Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12 ноября 2013 г. N 581 Заявитель:
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Савчук К.В. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Варина С.В. - представителя комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ",
рассмотрев дело N 581/13-т о нарушении комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" (далее также - заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Строительства жилья с привлечением средств инвестора" (извещение N 0161300002713000141),
УСТАНОВИЛА:
01 ноября 2013 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "ВладРемМонтаж" (далее также - заявитель, Общество) на действия заказчика при проведении данного аукциона.
По мнению заявителя, документация об открытом аукционе в электронной форме (далее - документация об аукционе) утверждена с нарушением положений Закона о размещении заказов, так как не предусмотрена возможность указания во второй части заявки на участие в аукционе аналога идентификационного номера налогоплательщика для иностранного лица.
В дополнениях к жалобе, поступивших до рассмотрения жалобы по существу, Общество указало, что выполнение работ по контракту не требуют наличия у исполнителя свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией; из положений документации об аукционе не представляется возможным определить потребность заказчика в той части, какой площади должны быть квартиры; отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представитель заказчика С.В. Варин с доводами жалобы и дополнениями к ней не согласился, пояснил, что нарушений законодательства о размещении заказов в обжалуемой части не допущено.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного аукциона является комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ";
2) торги проводил уполномоченный орган - администрация муниципального образования "Томаринский городской округ" Сахалинской области;
3) на участие в аукционе была подана одна заявка, первая часть которой признана соответствующей требованиям документации об аукционе; аукцион признан несостоявшимся;
4) вторая часть заявки, поданная ООО "Олимп", признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация о аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать сведения о фирменном наименовании (наименовании), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица).
Из приведенных положений Закона о размещении заказов следует, что документация об аукционе должна содержать требование о необходимости представления во второй части заявки на участие в аукционе сведений об аналоге идентификационного номера налогоплательщика в случае, если заявка подана иностранным лицом.
В результате анализа положений документации об аукционе Комиссией установлено, что последняя не содержит вышеуказанных требований.
Таким образом, заказчик признается нарушившим п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
В данной части жалоба признается обоснованной.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при проведении торгов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом ч. 4 вышеназванной статьи установлено, что кроме указанных в чч. 1 - 3 данной статьи требований и установленных в соответствии со ст. 55.3 данного закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 данного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень видов работ).
В п. 2 Перечня видов работ указано, что последний не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
В данном случае, в извещении о проведении аукциона предмет торгов классифицирован по коду ОКДП 4520501 "Строительство "под ключ" жилых зданий одноэтажных и двухэтажных".
Таким образом, требуется выполнить работы по строительству многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, что в силу п. 2 Перечня видов работ не предполагает наличия и исполнителя свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Отсутствие необходимости представления в составе второй части заявки на участие в аукционе свидетельства о допуске к работам по организации строительства также следует из п. 17 информационной карты документации об аукционе, которым определен исчерпывающий перечень документов входящих в состав второй части заявки на участие в аукционе.
Между тем, п. 6.2.26 проекта контракта установлено, что в случае выполнения подготовительных и строительно-монтажных работ на Объекте собственными силами застройщик должен иметь на весь срок выполнения работ свидетельства о допуске к работам по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность указанных объектов, полученные в установленном порядке. В случае привлечения к выполнению подготовительных и строительно-монтажных работ на Объекте третьих лиц обеспечить наличие у них соответствующих свидетельств.
Проанализировав вышеуказанные положения документации об аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в п. 6.2.26 проекта контракта установлено требование к участнику размещения заказа о наличии у него свидетельства о допуске к работам по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность указанных объектов, в то время как в соответствии с п. 2 Перечня видов работ выполнение работ по контракту не требуют такового у исполнителя.
Учитывая изложенное, заказчик признается нарушившим ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов, так как предъявил требования к участникам размещения заказа не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В данной части жалоба признается обоснованной.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В п. 2.2 проекта контракта указано, что в рамках данного контракта Застройщик обязуется за счет средств Заказчика произвести строительство Объекта в соответствии с требованиями и характеристиками Объекта, установленными настоящим контрактом.
В соответствии с данным Контрактом должно быть осуществлено строительство квартир в строящихся жилых домах, расположенных в г. Томари, характеристики которых указаны в Техническом задании.
В свою очередь п. 9 Технического задания документации об аукционе определено строительство жилья, общей площадью не менее 1266,7 кв.м. из них:
- тринадцать однокомнатных квартир;
- шесть двухкомнатных квартир;
- шесть трехкомнатных квартир.
Сведений о том, какой площади должны быть указанные квартиры документация об аукционе не содержит.
Поскольку конечным результатом выполненных по контракту работ будут являться квартиры, постольку заказчиком должны быть четко сформированы требования к ним. То обстоятельство, что общая площадь квартир должна быть не менее 1266,7 кв.м., не определяет площадь квартир по отдельности в зависимости от количества комнат.
Иными словами, из содержания документации об аукционе невозможно определить потребность заказчика в той части, какой площади должны быть квартиры в зависимости от количества комнат, что в итоге не позволит определить их соответствие потребностям заказчика.
Учитывая изложенное, заказчик нарушил п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В данной части жалоба признается обоснованной.
В силу п. 6 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 данного закона.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В данном случае, в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта в состав документации об аукционе включен Приказ Госстроя от 18.07.2013 N 269/ГС "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2013 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2013 года", где в качестве примечания указано, что стоимость одного кв.м. в Сахалинской области с учетом дефлятора на 2013 год составляет 56 000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, Общество не приводит аргументированных доводов того, что указанный расчет начальной (максимальной) цены контракта является ошибочным или неверным, а также не прикладывает к жалобе документы, подтверждающие обоснованность своего довода.
В данной части жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "СтройГрупп" признать обоснованной в части отсутствия в документации об аукционе возможности указания во второй части заявки на участие в аукционе аналога идентификационного номера налогоплательщика для иностранного лица; наличия в документации об аукционе требования к участникам размещения заказа не предусмотренные законодательством Российской Федерации; невозможности определить потребность заказчика в той части, какой площади должны быть квартиры в зависимости от количества комнат.
2. Признать заказчика нарушим ч. 4 ст. 11, п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6, п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
К.В. Савчук
Савчук К.В. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12 ноября 2013 г. N 581
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2013