Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 ноября 2013 г. N 1423-З УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Пушкаревой М.В. - заместителя руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Литяева О.В. - специалиста эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии,
Гладышева И.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии,
При участии представителей:
Уполномоченный орган - Администрация городского округа Первоуральск - Малахова А.В. (доверенность N 967-650/13 от 12.11.2013), Сапегиной В.С. (доверенность N 967-649/13 от 12.11.2013).
В отсутствие представителей:
Заявителя - ООО "Комплект Сервис", уведомленных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте в сети Интернет,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект Сервис" (127106 г. Москва, ул. Широкая д. 3) на действия заказчика в лице - Первоуральского муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (620100, Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Ильича, д. 30) и уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральска (623109 Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Ватутина, д. 41), при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N0162300018013000257 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и строительству объекта дошкольного образования (два детских сада на 350 мест каждый) по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Трубников, в 68 метрах на восток от дома N 54-В", на условиях "под ключ", включая оснащение зданий технологическим, в том числе не монтируемым, оборудованием и мебелью, в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (вх. N 01-16457 от 08.11.2013) на действия заказчика в лице Первоуральского муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства", уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральска, при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N0162300018013000257 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и строительству объекта дошкольного образования (два детских сада на 350 мест каждый) по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Трубников, в 68 метрах на восток от дома N 54-В", на условиях "под ключ", включая оснащение зданий технологическим, в том числе не монтируемым, оборудованием и мебелью, поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст. 58, 59 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 11828 от 11.11.2013).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частями 5, 6 статьи 17, статьи 60 Закона о размещении заказов и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель ООО "Комплект сервис" указал, что заказчик в нарушение требований Закона о размещении заказов объединил в один предмет торгов строительные работы и поставку оборудования, мебели и инвентаря, технологически и функционально не связанных с объектом строительства.
Кроме того, заявитель сообщил, что в рамках данного аукциона необходимо выполнить работы по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта. Заявитель обращает внимание, что согласно документации, участник размещения заказа должен предоставить копию свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства. Заявитель считает, что не каждая организация, занимающаяся поставкой оборудования для приготовления пищи осуществляет строительные работы и имеет указанное свидетельство, и в связи с этим ООО "Комплект сервис", осуществляющее поставку специализированного оборудования, лишено возможности участвовать в аукционе.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласились, жалобу просил признать необоснованной.
Заслушав доводы сторон, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
21.10.2013 на официальном сайте в сети "Интернет" опубликовано извещение о размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0162300018013000257.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Согласно извещению N 0162300018013000257 предметом размещения заказа является выполнение работ по проектированию и строительству объекта: "выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и строительству объекта дошкольного образования (два детских сада на 350 мест каждый) по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Трубников, в 68 метрах на восток от дома N 54-В".
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Вышеуказанные требования к составу и характеристике работ, товаров, которые используются при производстве работ и подлежат поставке содержатся в части 3 "Техническое задание" документации об аукционе.
При рассмотрении доводов заявителя о недопустимости включения в один лот с выполнением строительных работ поставки немонтируемого оборудования Комиссией установлено следующее.
В ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса (аукциона), в конкурсной документации (документации об аукционе) отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается в том числе стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. С учетом указанного положения, а также отсутствия в действующем законодательстве соответствующего запрета указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели правомерно.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов предусмотрено установление следующих обязательных требований к участникам размещения заказа, в том числе о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (п.1).
В соответствии с п. 18 Информационной карты аукциона участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным аукционной документацией, в том числе иметь в наличии
1. Свидетельство о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с пунктом 13 раздела II. Виды работ по подготовке проектной документации Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", "13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком);
2. Свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с пунктом 33 раздела III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ: "33. Работы по организации строительства, реконструкции, и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно - гражданское строительство".
Следует также отметить, что данное требование указано в письме от 13 мая 2013 г. N 3991 БМ/11/ГС Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Министерства регионального развития РФ - архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем определение термина "рабочая документация" ГрК РФ не предусмотрено.
В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом, свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно учитывать вид объекта капитального строительства. В связи с тем, что предметом данного размещения заказа является объект гражданского строительства, то обязательным требованием к участникам размещения заказа должно являться наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, содержащее раздел 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, заказчик, действуя в соответствии с требованиями законодательства, обязан включить в состав документов, предоставляемых участниками размещения заказа, копии свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией, соответственно установленные требования не могли повлечь нарушение прав и законных интересов участников размещения заказа.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5, частью 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Комплект сервис" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Первоуральского муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" и уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральска нарушений Закона о размещении заказов не выявлено.
3. Заказчику в лице Первоуральского муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" и уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральска предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Пушкарева
Члены Комиссии О.В. Литяева
И.В. Гладышев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 ноября 2013 г. N 1423-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2013