Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 октября 2013 г. N 1307-з УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля за размещением заказов, председателя Комиссии;
Песковой О.А. - специалиста-эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
Ждановских А.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии,
При участии представителей:
Заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области" - Кирилловой Ольги Юрьевны (доверенность N30 от 18.03.2013 г.),
Уполномоченного органа в лице Департамента государственного заказа Свердловской области - Кондрат Елены Витальевны (доверенность б/н от 30.04.2013 г.),
В отсутствие представителей:
Заявителя - ООО "Комплект сервис", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (127106, г. Москва, ул. Широкая, д. 3) на действия заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области" (620219, Свердловская обл, Екатеринбург г, ул.Мамина Сибиряка, 111), уполномоченного органа в лице Департамента государственного заказа Свердловской области (620004, Свердловская обл, Екатеринбург г, ул. Малышева, 101) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "Здание школы с детским садом в поселке Карабашка Тавдинского городского округа" на условиях "под ключ" (N0162200011813002140), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России по принадлежности из ФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (вх. N 01-549 от 16.10.2013) на действия заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области", уполномоченного органа в лице Департамента государственного заказа Свердловской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "Здание школы с детским садом в поселке Карабашка Тавдинского городского округа" на условиях "под ключ" (N0162200011813002140), поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст. 58, 59 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 10943 от 16.10.2013).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частями 5, 6 статьи 17, статьи 60 Закона о размещении заказов и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель указал следующее:
Заказчик в нарушение требований Закона о размещении заказов объединил в один предмет торгов строительные работы и поставку оборудования, мебели и инвентаря, технологически и функционально не связанных с объектом строительства.
Кроме того, в аукционной документации заказчика установлено требование о наличии у участника размещения заказа копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства.
Заявитель полагает, что не каждая организация, занимающаяся поставкой технологического оборудования осуществляет строительные работы и имеет указанное свидетельство. Таким образом, ООО "Комплект сервис", осуществляющее поставку специализированного оборудования, лишено возможности участвовать в аукционе.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами заявителя не согласились, жалобу просили признать необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
25 сентября 2013 года на официальном сайте в сети "Интернет" zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N0162200011813002140 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "Здание школы с детским садом в поселке Карабашка Тавдинского городского округа" на условиях "под ключ" (в ред. N2 от 04.10.2013 г.).
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Согласно извещению N0162200011813002140 предметом размещения заказа является выполнение работ по строительству объекта: "Здание школы с детским садом в поселке Карабашка Тавдинского городского округа" на условиях "под ключ".
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика содержатся в разделе 2 и Приложениях 1-3 документации об аукционе.
В ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса (аукциона), в конкурсной документации (документации об аукционе) отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Вместе с тем, заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Согласно п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается в том числе стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. Соответственно, указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели правомерно.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов предусмотрено в качестве обязательного требования к участникам размещения заказа их соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с ч. 1 раздела 3 "Требования к участникам аукциона" документации об аукционе участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным аукционной документацией:
Согласно п. 32, пп.3 п. 34 Информационной карты в качестве обязательного требования к участникам размещения заказа установлено:
- наличие свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией, в соответствии со статьей 55.8.; п. 2 - 5 части 6 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 раздела II. Виды работ по подготовке проектной документации Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ: "13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)" (с указанием стоимости работ по одному договору от 5 (пяти) миллионов рублей, который может заключить участник размещения заказа).
- наличие свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8., п. 3 - 6 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 раздела III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство" (с указанием стоимости работ по одному договору от 60 (шестидесяти) миллионов рублей, который может заключить участник размещения заказа)".
Следует также отметить, что данное требование указано в письме от 13 мая 2013 г. N 3991 БМ/11/ГС Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Министерства регионального развития РФ - архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем определение термина "рабочая документация" Градостроительном кодексе РФ не предусмотрено.
В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Соответственно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, установленному в аукционной документации, согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, должно являться наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно учитывать вид объекта капитального строительства.
Поскольку предметом данного размещения заказа является объект гражданского строительства, обязательным требованием к участникам размещения заказа должно являться наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, содержащее раздел 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, включение заказчиком требования о наличии у участников размещения заказа копии свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией, правомерно, следовательно, установленные требования не могли повлечь нарушение прав и законных интересов участников размещения заказа.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5, частью 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ООО "Комплект сервис" признать необоснованной.
2.В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области", уполномоченного органа в лице Департамента государственного заказа Свердловской области нарушений Закона о размещении заказов не выявлено.
3.Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области", уполномоченнму органу в лице Департамента государственного заказа Свердловской области предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии О.А. Пескова
А.А. Ждановских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 октября 2013 г. N 1307-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2013