Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 ноября 2013 г. ООО "МедДезФарм"
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: |
В.Г. Корнеев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
рассмотрев дело N 2383/03 жалобе ООО "МедДезФарм" (далее - Заявитель) о нарушении МБУЗ "ЦРБ Целинского района Ростовской области" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300052913000266 "Поставка дезинфицирующих средств в течение 2014 года" (далее - аукцион) ст. 41. 6 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), от Заказчика - не явился (извещен надлежащим образом), от Заявителя - не явился (извещен надлежащим образом), от Привлеченного лица - Правительства Ростовской области - не явился (извещен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно объединил в один лот товары, которые не являются одноименными. В частности, по п.п. 2, 10, 11 Технической части документации Заказчику к поставке/использованию необходимы дезинфицирующее и косметические средства.
Заказчик не согласился с доводами жалобы Заявителя, представил возражения на жалобу (исх. N 2701 от 11.11.2013 г.).
Спецификация товаров разработана в соответствии с потребностью Заказчика и нормами права.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона и п. 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС РФ от 24.07.2012 г. N 498, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка размещенного заказа, в ходе которой установлено:
29.10.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, электронной торговой площадке ООО "РТС-Тендер" http://www.rts-tender.ru опубликовано извещение о проведении аукциона N 0358300052913000266.
Согласно извещению 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 29.10.2013 рублей; 2) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени): 06.11.2013 10:00.
1) Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 ст. 34 Закона.
Документация об аукционе разрабатывается и утверждается Заказчиком (ст. 34 Закона).
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (ч. 2 ст. 34 Закона).
Не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом ч. 2.1 ст. 34 Закона).
Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (ч. 3 ст. 34 Закона).
Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (ч. 3. 1 ст. 34 Закона).
Из анализа приведенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.
Заказчиком в рамках настоящего аукциона установлен перечень технических, функциональных и потребительских характеристик поставляемых товаров без указания конкретных товарных знаков.
В частности, по п.п. 2, 10, 11 Технической части Заказчику необходимы антисептическое жидкое мыло, профессиональный восстанавливающий крем для ухода за кожей рук медицинского персонала после работы в перчатках и частого применения дезинфицирующих и моющих средств Ньюгард-ренова (восстанавливающий), профессиональный регенерирующий крем для ухода за кожей рук медицинского персонала после работы в перчатках и частого применения дезинфицирующих и моющих средств Ньюгард-ультра (регенирирующий).
Характеристики указанных товаров приведены в указанной части документации.
Возможность поставки эквивалентной продукции документацией об аукционе предусмотрена.
Заявленные к поставке товары функционально связаны между собой и служат единой цели в соответствии с СанПин "Правила обработки рук медицинского персонала и кожных покровов пациентов".
Выполнение требований указанного СанПиН является обязательным в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999г.N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Невыполнение требований СанПин несет серьезную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию лечебно-профилактического учреждения.
Документация по настоящему аукциону содержит определенные характеристики товаров, подлежащих к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика.
Ростовское УФАС России с учетом приведенных норм права полагает, что действия Заказчика, установившего в аукционной документации требование к товарам, не противоречат положениям Закона и не влекут за собой ограничение количества участников.
Законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; обязанности Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару, а также обязанности устанавливать такие требования к техническим и (или) иным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении им числа участников торгов.
В ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам.
Доказательства, свидетельствующие о том, том, что содержащиеся в документации, утвержденной Заказчиком требования к товару, создали одному участнику размещения заказов преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников размещения заказа, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа, Заявителем не представлено.
При принятии настоящего решения, Ростовское УФАС России учитывало судебную практику. Например, Постановление ФАС Уральского округа от 30.01.2013 по делу N А71-7372/2012, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2012 по делу N А53-27684/2011.
2) Раздел 1 "предмет контракта" проекта контракта содержит следующие пункты:
1.1. Поставщик обязуется в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, поставить Заказчику дезинфицирующих средств в течение 2014 года, в соответствии со Спецификацией, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом поставленный Товар.
1.2. Номенклатура и количество поставляемого Заказчику Товара указываются в Спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. В Спецификации к Контракту указывается номенклатура, цена по каждой позиции, согласно утвержденным результатам торгов, и сумма товара всего (с учетом НДС).
1.4. Спецификация составляется в 2 (двух) экземплярах и подписывается уполномоченными представителями Сторон. В счетах-фактурах Поставщик указывает номер Контракта и Спецификации.
1.5. Обязательства по данному Контракту возникают при условии доведения до Заказчика лимитов бюджетных обязательств и в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (статья 72 БК РФ).
Согласно нормам ст. ст. 516, 525 ГК РФ Заказчик оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных государственным контрактом.
По правилам статьи 781 ГК РФ обязанность по оплате за оказанные услуги возникает непосредственно в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Закона цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2 - ст. 9 Закона. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
В силу ч. 9 ст. 9 Закона в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Понятие непреодолимой силы содержится в п. 3 ст. 401 ГК РФ, под которой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Иными словами, обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Не признается в качестве обстоятельств непреодолимой силы невыплата средств из бюджета на предусмотренные им цели, недостаточное финансирование учреждения. Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Уральского округа от 10.03.2010 по делу N А60-23313/2009-С1, ФАС Дальневосточного округа от 23.11.2009 по делу N А51-3309/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 по делу N А40-5968/10-97-57, Постановлениях ФАС Северо-Кавказского круга по делам NN А53-7346/2013, А53-8136/13 и т.д.
Установление в проекте контракта пункта 1. 5 является нарушением со стороны Заказчика ч. 9 ст. 9 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94 и в соответствии с ч.6 ст.60 Закона, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МедДезФарм" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 9 ст. 9 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание об исключении п. 1. 5 проекта контракта на стадии его заключения с победителем торгов (единственным участником аукциона).
4. Электронной торговой площадке ООО "РТС-Тендер" http://www.rts-tender.ru обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов В.Г. Корнеев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
Заказов Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 60 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) уполномоченного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В., тел: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 ноября 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2013