Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 ноября 2013 г. N 2492/03 Индивидуальный предприниматель
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 2477/03, 2492/03 по жалобе Заявителя-1, Заявителя-2 о нарушении Заказчиком при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300408413000005 "Капитальный ремонт дошкольных групп полного дня в МБОУ СОШ N 88" (далее - аукцион) Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя-1 (Алиева Р.Ф.), Заявителя-2, представителя Заказчика (Гостева О.Ю.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2, в которых обжаловались положения документации об аукционе.
По мнению Заявителя-1, Заявителя-2, документация об аукционе не соответствует требованиям Закона.
Заказчик в возражениях на жалобу указал на отсутствие нарушений Закона при размещении аукциона, отрицал несоответствие документации об аукционе требованиям Закона.
В соответствии с п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", утвержденного Приказом ФАС РФ от 24.07.2012 года N 498 (далее - Регламент):
- комиссия органа ФАС России при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с ч.5 ст.17 Закона и Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы;
- внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы;
- при этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) заказчика, в т.ч. не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п. 3.32 Регламента, по данным жалобам проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее:
Согласно "Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме" N0358300408413000005 от 11.11.2013 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 1 977 507,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 19.11.2013 года в 08 часов 00 минут.
Доводы жалобы Заявителя-1 сводятся к тому, что Заказчиком, размещена аукционная документация в формате pdf, при этом у участников отсутствует возможность копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателей.
Согласно части 1 статьи 16 Закона официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с частями 6, 8 статьи 16 Закона информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте без взимания платы.
Согласно части 7 статьи 16 Закона порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе, сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
В соответствии с пунктом 3 Положений, размещаемая на официальном сайте информация, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно п. 8 Положений файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Пункт 7 Положений устанавливает требования к программному обеспечению и технологическим средствам ведения сайта, но не к форматам файлов аукционной документации.
Формат PDF является распространенным и открытым форматом и позволяет осуществлять ознакомление с содержанием аукционной документации без дополнительных программных или технологических средств.
Вместе с тем, на официальном сайте РФ (www.zakupki.gov.ru) размещен проект Регламента размещения заказа путем проведения открытого конкурса на общероссийском официальном сайте (ООС), согласно пункта 2.9.2 которого в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например mp3, avi, exe.
Также по данному вопросу существует судебная практика: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А53-9430/2012 от 22.02.2013 г., Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А53-9430/2012 от 14.08.2012 г., Решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-9430/12 от 01.06.2012 г., в соответствии с которой, опубликование на официальном сайте документов в формате PDF, не является нарушением Закона.
Таким образом, жалоба Заявителя-1 является необоснованной.
В п. 3.4.2.1 документации об аукционе Заказчик установил, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
"1) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме;
2) конкретные показатели используемых товаров и материалов, соответствующие значениям, установленным в Технической части документации об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара (материала)".
В Главе III. Техническая часть Заказчиком установлены условия выполнения работ, требования к качеству выполнения работ, требования к гарантийному сроку и объему предоставления гарантий качества работ, требования по организации работ.
Для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предполагаемых к поставке и/или к использованию при выполнении работ товаров и материалов в Технической части установлены максимальные и/или минимальные значения их показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В инструкции по заполнению заявки Заказчик установил, что Участник размещения заказа в первой части своей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должен указать соответствующие указанным в скобках после слова "показатели" конкретные значения показателей предполагаемых к поставке и/или к использованию при выполнении работ товаров и материалов без указания слов (а также производных от этих слов): "максимальное значение", "минимальное значение", "не более", "не менее", "более", "менее", "от", "ниже", "не ниже", "выше", "не выше", "ранее", "не ранее", "не позднее", "шире", "уже", "до", "или аналог", "типа", "или аналогичного типа", "или эквивалент", "или", "может", "не может", "может быть", "не может быть", "должен", "не должен", "должен быть", "не должен быть", "должен превышать", "не должен превышать", "в пределах", "допускается", "не допускается". При этом, значения показателей, сопровождающиеся словами "минимальное значение", "не менее", "не ниже", "не ранее", являются минимальными; значения показателей, сопровождающиеся словами "максимальное значение", "не более", "не выше", "не позднее", "не должен превышать", "в пределах", являются максимальными. При указании конкретных показателей предполагаемых к поставке и/или к использованию при выполнении работ товаров и материалов по значениям показателей, сопровождающихся словами "более", "выше", "от", "шире", "должен превышать", участник размещения заказа должен указать конкретные значения показателей, которые больше указанных подобным образом; по значениям показателей, сопровождающихся словами "менее", "ниже", "уже", "до", "ранее", участник размещения заказа должен указать конкретные значения показателей, которые меньше указанных подобным образом. Когда значение показателя товара или материала разделено знаком "-", это означает, что для этого показателя одновременно указаны минимальное и максимальное значения и участником размещения заказа такое значение показателя должно быть конкретизировано. Когда для товара или материала указаны характеристики и/или показатели, являющиеся неоднородными, определяющими различные свойства, качества, особенности этого товара или материала (такие характеристики и/или показатели, как правило, соединены союзом "и" вместе со знаком ","), участник размещения заказа к поставке и/или к использованию при выполнении работ должен предложить товар или материал, который сочетает в себе или имеет все перечисленные подобным образом характеристики и/или показатели. Когда для товара или материала указаны характеристики и/или показатели, являющиеся однородными, определяющими многообразие вариантов исполнения этого товара или материала (такие взаимоисключающие характеристики и/или показатели, как правило, разделены союзом "или", знаками "/", "\", ","), участник размещения заказа должен указать одну характеристику или один показатель из приведенных подобным образом, который соответствует товару или материалу, предполагаемому им к поставке и/или к использованию при выполнении работ. При этом для участника исключена возможность предложения одновременно двух или более или всех перечисленных вариантов поставки или исполнения такого товара или материала. Часть показателей товаров и материалов по своей сути имеют диапазонное (интервальное) значение и поэтому не должны быть конкретизированы участником размещения заказа (значения таких показателей разделены знаком ""). При этом, когда разделенное знаком "
" диапазонное (интервальное) значение показателя, сопровождается также словами "не менее", "не ниже", "не уже", участник размещения заказа указывает равное либо более установленного диапазонное (интервальное) значение показателя; когда разделенное знаком "
" диапазонное (интервальное) значение показателя, сопровождается также словами "не более", "не выше", "не шире", участник размещения заказа указывает равное либо менее установленного диапазонное (интервальное) значение показателя. Когда значения показателей товара или материала сопровождаются знаками: "
" ("больше или равно"), "
" ("меньше или равно"), ">" ("больше"), "<" ("меньше"), участником размещения заказа такие значения должны быть конкретизированы в соответствии с инструкциями, указанными выше. Участник размещения заказа должен конкретизировать только значения показателей, наименования показателей конкретизации не подлежат (наименованиями показателей считаются, например, "предельная температура нагрева", "максимальный уровень шума"). Конкретные значения показателей товаров и материалов, предполагаемых участником к поставке и/или к использованию при выполнении работ, должны быть указаны строго в единицах измерения, установленных в Технической части. Если после значения и/или наименования показателя или характеристики товара или материала в скобках указано словосочетание "неизменное значение", то участник размещения заказа по такому показателю и/или характеристике значение и/или наименование не меняет. В Технической части содержатся изображения товаров, на которых могут быть отображены показатели, определяющие соответствие указанных товаров потребностям Заказчика или их эквивалентность. Значения таких показателей должны быть конкретизированы участником размещения заказа в соответствии с инструкциями, указанными выше, при этом не допускается указание слов "min", "max", интервальных значений (минимального и максимального значений показателя товара, разделенных знаками "-", "
").
Согласно положениям документации об аукционе сметная документация входит в состав части III "Техническая часть" документации об аукционе.
Заявитель-2 в жалобе указывает, что Заказчик при описании показателей товара "мастика битумно-резиновая" необоснованно установил требование: "условная прочность, МПа (кгс/см2), не менее: 0,4 (4,0); должна соответствовать действующему государственному стандарту)", что по мнению Заявителя-2 противоречит "ГОСТ 15836-79. Мастика битумно-резиновая изоляционная. Технические условия" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1978 года N266), поскольку в указанном ГОСТ отсутствуют требования к показателю "условная прочность".
Вместе с тем, на товар "мастика битумно-резиновая" кроме требований, изложенных в ГОСТ 15836-79, распространяются также требования иных ГОСТ, в частности "ГОСТ 30693-2000. Мастики кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 20.11.2000 года N 111), в п.4.1.4 которого указано, что физико-механические показатели мастик должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1, в том числе по показателю "условная прочность".
Заявитель-2 в жалобе указывает, что при описании в Технической части документации об аукционе показателей товара "олифа комбинированная" Заказчик необоснованно установил требование: "марка: К-2; должна соответствовать действующему государственному стандарту", что, по мнению Заявителя-2, противоречит "ГОСТ Р 51692-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Олифы. Общие технические условия" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22.12.2000 года N 400-ст), поскольку в указанном ГОСТ отсутствуют требования к показателю "марка олифы".
Вместе с тем, на товар "олифа комбинированная" кроме требований, изложенных в ГОСТ Р 51692-2000, распространяются также требования иных ГОСТ, в частности "ГОСТ 10503-71. Государственный стандарт Союза ССР. Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.08.1971 года N 1358) и "ГОСТ 8292-85. Краски масляные цветные густотертые. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 18.12.1985 года N 4158), в которых изложены требования к олифе, указанной Заказчиком в Технической части документации об аукционе, в том числе и по марке олифы "К-2".
Установление Заказчиком по данному товару требований: "кислотное число, мг КОН, не более: 8; отстой, до, % (по объему): 1,0; условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5)°С, с.: не менее 32, максимальное значение 60" также не противоречит указанным ГОСТ.
Заявитель-2 в жалобе указывает, что при описании в Технической части документации об аукционе показателей товара "шуруп стальной" Заказчик необоснованно установил требование: "должен быть изготовлен из стали конструкционной легированной, углеродистой марки 15-20Г, 10пс/кп, 08-20кп с кадмиевым или цинковым покрытием толщиной не менее 6 мкм хроматированым", что, по мнению Заявителя-2, противоречит "ГОСТ 1144-80 (СТ СЭВ 2329-80). Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 30.06.1980 года N 3274), поскольку в указанном ГОСТ отсутствуют требования к изготовлению шурупа из указанных марок стали.
Вместе с тем, на товар "шуруп стальной" кроме требований, изложенных в ГОСТ 1144-80, распространяются также требования иных ГОСТ, в частности "ГОСТ 1147-80 (СТ СЭВ 2331-89). Государственный стандарт Союза ССР. Шурупы. Общие технические условия" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 30.06.1980 года N 3274), в котором изложены требования к шурупам, указанные Заказчиком в Технической части документации об аукционе.
Заявитель-2 в жалобе указывает, что при описании в Технической части документации об аукционе показателей товара "плитки керамогранитные" Заказчик необоснованно установил единицы измерения показателей косоугольности, искривления граней плиток, кривизны лицевой поверхности плиток в процентах, тогда, как в "ГОСТ 6787-2001. Плитки керамические для полов. Технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 06.09.2001 года N 107), данные показатели указаны в миллиметрах.
Вместе с тем, на товар "плитки керамогранитные" кроме требований, изложенных в ГОСТ 6787-2001, распространяются также требования иных ГОСТ, в частности "ГОСТ 13996-93. Плитки керамические фасадные и ковры из них. Технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.06.1994 года N 18-46), в котором единицы измерения данных показателей указаны в процентах.
Заявитель-2 в жалобе также указывает, что при описании в Технической части документации об аукционе показателей товара "плитки керамогранитные" Заказчик нарушил требования ГОСТ 6787-2001, изложенные в таблице 3 указанного ГОСТ. Однако данная таблица устанавливает физико-механические показатели плиток глазурованных и неглазурованных.
Вместе с тем, в Техническом задании документации об аукционе Заказчик не устанавливает требования к внешнему виду плиток керамогранитных, связанные с наличием либо отсутствием на их лицевой поверхности глазури. Поэтому довод жалобы о несоответствии документации об аукционе требованиям ГОСТ 6787-2001 при описании внешнего вида плиток также является необоснованным.
В Технической части документации об аукционе в позиции 18 Заказчик в качестве одного из требований к плиткам керамогранитным указал: "морозостойкость, более, число циклов без повреждений: 100". По мнению Заявителя, эти требования позволяют предложить Заказчику только плитки "класса премиум", так как ГОСТ 6787-2001 устанавливает требования к морозостойкости "не менее 25 циклов".
Между тем, согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 данной статьи сведениями должна содержать, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, вышеприведенные в документации об аукционе характеристики плиток приведены Заказчиком во исполнение указанной нормы Закона о размещении заказа.
В техническом задании Заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам и свойствам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, исходя из своих потребностей.
В данном случае в аукционной документации не содержалось указание на конкретного производителя необходимой плитки или товарный знак данного товара, а приведены только максимальные и минимальные значения основных показателей плитки керамогранитной.
Требование к плитке, в части указания на условие - морозостойкость количество циклов не менее 100 не может являться нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Законодатель предоставил право Заказчику самостоятельно устанавливать технические и функциональные характеристики необходимого ему товара в соответствии с потребностями.
Положения Закона регулирует спорные отношения с целью установления единого порядка размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1 Закона).
Вместе с тем, размещение заказа предполагает удовлетворение, в том числе нужд муниципальных учреждений, под которыми статья 3 Закона понимает обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) и муниципальными учреждениями потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Таким образом, в конкретной ситуации предмет аукциона должен был формироваться в соответствии с потребностями бюджетного учреждения.
Соответствие предъявляемым Заказчиком характеристикам только "плиток керамогранитных", имеющих улучшенные, по сравнению с ГОСТ, характеристики, не лишало участников размещения заказа возможности участвовать в аукционе, то есть не ограничивало число потенциальных участников аукциона, поскольку предметом аукциона являлась поставка, а не изготовление товаров.
Правовая позиция по данному вопросу высказана в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2012 года по делу N А53-27684/2011.
На основании изложенного и в силу указанных норм Закона, Комиссия Ростовского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года N 94, ч. 6 ст. 60, ч. 5 ст. 17 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы индивидуального предпринимателя Польчика Григория Юрьевича и индивидуального предпринимателя Комиссарова Глеба Валерьевича необоснованными.
2. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, аукционной комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом, по аукциону.
Председатель комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов М.А. Благодарев
Члены комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
В силу ч. 9 ст. 60 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп. Моргунов В.В.; тел: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 ноября 2013 г. N 2492/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2013