Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 ноября 2013 г. ООО "Новый век"
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
В.В. Моргунов Ю.В. Моргунова, |
рассмотрев дело N 2487/03 жалобе ООО "Новый век" (далее - Заявитель) о нарушении Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Районный Дом культуры" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300110013000002 "Капитальный ремонт Районного Дома культуры МБУК "Районный Дом культуры" в гор. Семикаракорске, Ростовской области" (далее - аукцион) ст. 41. 6 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), при участии: от Заказчика - Чекин Н.В., Серокуров Л.Н., Нашиивайло О.В., от Заявителя - не явился (уведомлен надлежащим образом), от Привлеченного лица - Правительства Ростовской области - не явился (извещен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
По мнению Заявителя, к товару - подъемнику телескопическому ТЕМП выставлены требования, которые не позволяют Заявителю поставить товар.
Заказчик не согласился с доводами жалобы Заявителя, представил письменные пояснения по существу спора.
Заказчик указывает, что требования к товару выставлены с учетом его потребности.
На участие в аукционе поступило 11 заявок, что свидетельствует, по мнению Заказчика, о возможности предложения по спорной позиции необходимого товара.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона и п. 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС РФ от 24.07.2012 г. N 498, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка размещенного заказа, в ходе которой установлено:
01.10.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru опубликовано извещение о проведении аукциона N 0358300110013000002.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно извещению в редакции N 2 от 28.10.2013 г.: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 977 760, 00 рублей; 2) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени): 13.11.2013 09:00.
1) В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2 и 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (часть 1 статьи 34 Закона).
В части 2 статьи 34 Закона установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В документацию об аукционе не допускается включать требования к производителю товара, к участнику размещения заказа, а также указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя и такие требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (часть 3.1 статьи 34 Закона).
Указанные в документации об аукционе требования к товару - подъемнику телескопическому ТЕМП не противоречат действующему законодательству.
Заявленные к товару требования сопровождаются словами "не менее", "не более".
Возможность поставки эквивалентной продукции документацией об аукционе предусмотрена.
Данные обстоятельства дают возможность заинтересованным лицам предложить к поставке эквивалентный товар, соответствующий потребностям Заказчика.
Доказательства, свидетельствующие, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам размещения заказа преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников размещения заказа, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа, Заявителем не представлено.
На участие в аукционе поступило 11 заявок.
Запросов о разъяснении положений документации об аукционе в части необходимости поставки товара - подъемника телескопического ТЕМП в адрес Заказчика не поступило.
На основании изложенного, довод Заявителя об ограничении круга участников размещения заказа и невозможности предложения товара с заявленными Заказчиком характеристиками признается необоснованным.
Позиция Ростовского УФАС России о том, что Заказчик в силу норм законодательства наделе правам самостоятельно формировать свою потребность высказана в многочисленных судебных актах. Например, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.12.2010 по делу N А79-13739/2009, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.08.2012 по делу N А79-7781/2011, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 03.10.2012 по делу N А11-273/2012, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.07.2010 по делу N А69-2492/2009, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 по делу N А75-9899/2011, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 по делу N А75-51/2012.
2) Пунктом 3. 6 Информационной карты документации об аукционе установлено, что "если значения показателя, входящего в "показателя", выделены курсивом, данные показатели являются неизменными и участник должен указать их в точном соответствии с указанными значениями в технической части документации".
В документации отсутствует указание либо возможность прочтения показателей или значений показателей, выделенных курсивом иным способом, чем указано в п. 3. 6 Информационной карты.
Таким образом, сведения, указанные в документации об аукционе курсивом, не подлежат изменения участниками торгов.
11.11.2013 г. в ответ на поступивший от участников размещения запрос о разъяснении положений документации об аукционе Заказчиком сообщено следующее: "вы имеете право указать в данном случае эквивалент торговой марки, не смотря на выделение курсивом, так как в документации это оговорено".
Данное разъяснение касалось позиций 25-29 Технической части документации об аукционе.
Приведенным разъяснением фактически установлены иные требования к заполнению заявок на участие в аукционе по п.п. 25-29 Технической части.
В части пятой статьи 41.7 Закона императивно закреплено, что разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть
По смыслу статей 41.1, 41.7 Закона суть аукционной документации включает в себя предмет размещения заказа, его технические и функциональные характеристики.
Разъяснение положений аукционной документации должно носить информационный характер, должно быть направлено на более полное и ясное изложение и раскрытие условий документации ввиду возникшего их непонимания либо двоякого толкования участниками размещения заказа. Одновременно Заказчик не вправе такими разъяснениями изменять и дополнять уже отраженные в документации об аукционе условия, характеристики, восполнять пробелы утвержденной и официально опубликованной документации путем озвучивания новых условий, независимо от степени значимости таких изменений.
Учитывая фактические обстоятельства дела и приведенные нормы права, Заказчиком нарушена ч. 4 ст. 41. 7 Закона.
3) Согласно п. 3. 2 "Требования к содержанию и составу заявки" Информационной карты документации об аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, "свидетельство СРО о допуске к работам, являющимся предметом аукциона, влияющим на безопасность".
Согласно п. 3. 6 "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" Информационной карты документации "вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом Договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения Договора являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена Договора не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке".
Возможность однозначного определения требований Заказчика к составу второй части документации об аукционе отсутствует.
В пункте 1 части 3 статьи 41.6 Закона установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Заказчиком ч. 3 ст. 41. 6 Закона нарушена, поскольку однозначные требования к составу заявки на участие в аукционе не сформированы.
4) Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 13.11.2013 г. к участию в торгах допущено 11 участников.
Согласно требованиям ч. 4 ст. 41. 8 Закона, документации об аукционе заявка на участие в аукционе должна содержать "конкретные показатели используемого товара".
Данные показатели должны быть предоставлены в отношении максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться (ч. 4 ст. 41. 6 Закона).
Законодатель устанавливает требование о необходимости указания всех показателей, имеющихся в документации в не зависимости от того конкретные они имеют знания либо диапазонные.
Согласно документации об аукционе заполнению участниками аукциона подлежит Техническая часть документации.
На основании изложенного, с учетом норм права и требований Заказчика, участники размещения заказа должны были представить в составе заявки на участие в аукционе предложения в отношении всех имеющихся в названном разделе товаров.
Предложения в отношении например следующих позиций участниками NN 4, 7, 11 не даны:
30. |
ТССЦ 545-9981-1102 |
Щитки осветительные навесные в металлическом корпусе: ЩО8505-1412-У-УХЛ 3.1 |
33. |
ТССЦ 545-9981-1133 |
Щитки осветительные групповые (встроенные): ЩО 8505-1604-У-УХЛ3.1 |
51. |
ТССЦ 545-1201 |
Выключатель одноклавишный для скрытой проводки C16-122 |
54. |
ТССЦ 545-1201-0103 |
Выключатель двухклавишный открытой установки А56-029 |
55. |
ТССЦ 549-4053-0103 |
Розетка штепсельная одноместная скрытой установки с заземляющими контактами РС16-004 |
56. |
ТССЦ 501-5011-0401 |
Кабели силовые с пластмассовой изоляцией, с медными жилами на напряжение 660 В, в PVC изоляции, не поддерживающей горение, марки ВВГнг-0.66 (круглый), с числом жил и сечением, мм2: 2х1.5 |
123. |
ТССЦ 103-0015 |
Трубы стальные сварные водогазопроводные, диаметр условного прохода 25 мм |
126. |
ТССЦ 514-5001-2223 |
Лотки кабельные: НЛ-20 |
127. |
ТССЦ 107-0001 |
Клемма прижимная |
128. |
ТССЦ 500-9081 |
Перемычки гибкие, ПГС-50 |
129. |
ТССЦ 500-5012-0101 |
Ящики протяжные: К654 У2 |
130. |
ТССЦ 500-9090-0109 |
Профиль монтажный перфорированный стальной К239 У2 |
131. |
ТССЦ 500-9816-0403 |
Полоса монтажная перфорированная К 106 У2 (2000х40х4 мм) |
Довод Заказчика о том, что в отношении указанных товаров достаточно выразить "согласие" не основан на нормах права.
Закон не разделяет для участников размещения заказа необходимость давать предложения в отношении товаров в зависимости от того какого рода к ним установлены значения: максимальные, минимальные или неизменные. По данным позициям установлены неизменные значения.
Дать исключительно "согласие" для участников аукциона возможно только в случае их согласия на использование товара с заявленным Заказчиком товарным знаком. В данном случае, товарные знаки не указаны.
Из имеющейся по данному вопросу судебной практики следует, что указание в первой части заявки согласия на поставку товара в соответствии с условиями аукционной документации не означает исключения необходимости указания конкретных показателей товара в соответствии с подпунктом б пункта 3 ч. 4 ст. 41. 8 Закона.
Согласие участника размещения заказа на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, является самостоятельной частью заявки, а потому не исключает ни полностью, ни в части необходимость указания участником в заявке конкретных показателей в отношении предмета аукциона.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2012 N А05-6182/2011 (Определением ВАС РФ от 17.07.2012 N ВАС-8615/12 отказано в передаче дела N А05-6182/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления) сделан правомерный вывод о том, что комиссия Заказчика приняла обоснованное решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе заявки организации, поскольку в ней не приведены конкретные показатели, соответствующие значениям документации об аукционе, во исполнение п.п. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 41. 6, ч. 4 ст. 41. 8, ч. 4 ст. 41. 9 Закона, комиссией Заказчика принято необоснованное решение о допуске участников NN 4, 7, 11 к участию в аукционе.
Согласно Технической части документации об аукционе Заказчику к поставке/использованию необходимы, в том числе,
34. |
Прайс-лист. |
Светильники потолочные с люминисцентными лампами OPL/ S418 4 х 18 Вт Показатели:____. |
||
36. |
ТССЦ 546-0601-0363 |
Показатели Светильники с люминесцентными лампами для общественных помещений с рассеивателем, со стартером: ЛПО 46 2х36-003 Светильник ЛПО46-2х36-003 Oval для трубчатых
________.. |
||
37. |
ТССЦ 546-0601-0333 |
Показатели: Светильники с люминисцентными лампами для общественных помещений, потолочный с рассеивателем, со стартером: ЛПО 46 4х36
__________. |
||
Согласно п. 3. 6 Информационной карты документации об аукционе "в случае, если в Части III Техническая часть аукционной документации указано несколько марок материала (через запятую, в виде диапазона, либо соединенных союзом "или", либо знаком "/"), из которого изготовлен данный материал данное оборудование, участник указывает одну марку материала (оборудования).
Если значения показателя, входящего в "показателя", выделены курсивом, данные показатели являются неизменными и участник должен указать их в точном соответствии с указанными значениями в технической части документации.
В случае предоставления недостоверных сведений, заявка на участие в аукционе может быть признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, что влечет за собой отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа".
Участниками размещения заказа NN 1, 8, 9, 10 конкретные значения по показателю "материал" для позиций 36, 37 не даны. Участниками указано о поставке товаров, имеющих материал "сталь, алюминий".
Участником размещения заказа N 6 по п. 34 предложен к поставке не "светильник потолочный с люминисцентными лампами OPL/ S418 4 х 18 Вт", а "светильник лпо 418 635 nc опал рассеив эпра/леванто 418 а40 hf eco".
Фактически Заказчику предложен товар, не отвечающий потребности Заказчика.
Согласно Технической части документации об аукционе Заказчику к поставке/использованию необходимы, в том числе:
113. |
ТССЦ 545-1201-0402 |
Выключатели автоматические однополюсные: ВА-4729 ток 6-63 А |
Участники размещения заказа NN 1, 3, 4, 6 по данной позиции предложили Заказчику товары, не соответствующие требованиям Технической части документации (соответственно для каждого из участников):
113. |
ТССЦ 545-1201-0402 |
Выключатели автоматические однополюсные: ВА-4729 ток 25 А |
113. |
ТССЦ 545-1201-0402 |
Выключатели автоматические однополюсные: ВА-4729 ток 32 А-1шт, 10А-2шт |
113. |
ТССЦ 545-1201-0402 |
Выключатели автоматические однополюсные: ВА-4729 ток 32 А-1шт, 10А-2шт |
113. |
ТССЦ 545-1201-0402 |
Выключатели автоматические однополюсные: ВА-4729 ток 10 А |
Исходя из ч. 1 ст. 41.9 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Согласно ч. 3 ст. 41.9 Закона на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей.
На основании ч. 4 ст. 41.9 Закона участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона, или представления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В силу ч. 5 ст. 41.9 Закона отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 41. 9 Закона, не допускается.
Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела, участники размещения заказа NN 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 допущены к участию в аукционе в нарушение ч. 4 ст. 41. 9 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94 и в соответствии с ч.6 ст.60 Закона, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новый век" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч, 3 ст. 41. 6, ч. 4 ст. 41. 7 Закона.
3. Признать комиссию Заказчика нарушившей ч. 4 ст. 41. 9 Закона.
4. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об аннулировании указанного аукциона.
5. Электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика, членов комиссии Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
Заказов В.В. Моргунов
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 60 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) уполномоченного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 ноября 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2013