Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 декабря 2013 г. N 03-10.1/459-2013 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Иванченко О.И. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Кусановой Ш.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Максидром" (далее - Заявитель, Общество) на действия Министерства промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области*(1) (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг в сфере информационных технологий по созданию первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области, обеспечивающей интеграцию пространственных и других данных об Омской области с электронными картами, космоснимками, данными ГЛОНАСС и других информационных систем (извещение N 0152200001013000046) (далее - открытый конкурс),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13558 от 27.11.2013), в которой указано, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов"), включив в конкурсную документацию требования, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, а именно:
"Пунктом 3 "Требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона" конкурсной документации на право заключить государственный контракт на оказание услуг в сфере информационных технологий по созданию первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области, обеспечивающей интеграцию пространственных и других данных об Омской области с электронными картами, космоснимками, данными ГЛОНАСС и других информационных систем N O1-OK/13 установлено обязательное наличие у участника размещения заказа и представление копии лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Между тем, работы, являющиеся предметом конкурса, не связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Любая из работ, предусмотренных техническим заданием, а также все они в совокупности могут быть выполнены без использования сведений, составляющих государственную тайну".
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-8859 от 28.11.2013) Заказчиком были представлены материалы размещения заказа (вх. N 13800 от 03.12.2013).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 31.10.2013 на указанном сайте Заказчиком были размещены извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 11220000 рублей.
Согласно данному извещению, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе 02.12.2013 в 10:00 час.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей Заказчика и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В силу требований пункта 10 части 4 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 настоящего Федерального закона конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов" заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
На основании статьи 27 Закона Российской Федерации N 5485-1 "О государственной тайне" и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 допуск предприятий, учреждений и организации к проведению работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну, осуществляет ФСБ России (на территории Российской Федерации).
Статьей 5 Закона Российской Федерации N 5485-1 "О государственной тайне" установлен перечень сведений, составляющих государственную тайну, согласно которому к государственной тайне отнесены сведения в военной области, в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.
В силу Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение отнесены к государственной тайне (пункт 60).
Пункты 2.2.2.2 и 3.1 конкурсной документации содержат требование о наличии у участников размещения заказа лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну и представлении в заявке на участие в конкурсе копии такой лицензии.
Не соглашаясь с доводом жалобы, Заказчик предоставил возражения, в которых указал следующее:
"Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203. Согласно пункту 42 данного Перечня сведениями, отнесенными к государственной тайне, являются сведения о метрополитенах или других сооружениях, которые могут быть использованы в интересах обороны страны, а также сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 300 тысяч человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Техническое задание на оказание услуг в сфере информационных технологий по созданию первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области, обеспечивающей интеграцию пространственных и других данных об Омской области с электронными картами, космоснимками, данными ГЛОНАСС и других информационных систем (далее - Техническое задание) является приложением N 1 к конкурсной документации от 31 октября 2013 года N 01-ОК/13.
Согласно разделу 9 Технического задания требованиями к информационному обеспечению Системы является включение Исполнителем в состав муниципальных отраслевых пространственных данных (при наличии в исходных данных в векторной форме):
1) данных об инженерной инфраструктуре поселения, в том числе:
- существующие магистральные и внутриквартальные сети водоснабжения;
- проектируемые, сохраняемые магистральные и внутриквартальные сети водоснабжения;
- существующие объекты водоснабжения;
- проектируемые, сохраняемые объекты водоснабжения;
- точки подключения сетей и объектов водоснабжения;
2) данных о транспортной инфраструктуре, в том числе:
- существующие объекты транспортной инфраструктуры;
- проектируемые объекты транспортной инфраструктуры.
Таким образом, при оказании услуг победителем открытого конкурса будут использоваться сведения, составляющие государственную тайну, что требует у него наличия соответствующей лицензии".
Комиссия не может согласиться с данными возражениями, поскольку в пункте 7.4.2 Технического задания прямо указано: "В Системе должна обрабатываться информация ограниченного доступа, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, поскольку Система относится к группе многопользовательских автоматизированных систем, в которых одновременно обрабатывается и хранится информация разных уровней конфиденциальности", соответственно, Комиссия считает, что Заказчиком не обоснована необходимость установления к участникам размещения заказа требования о наличии у них лицензии ФСБ России, признает довод жалобы заявителя обоснованным.
3.2. Частью 3 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. В случае, если в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в конкурсной документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
При рассмотрении жалобы Комиссия установила следующее:
31.10.2013 на официальном сайте zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено 2 извещения о проведении торгов:
1) N 0152200001013000051 о проведении открытого аукциона в электронной форме "Оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на программное обеспечение для создания автоматизированной системы центра по предоставлению на территории Омской области информационных услуг с использованием спутниковых данных" (далее - открытый Аукцион);
2) N 0152200001013000046 о проведении обжалуемого открытого конкурса.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что обжалуемый открытый конкурс предполагает создание первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области с использованием базового и системного программного обеспечения, принадлежащего Заказчику (п.п. 10.2.4., 10.3. Технического задания), в том числе:
- ArcGIS 10.2 for Server Enterprise Standard (ESRI, США);
- ArcGIS 10.2 for Desktop Standard (ERSI, США);
- ИАС "Градоустройство" 2.4 (ООО ИТП "Град", Россия);
- MapXtreme 7.1 Desktop Deployment (Mapinfo Corp., США).
При этом в конкурсной документации отсутствует возможность использования эквивалентного программного обеспечения.
В возражениях Заказчика указано: "В Конкурсной документации отсутствуют ссылки на возможность использования эквивалентного программного обеспечения, поскольку в распоряжении Государственного заказчика уже имеется определенный набор программного обеспечения, приобретенного в целях создания Системы. Использование программного обеспечения Заказчика является условием оказания услуг".
Однако ознакомление с документацией открытого Аукциона показывает, что поставка (в форме предоставления неисключительных прав) программного обеспечения для первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области предусмотрена именно для обеспечения выполнения работ, являющихся предметом открытого конкурса.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что на момент утверждения конкурсной документации у Заказчика отсутствовало программное обеспечение, указанное в Техническом задании, следовательно, Заказчик нарушил требования части 3 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов".
3.3. В силу требования пункта 4 части 4 статьи 21 Федерального закона "О размещении заказов" в извещении о проведении открытого конкурса должен быть указан предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
На основании указанной нормы извещение о проведении конкурса содержит информацию об объеме выполняемых работ: "В соответствии с Техническим заданием на оказание услуг (Приложение N 1 к настоящей конкурсной документации)".
Изучив конкурсную документацию, Комиссия установила, что в пункте 6.1 раздела 6 "Требования к оказываемым услугам" Технического задания Заказчик установил следующее:
"Для пилотных РОИВ и ОМСУ должна быть обеспечена возможность работы с Системой, в том числе выполнение операций по наполнению и редактированию геопространственных данных, с предоставлением необходимого для работы количества подключений к Системе (рабочих мест с веб-интерфейсом), а также проведены обработка, конвертация и наполнение Системы ОПД, имеющимися в распоряжении пилотных РОИВ и ОМСУ" (согласно сокращениям, применяемым в данной конкурсной документации: РОИВ - региональные органы исполнительной власти (Омской области); ОМСУ - органы местного самоуправления Омской области).
При этом Заказчиком были даны следующие пояснения:
"Пункт 6.3 раздела 6 Технического задания предусматривает, что на первом этапе оказания услуг в рамках пилотного проекта на серверах Государственного заказчика должно быть развернуто базовое программное обеспечение и система управления базами данных.
Перечень имеющегося у Государственного заказчика программного обеспечения представлен в пункте 10.2.4 Технического задания. Указанным перечнем предусмотрено наличие у Государственного заказчика десяти пользовательских лицензий MapXtreme 7.1 Desktop Deployment. Так как техническим заданием не предусмотрено иное, пилотный проект должен предусматривать 10 рабочих мест пользователей".
Пункт 10.2.4 Технического задания представлен в виде таблицы:
"10.2.4. При оказании услуг в рамках настоящего Технического задания Исполнителем должно использоваться следующее ПО, входящее в состав программной платформы центра по предоставлению на территории Омской области информационных услуг с использованием спутниковых данных, имеющееся у Государственного заказчика:
N п/п |
Наименование |
Количество лицензий, усл. ед. |
1. |
ArcGIS 10.2 for Server Enterprise Standard, лицензия на 1 сервер до 4-х ядер |
1 |
2. |
ArcGIS 10.2 for Desktop Standard |
1 |
3. |
Серверная лицензия ИАС "Градоустройство" 2.4 и выше для муниципальных образований свыше 600 тысяч жителей |
1 |
4. |
Серверная лицензия ИАС "Градоустройство" 2.4 для муниципальных образований менее 100 тысяч жителей |
2 |
5. |
MapXtreme 7.1 Desktop Deployment (пользовательская лицензия) |
10 |
Комиссия считает, что из данной таблицы прямо не следует, на каком именно сервере, каким способом и в каком количестве исполнитель должен предоставить (установить) рабочие места для работы с Системой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не в полной мере исполнил требования пункта 4 части 4 статьи 21 Федерального закона "О размещении заказов" при определении объема выполняемых работ, а именно, не указав количество рабочих мест Системы в пилотных РОИВ и ОМСУ .
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, пунктами 3.35 и 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Максидром" на действия Министерства промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области (в настоящее время - Главное управление информационных технологий и связи Омской области) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг в сфере информационных технологий по созданию первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области, обеспечивающей интеграцию пространственных и других данных об Омской области с электронными картами, космоснимками, данными ГЛОНАСС и других информационных систем.
2. Признать в действиях Министерства промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области (в настоящее время - Главное управление информационных технологий и связи Омской области) нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 4 части 4 статьи 21, части 3 статьи 22, пунктов 1 и 10 части 4 статьи 22, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов".
3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" выдать Главному управлению информационных технологий и связи Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П.Шмакова |
Заместитель Председателя Комиссии |
О.И.Иванченко |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
Ш.М.Кусанова |
-------------------------------------------
*(1) Согласно Указу Губернатора Омской области от 06.09.2013 N 123 Министерство промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области с 21.11.2013 переименовано в Главное управление информационных технологий и связи Омской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 декабря 2013 г. N 03-10.1/459-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2013