Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 ноября 2013 г. N 555 Заявитель:
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Савчук К.В. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело N 555/13-т о нарушении комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Поронайского городского округа (далее - заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого конкурса по предмету: "Разработка схем теплоснабжения пгт. Вахрушев" (извещение N 0161300006013000301),
УСТАНОВИЛА:
23 октября 2013 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Объединение энергоменеджмента" (далее также - заявитель, Общество) о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
Заявитель указывает на то, что в нарушение положений Закона о размещении заказов конкурсная документация не содержит указания на возможность подачи заявки на участие в конкурсе в форме электронного документа. Также Общество утверждает, что заказчик не дал разъяснений положений конкурсной документации на запрос, направленный в установленный законом срок.
Представители сторон на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте извещены надлежаще.
До рассмотрения жалобы по существу от заказчика поступили письменные возражения на жалобу, из которых следует, что любой участник размещения заказ вправе подать заявку на участие в конкурсе в форме электронного документа вне зависимости от наличия в конкурсной документации на то указания, поскольку такое право предоставлено участникам размещения заказа законом. Разъяснения положений конкурсной документации не были даны в связи с тем, что запрос поступил менее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении конкурса, конкурсной документацией, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного конкурса является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Поронайского городского округа;
2) конкурсная документация утверждена заказчиком;
3) торги проводил уполномоченный орган - администрация Поронайского городского округа;
4) на участие в конкурсе было подано шесть заявок; все участники конкурса, подавшие заявки, были допущены к участию в конкурсе:
5) победителем конкурса признано ООО "ВИНСЕР-АУДИТ";
6) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не размещены.
Рассмотрев представленные материалы, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Из п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов следует, что, конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч.ч. 2-4 ст. 25 данного закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа.
В силу ч. 5 ст. 25 Закона о размещении заказов при получении заявки на участие в конкурсе, поданной в форме электронного документа, заказчик, уполномоченный орган обязаны подтвердить в письменной форме или в форме электронного документа ее получение в течение одного рабочего дня со дня получения такой заявки.
Из положений ст.ст. 22, 25 Закона о размещении заказов следует, что законом определены две возможные формы подачи участником размещения заказа заявки на участие в конкурсе. При этом, конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа.
Следует отметить, что Закон о размещении заказов не позволяет заказчику по своему усмотрению определять ту или иную форму подачи заявки на участие в конкурсе.
Выбор формы заявки на участие в конкурсе относится на усмотрение участников, а не заказчика.
В данном случае в п. 13.1 конкурсной документации установлено, что подача заявки на участие в конкурсе возможна только в письменной форме. Указанное обстоятельство заказчик в своих возражениях не опровергает, при этом указывает на то, что возможность подачи заявки на участие в конкурсе в форме электронного документа предусмотрена законом.
Однако, данные обстоятельства не освобождают заказчика от необходимости соблюдения требований ст.ст. 22, 25 Закона о размещении заказов, которыми прямо предусмотрена обязанность последнего установить в конкурсной документации требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
В данном случае усматривается, что заявитель, изъявивший желание принять участие в конкурсе, в установленный срок не смог направить конкурсную заявку в форме электронного документа в виду отсутствия в конкурсной документации на такую возможность, а также ввиду отсутствия электронного адреса, на который следует направлять заявку.
Данное обстоятельство возникло ввиду утверждения заказчиком конкурсной документации с нарушением п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов.
В данной части жалоба признается обоснованной.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 24 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
В течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.
Положения, аналогичные указанным в ч.ч. 1, 2 ст. 24 Закона о размещении заказов, содержатся в п. 4 конкурсной документации.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса дата окончания подачи заявок: "23" октября 2013 года в 11-00 час. по местному времени.
Таким образом, получается.
День окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 23.10.2013.
Течение срока:
22.10.2013 - пятый день;
21.10.2013 - четвертый день;
20.10.2013 - третий день;
19.10.2013 - второй день
18.10.2013 - первый день;
17.10.2013 - последний день для подачи запроса о разъяснении положений конкурсной документации.
Из жалобы следует, что запрос о разъяснении положений конкурсной документации Обществом был направлен заказчиком 18.10.2013.
Учитывая вышеизложенное, Обществом пропущен срок для направления запроса о разъяснении положений конкурсной документации, так как последним днем является 17.10.2013.
В данной части жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Объединение энергоменеджмента" признать обоснованной в части отсутствия в конкурсной документации указания на возможность подачи заявки на участие в конкурсе в форме электронного документа.
2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу и конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии (в командировке с 06.11.2013) А.Г. Могилевкин
К.В. Савчук
Савчук К.В. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 ноября 2013 г. N 555
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2013