Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 декабря 2013 г. N 03-10.1/457-2013 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Иванченко О.И. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Кусановой Ш.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Регион 55" (далее - Заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса А, класса Б из контейнеров (извещение N 0352300030213000146) (далее - открытый аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13470 от 26.11.2013), в которой указано, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов"), включив в документацию об аукционе требования, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, а также нарушают его законные права и интересы, а именно:
"В пункте 2.1 документации об открытом аукционе в электронной форме предусмотрены обязательные требования к участникам размещения заказа. Согласно п. 2.1.4. Документации об открытом аукционе обязательным требованием к участникам является соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, оказывающим услуги, являющихся предметом аукциона, именно, наличие действующего санитарно-эпидемиологического заключения, с указанием в приложении "медицинские отходы класса А (не опасные), класса Б (эпидемиологически опасные)"_
Для осуществления деятельности по оказанию услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов двух классов необходимо наличие двух санитарно- эпидемиологических заключений по классу А и по классу Б, либо одного с указанием каждого вида.
При этом выдаче каждого из заключений сопутствует соблюдение разных требований и условий.
При оказании услуг по сбору и утилизации указанных медицинских отходов необходимо также соблюдение разных условий по сбору отходов, транспортировке, и утилизации: транспортировка медицинских отходов класса Б должна производится специализированными транспортными средствами, сбор осуществляется в специальные одноразовые герметичные пакеты желтого цвета с маркировкой в специальные контейнеры для отходов класса Б.
Таким образом, данные виды работ не являются технологически и функционально связанными, поскольку в силу указанных обстоятельств различны и по своей специфике и методам исполнения.
ООО "Регион 55" имеет санитарно-эпидемиологическое заключение согласно которому вправе заниматься деятельностью по вывозу и утилизации медицинских отходов класса А, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением от 13.01.2011 г. и имеет намерение участвовать в открытом аукционе, поскольку заинтересовано в оказании услуг заказчику. Однако, ознакомившись в документацией аукциона, считает, что право ООО "Регион 55" на участие в открытом аукционе в электронной форме нарушено".
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-8751 от 27.11.2013) Заказчиком были представлены материалы размещения заказа.
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 20.11.2013 на указанном сайте Заказчиком были размещены извещение о проведении открытого аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 1346850 рублей.
Согласно данному извещению, срок окончания подачи заявок на участие в аукционе установлен 28.11.2013.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителе Заказчика и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В силу требований части 5 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 6 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов" вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Частью 3 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 163 от 09.12.2010 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН).
Согласно пункту 2.1 СанПиН медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Согласно пункту 4.6 СанПиН сбор отходов класса "А" осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Цвет пакетов может быть любой, за исключением желтого и красного. Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы "Отходы. Класс А". Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляются с использованием средств малой механизации и перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке (помещении). Многоразовая тара после опорожнения подлежит мытью и дезинфекции. Порядок мытья и дезинфекции многоразовой тары определяется в соответствии со схемой обращения отходов в каждой конкретной организации. Транспортирование отходов класса "А" организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления, определенными статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пункту 4.16 СанПиН медицинские отходы класса "Б" из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается.
Согласно пункту 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 16.06.2003 г. N 144 отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности:
1 класс - чрезвычайно опасные;
2 класс - высоко опасные;
3 класс - умеренно опасные;
4 класс - мало опасные.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно подпункту "д" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.05.2012 N 255 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган сведения о наличии у соискателя лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека".
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) также предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что пунктом 4.11 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2342-08 "Обеспечение безопасности иммунизации", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.03.2008 N 15, предусмотрено, что транспортирование медицинских отходов к месту их уничтожения (переработки) производится специализированным транспортом организации, имеющей соответствующую лицензию.
Исходя из приведенных норм, Комиссия считает, что для осуществления деятельности по вывозу и утилизации медицинских отходов участник размещения заказа должен представить во второй части заявки на участие в аукционе копию соответствующей лицензии.
Данная позиция Комиссии подтверждается Постановлением Федерального Арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 7 декабря 2012 г. по делу N А03-4312/2012.
Комиссия также считает, что виды работ по вывозу и утилизации медицинских отходов класса А и класса Б технологически и функционально связаны между собой, требуют определенной квалификации исполнителей, следовательно, выполнение данных работ одним подрядчиком не влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Исходя из изложенного, жалоба признается необоснованной.
В то же время, Комиссия отмечает, что пункт 2.1.4 и пункт 3.2 документации об аукционе содержит требование о наличии у участников размещения заказа и представления во второй части заявки копии "Действующего санитарно-эпидемиологического заключения, с указанием в приложении "медицинские отходы класса А (не опасные), класса Б (эпидемиологически опасные)".
Комиссия считает, что данное требование не соответствует действующему законодательству и приводит к нарушению требований пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 1 части 3 и части 5 статьи 41.6, пункта 2 части 6 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов".
3.2. Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу с 07.06.2013, внесены изменения в Федеральный закон "О размещении заказов", связанные с возможностью расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта.
В частности, соответствующие изменения внесены в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов", при этом глава 1 дополнена статьей 19.2, часть 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" дополнена пунктом 13.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 1 статьи 19.2 Федерального закона "О размещении заказов" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что документация об открытом аукционе должна содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Проанализировав положения документации об открытом аукционе, в том числе непосредственно сам проект договора, в силу части 5 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, Комиссия установила, что в нарушение пункта 13 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов", разработанная и утвержденная Заказчиком документация об открытом аукционе не содержит установленных данной нормой сведений.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, пунктами 3.35 и 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Регион 55" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса А, класса Б из контейнеров.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 11, пунктов 1 и 13 части 3 статьи 41.6, части 5 статьи 41.6, пункта 2 части 6 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов".
3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы рассмотрения жалобы ООО "Регион 55" должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица БУЗОО "ГК БСМП N 2".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П.Шмакова |
Заместитель Председателя Комиссии |
О.И.Иванченко |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
А.В.Вормсбехер |
|
Ш.М.Кусанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 декабря 2013 г. N 03-10.1/457-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2013