Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 октября 2013 г. N 1306-З УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля за размещением заказов, Председателя Комиссии;
Шумковой М.Г.- заместителя начальника отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
Гладышева И.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Челябинского областного суда - И.А. Алферова (доверенность N4 от 17.10.2013 г.), А.А. Скравкова (доверенность N4 от 17.10.2013 г);
- заявителя в лице ООО "Локаторная техника" - В.В. Машковцева (решение N1 от 16.01.2012 г.), С.А. Герасина (доверенность N132 от 01.10.2013 г.);
рассмотрев жалобу ООО "Локаторная техника" (620049, г. Екатеринбург, пер. Автоматики, д. 1, оф. 27) на действия заказчика в лице Челябинского областного суда (454006, г. Челябинск, ул. Труда, 34) при размещении заказа путём проведения запроса котировок на поставку стационарного арочного металлодетектора для нужд Челябинского областного суда (извещение N 0169100001013000043), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Локаторная техника" (вх. N 01-15256 от 16.10.2013) на действия заказчика в лице Челябинского областного суда при размещении заказа путём проведения запроса котировок на поставку стационарного арочного металлодетектора для нужд Челябинского областного суда (извещение N 0169100001013000043), поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст.58, 59 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 10942 от 16.10.2013 г.).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частями 5, 6 статьи 17, статьи 60 Закона о размещении заказов и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В жалобе ООО "Локаторная техника" указано, что согласно приложению N 1 к запросу котировок цен N31 от 10 октября 2013 г. поставке подлежит металлодетектор METQR-150 или эквивалент. Однако, указанное в данном приложении требование - возможность подключения к сета управления METRONETR (RS422), подходит только к товару определённой марки - METOR. что лишает исполнителя контракта возможности поставить эквивалентный товар.
Права на использование программы METRONETR (RS422) принадлежат одному из производителей металлодетекторов - производителю металлодстекторов METOR компании Rapiscan Systems, поэтому другие производители не имеют возможности использовать данную программу для управления своими металлодетекторами.
Производимые заявителем металлодетекторы - "Паутина" возможно подключить к тому же самому оборудованию, с помощью которого управляются металлодетекторы METOR, при этом управляться они будут не программой METRONETR (RS422), а программой "Паутина-М" (RS422).
Однако требования к техническим характеристикам товара составлены заказчиком таким образом, что заявитель и другие производители не имеют возможности поставить эквивалентный товар.
Также представители Заявителя указали, что программа MetorNet 3 Pro Web является коммерческим продуктом производства Rapiscan Systems - фирмы, производящей металлодетекторы с товарным знаком Metor, и предназначена для работы на базе операционной системы Windows осуществляя дистанционное управление только металлодетекторами с товарным знаком Metor (ссылка http.7/www.rapiscansystems.com/ru/products/ps/productsmetomet_3_pro web) и только ими.
Производство и продажа каким-либо (отличным от Rapiscan Systems) производителем металлодетекторов, управление которыми возможно с помощью программы MetorNet 3 Pro Web, однозначно сопряжена с пиратским взломом протоколов обмена данными данной программы с металлодетекторами, что является нарушением международного законодательства в сфере авторского права. Следовательно, включение заказчиком пункта в ТЗ на предмет поставки ограничивает количество участников аукциона поставщиками металлодетекторов под товарным знаком Metor иностранного государства и только ими, что является нарушением ст. 34 Закона о размещении заказов. В случае указания в конкурсной документации на товарные знаки в отношении товара зарубежного производства, в конкурсной документации также должны содержаться указания на товарные знаки товаров Российского производства, эквивалентных по техническим характеристикам товару зарубежного производства. В данном случае показателем эквивалентности является возможность дистанционного управления металлодетекторами российского производства с помощью программы, эквивалентной программе MetorNet 3 Pro Web, имеющей аналогичный набор основных функций, совместимой с программой MetorNet 3 Pro Web при одновременной работе в операционной системе Windows на одном персональном компьютере/рабочей станции, и совместимой с программой MetorNet 3 Pro Web по интерфейсу доступа к существующим физическим кабельным линиям связи.
Металлодетекторы серии "Паутина-М" полностью соответствуют данным показателям эквивалентности и совместимы с системой дистанционного управления MetorNet 3 Pro Web:
имеют возможность дистанционного управления с использованием программы "Паутина-М" абсолютно аналогично дистанционному управлению программой Metor Net 3 Pro Web металлодетекторами с товарным знаком Metor;
программа "Паутина-М" имеет набор основных функций, аналогичный программе Metor Net 3 Pro Web;
программа "Паутина-М" работает на базе операционной системы Windows, что обуславливает ее абсолютную совместимость с программой Metor Net 3 Pro Web при работе на одном компьютере/рабочей станции;
программа "Паутина-М" имеет стандартизованный интерфейс доступа к кабельным линиям связи Ethernet (стандарт 1ЕЕЕ802.3+стандарт RS422), абсолютно аналогично программе Metor Net 3 Pro Web, что обуславливает ее абсолютную совместимость с существующими у заказчика кабельными линиями связи с установленными и планируемыми к установке металлодетекторами;
установка металлодетекторов серии "Паутина-М" у заказчика, или на любом другом месте установки, равно как и использование программы "Паутина-М", не влечет за собой никаких манипуляций, связанных с переделкой или изменением существующих кабельных линий связи или существующей проектной документации на планируемые к прокладке кабельные линии связи; связанных с изменением конфигурации системы управления "MetorNet 3 Pro Web, также как и с переустановкой или каким-либо другим изменением программы MetorNet 3 Pro Web; не влечет за собой необходимости какой-либо переустановки или изменения местоположения существующих металлодетекторов с товарным знаком Metor, а также не влечет за собой каких-либо сложностей и трудностей в случае возникновения в будущем необходимости перегруппировать металлодетекторы, будь то металлодетекторы торговой марки Metor или серии "Паутина-М".
Представители заказчика с доводами жалобы ООО "Локаторная техника" не согласились, жалобу просили признать необоснованной по следующим основаниям.
В извещении о проведении запроса котировок (приложении N 1) содержатся технические характеристики товара METOR-150 или эквивалента. Эквивалентным товаром являются металлодетекторы METOR-160, METOR-200, METOR-6M.
При определении товара, приобретаемого по настоящему запросу котировок, Заказчик исходил из следующего:
В связи с внесением изменений в ГПК РФ и введением суда апелляционной инстанции существенным образом увеличилось количество посетителей в судах субъектов Российской Федерации, в том числе и в Челябинском областном суде.
Установленный в холе 4 подъезда металлодетектор "Паутина-2" и установленные ранее стационарные металлообнаружители "НИКОВП-С" по результатам служебных проверок, проведенных службой судебных приставов, не смогли обнаружить нож из немагнитной нержавеющей стали. В соответствии со служебными записками начальника отдела - старшего судебного пристава ЧГОСП по ОУПД ЧОС от 07 февраля 2013 года и 22 августа 2013 года, а также письмом Федеральной службы приставов от 28 декабря 2009 года N 12/03-21579-ВВ в целях обеспечения надлежащей безопасности требуются металлодетекторы более высокого класса безопасности, позволяющие обнаружить предметы из нержавеющей стали весом от 10 грамм.
В соответствии с государственным контрактом N 14-кот от 29 мая 2013 года Челябинским областным судом приобретены 2 металлодетектора METOR-150, которые впоследствии были установлены в холлах 1 и 3 подъезда.
В целях дальнейшего усовершенствования системы безопасности Заказчиком принято решение по приобретению металлодетекторов, находящихся во взаимодействии с используемыми маталлодетекторами METOR-150 и при поступлении соответствующего финансирования осуществить подключение всех объектов к сети управления METORNET.
Первоначальная установка сети METORNET при отсутствии всех компонентов системы является нецелесообразной.
Поставка в рамках настоящего запроса котировок металлодетектора, не обладающего возможностью подключения к сети METORNET, приведет к необходимости адаптации такого устройства к сети либо к необходимости приобретения взаимодействующих с сетью металлодетекторов, что повлечет за собой нецелевое использование денежных средств.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
10 октября 2013 года на официальном сайте опубликовано извещение N0169100001013000043 о проведении запроса котировок на поставку стационарного арочного металлодетектора для нужд Челябинского областного суда. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 223 333,33 рублей.
В п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов указано, что запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п. 7 Извещения о проведении запроса котировок характеристики поставляемых товаров определены в Техническом задании (Приложение N1).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
Представители заказчика на заседании указали, что эквивалентными металлодетектору METOR-150 будут являться металлодетекторы METOR-160, METOR-200, METOR-6M. В связи с тем, что все указанные товары являются товарами производства Rapiscan, США, заказчик, установив требования к товару, тем самым установил требования к его производителю, что не соответствует требованиям ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В Техническом задании (Приложение N1) указаны технические характеристики METOR-150 или эквивалент с отделкой из натурального шпона дуба, в том числе установлено требование о возможности подключения к сети управления METORNETR (RS422).
На заседании представители заказчика пояснили, что в настоящее время сеть управления METORNETR (RS422) в Челябинском областном суде не установлена. В связи с этим, такое требование к товару, как возможность подключения к сети управления METORNETR (RS422), не является характеристикой, связанной с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика, и установлено в нарушение п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов.
Кроме того, исходя из того, что права на использование программы METRONETR (RS422) принадлежат одному из производителей металлодетекторов - производителю металлодстекторов METOR компании Rapiscan, другие производители не имеют возможности использовать данную программу для управления своими металлодетекторами, в связи с чем их право на участие в данном запросе отировок ограничено. Таким образом, требование о возможности подключения к сети управления METORNETR (RS422) установлено Заказчиком в нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Таким образом, заказчиком в нарушение ч. 2.1., ч. 3.1 ст. 34, п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов установлены требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, и товару с указанными характеристиками соответствуют товар одного производителя.
За включение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа в извещение о проведении запроса котировок требований к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, предусмотрена административная ответственность по ч. 4.1 ст. 7. 30 КоАП РФ.
В п. 8 ст. 43 Закона о размещении заказов указано, что запрос котировок должен содержать сведения о максимальной цене контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Согласно ч.1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Для определения начальной (максимальной) цены заказчиком были использованы три коммерческих предложения, полученные от поставщиков, осуществляющих деятельность на рынке товаров, являющихся предметом размещения заказа. Однако, технические описание, указанные в запросе, по техническим характеристикам соответствуют характеристикам, установленным заказчиком в техническом задании запроса предложений, а, значит, только металлодетектору с торговым наименованием METOR-150, производства Rapiscan.
Таким образом, в рамках обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком изучен не рынок товаров, а запрошена цена определенного товара одного производителя, что не соответствует требованиям ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
Добросовестным исполнением требований ст. 19.1 Закона о размещении заказов согласно ч. 3 ст. 19.1 Закона о размещении заказов признается размещение на официальном сайте, извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов информация.
Опубликование должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд влечет административную ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5, частью 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Локаторная техника" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Челябинского областного суда признать нарушения ст. 19.1, ч. 2.1, ч. 3.1 ст. 34, п. 4, п. 8 ст. 43 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику в лице Челябинского областного суда предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 4.1 ст. 7.30, ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
И.В. Гладышев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 октября 2013 г. N 1306-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2013