Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 ноября 2013 г. ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Тресковой Светланы Сергеевны (далее - Заявитель) на действия МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска по адресу: Пермский край, г. Горнозаводск, ул. Кирова, д. 9 (извещение N 0356300016613000008),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300016613000008 от 10.10.2013 г. Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на капитальный ремонт здания МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска по адресу: Пермский край, г. Горнозаводск, ул. Кирова, д. 9.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, в соответствии "Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установлено следующее.
По первому доводу, Заявитель указывает, что в составе документации об открытом аукционе в электронной форме отсутствует проектная документация.
В соответствии с п.1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявленные к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
При этом, согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с требованиями п.1 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно письму ФАС России от 22.02.2013 г. N АЦ/6399/13 "О разъяснении законодательства" (далее - Разъяснение ФАС) в целях надлежащего соблюдения п.1 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.
Из указанных норм законодательства, а также из Разъяснения ФАС следует, что проектная документация должна входить в состав документации об открытом аукционе в электронной форме и должна размещаться на сайте в полном объеме.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено (и не отрицается представителем Заказчика), что проектная документация не размещена на официальном сайте в сети Интернет.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика содержится нарушение требований п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно второму доводу Заявителя, проект договора не содержит срок оплаты выполненных работ.
В соответствии с п. 2.4. договора расчеты за выполненные работы производятся поэтапно за счет средств бюджета муниципального района и краевого бюджета (региональный фонд софинансирования расходов по приоритетному региональному проекту "Наша школа"):
- 1 этап - оплата в размере 25 % от цены договора, за счет средств бюджета муниципального района, в течение 5 банковских дней, после подписания договора;
- 2 этап- оплата в размере 75 % от цены договора, за счет средств краевого бюджета, за фактически выполненные работы после подписания актов приемки выполненных работ, сдачи отчета в Министерство образования Пермского края, при поступлении краевых средств на расчетный счет Заказчика по ПРП "Новая школа".
В соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать форму, сроки порядок оплаты товара, работ, услуг.
Комиссия отмечает, что при указанных обстоятельствах, в действиях Заказчика, установившего в проекте контракта возможность оплаты при поступлении краевых средств на расчетный счет Заказчика, содержится нарушение требований п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно п. 5 Раздела 4 документации о торгах обоснованием начальной максимальной цены контракта является локально-сметный расчет.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснила, что локально-сметный расчет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликован не был.
В соответствии с п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1. настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Следовательно, участники размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в силу норм п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказа должны представить конкретные показатели товара, соответствующие установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме значениям.
Согласно п. 1 Разделу 7 "Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" первая часть заявки на участие в торгах должна содержать:
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме;
Согласие, указанное выше, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации о торгах указания на товарный знак используемого товара.
Указание только на согласие участника размещения заказа выполнить работы согласно условиям документации об аукционе не означает соответствие его заявки требованиям документации об аукционе.
Комиссия отмечает, что в документации об открытом аукционе в электронной форме не установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям заказчика, что лишает участника размещения заказа возможности определить выдвигаемые к товарам требования и, как следствие, обоснованно сформировать свое предложение.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом в документации должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Комиссия Пермского УФАС отмечает, что техническое задание, в случае, когда оно содержит, согласно документации о торгах, требования к работам, не может являться источником показателей товаров, используемых при выполнении работ.
Таким образом, Заказчиком были нарушены требования п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в части не установления в документации о торгах требований к характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ.
Согласно п. 2.1 Разделу 7 документации о торгах участники размещения заказа в составе второй части заявки должны представить копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Комиссия отмечает, что вышеупомянутое положение документации о торгах без конкретизации документов, требующихся для представления Заказчику в составе второй части заявки, вводит участников размещения заказа в заблуждение.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 данной статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов установлено такое обязательное требование к участникам размещения заказа как соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 указанного Кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью ч. 3.1 ст.52 Градостроительного кодекса установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 указанного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и по организации строительства.
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Учитывая изложенное выше, если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, Заказчик обязан установить требование о предоставлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник размещения заказа в данном случае обязан предоставить такое свидетельство.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
На основании п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Так как предметом аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту, документация должна содержать требование о соответствии участника размещения заказа требованиям законодательства РФ, предъявляемым к лицам, осуществляющим такие работы. Заказчик, не установив надлежащим образом указанное выше требование, нарушил требования, обозначенные в ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Поскольку требование о наличии копии свидетельства СРО, содержащей допуски к работам в соответствии с Приказом N 624, не установлено, Заказчиком также нарушены требования, обозначенные в п.1 ч.3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми, Заказчик должен определить перечень необходимых документов, предоставляемых во второй части заявки, для подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с требованиями РФ.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тресковой Светланы Сергеевны на действия МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска по адресу: Пермский край, г. Горнозаводск, ул. Кирова, д. 9 (извещение N 0356300016613000008), обоснованной.
2. Признать в действиях МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска выявленное при рассмотрении жалобы, нарушение требований п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска, выявленное при рассмотрении жалобы, нарушение требований п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
4. Признать в действиях МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска, выявленное при проведении внеплановой проверки, нарушение требований п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
5. Признать в действиях МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска, выявленное при проведении внеплановой проверки, нарушение требований ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
6. Признать в действиях МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска, выявленное при проведении внеплановой проверки, нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
7. Предписание не выдавать, в связи с тем, что оно было выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "ПромТрансСтрой" на действия МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска по адресу: Пермский край, г. Горнозаводск, ул. Кирова, д. 9.
8. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц МБДОУ "Детский сад N 10" г. Горнозаводска к административной ответственности за нарушение требований Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 ноября 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2013