к участию в аукционе участников размещения заказа действительно отсутствовало свидетельство СРО о допуске к указанным работам.
Таким образом, Комиссия считает, что аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов в связи с чем, жалоба признается необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия признала нарушение пункта 1 части 1 статьи 11, части 5 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" в действиях Заказчика, утвердившего документацию об аукционе не соответствующую требованиям законодательства о размещении заказов.
3.2. В силу требований пункта 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Исходя из требований подпункта "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов" при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Как следует из документации об аукционе, локального сметного расчета на электромонтажные работы, при выполнении работ будет использоваться товар (розетки, коробки, светильники и т.д.).
В нарушение указанных норм подпункт 2.4.1 пункта 2 документации об аукционе содержит требование о представлении в первой части заявки на участие в аукционе исключительно согласия участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
3.3. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Как следует из документации об аукционе, локального сметного расчета на электромонтажные работы, при выполнении работ будет использоваться товар (розетки, коробки, светильники и т.д.).
В нарушение данной нормы, документация об аукционе не содержит соответствующих требований к используемому товару.
3.4. Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу с 07.06.2013, внесены изменения в Федеральный закон "О размещении заказов", связанные с возможностью расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта.
В частности, соответствующие изменения внесены в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов", при этом глава 1 дополнена статьей 19.2, часть 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" дополнена пунктом 13.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 1 статьи 19.2 Федерального закона "О размещении заказов" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что документация об открытом аукционе должна содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Проанализировав положения документации об открытом аукционе, в том числе непосредственно сам проект договора, в силу части 5 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, Комиссия установила, что в нарушение пункта 13 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов", разработанная и утвержденная Заказчиком документация об открытом аукционе не содержит установленных данной нормой сведений.
3.5. Согласно части 1 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" Документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу требований части 2.1 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов" не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение указанной нормы подпункт 6 пункта 13 "Требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона" документации об аукционе установлено требование о наличии у участников размещения заказа "материально-технических запасов, производственных мощностей и оборудования, необходимых для выполнения указанных работ, в установленные сроки (предоставляется либо во второй части заявок, либо победителем до подписания договора)".
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, пунктами 3.35 и 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Рэдианс" на действия заказчика - БУЗОО "Таврическая центральная районная больница" и его аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение внутренних электромонтажных работ акушерского отделения.
2. Признать в действиях заказчика - БУЗОО "Таврическая центральная районная больница" и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 11, части 2.1 статьи 34, части 1, пунктов 1 и 13 части 3, пункта 1 части 4, части 5 статьи 41.6, подпункта "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов".
3. Учитывая обстоятельство, что при данном размещении заказа указанные нарушения не повлияли на его результаты предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов не выдавать.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы рассмотрения жалобы ООО "Рэдианс" должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица БУЗОО "Таврическая центральная районная больница".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии |
О.И.Иванченко |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
А.В.Вормсбехер |
|
А.П.Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 ноября 2013 г. N 03-10.1/414-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2013