Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 октября 2013 г. N 1308-з УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля за размещением заказов, председателя Комиссии;
Песковой О.А. - специалиста-эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
Ждановских А.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии,
При участии представителей:
Заказчика в лице Администрации городского округа Верхотурский - Фахрисламова Владислава Фидарисовича (удостоверение N1313 по 31.12.2013 г.),
В отсутствие представителей:
Заявителя - ООО "Комплект сервис", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (127106, г. Москва, ул. Широкая, д. 3) на действия заказчика в лице Администрации городского округа Верхотурский (624380, Свердловская обл, Верхотурский р-н, Верхотурье г, ул.Советская, 4) при размещении заказа на право заключения муниципального контракта на строительство с функциями Генерального подрядчика объекта "Дошкольное образовательное учреждение на 300 мест в г. Верхотурье" "под ключ" (N0362300004013000027), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России по принадлежности из ФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (вх. N 01-549 от 16.10.2013) на действия заказчика в лице Администрации городского округа Верхотурский при размещении заказа на право заключения муниципального контракта на строительство с функциями Генерального подрядчика объекта "Дошкольное образовательное учреждение на 300 мест в г. Верхотурье" "под ключ" (N0362300004013000027), поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст. 58, 59 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 10945 от 16.10.2013).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частями 5, 6 статьи 17, статьи 60 Закона о размещении заказов и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель указал следующее:
Заказчик в нарушение требований Закона о размещении заказов объединил в один предмет торгов строительные работы и поставку оборудования, мебели и инвентаря, технологически и функционально не связанных с объектом строительства.
Кроме того, в аукционной документации заказчика установлено требование о наличии у участника размещения заказа копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства.
Заявитель полагает, что не каждая организация, занимающаяся поставкой технологического оборудования осуществляет строительные работы и имеет указанное свидетельство. Таким образом, ООО "Комплект сервис", осуществляющее поставку специализированного оборудования, лишено возможности участвовать в аукционе.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласился, жалобу просил признать необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
27 сентября 2013 года на официальном сайте в сети "Интернет" zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0362300004013000027 на право заключения муниципального контракта на строительство с функциями Генерального подрядчика объекта "Дошкольное образовательное учреждение на 300 мест в г. Верхотурье" "под ключ".
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Согласно извещению N 0362300004013000027 предметом размещения заказа является выполнение работ по строительству с функциями Генерального подрядчика объекта "Дошкольное образовательное учреждение на 300 мест в г. Верхотурье" "под ключ".
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В технологическом задании, являющимся приложением к аукционной документации, установлены основные требования, предъявляемые к результатам работ; в Приложении N4 к Техническому заданию аукционной документации содержится Перечень основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование) с качественными характеристиками, что позволяет определить соответствие поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса (аукциона), в конкурсной документации (документации об аукционе) отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Вместе с тем, заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Согласно п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается в том числе стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. Соответственно, указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели правомерно.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов предусмотрено в качестве обязательного требования к участникам размещения заказа их соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно п.п.1.6.4 п.4, п. 10.1 Информационной кары в качестве обязательного требования к участникам размещения заказа установлено:1. Копия свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации. Наименование вида работ: 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). При этом стоимость работ по подготовке проектной документации по одному договору, указанная в свидетельстве, должна быть "до 5 млн. руб." или более. Если в свидетельстве о допуске не указана стоимость работ по одному договору, то участник размещения заказа обязан предоставить уведомление от саморегулируемой организации, о размере внесенного взноса в компенсационный фонд. 2. Копия свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. Наименование вида работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство. При этом стоимость работ по организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства по одному договору, указанная в свидетельстве, должна быть "до 500 млн. руб." или более. Если в свидетельстве о допуске не указана стоимость работ по одному договору, то участник размещения заказа обязан предоставить уведомление от саморегулируемой организации, о размере внесенного взноса в компенсационный фонд.
Следует также отметить, что данное требование указано в письме от 13 мая 2013 г. N 3991 БМ/11/ГС Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Министерства регионального развития РФ - архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем определение термина "рабочая документация" Градостроительном кодексе РФ не предусмотрено.
Поскольку рабочая документация разрабатывается на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Соответственно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, установленному в аукционной документации, согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, должно являться наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно учитывать вид объекта капитального строительства.
Поскольку предметом данного размещения заказа является объект гражданского строительства, обязательным требованием к участникам размещения заказа должно являться наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, содержащее раздел 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, включение заказчиком требования о наличии у участников размещения заказа копии свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией, правомерно, следовательно, установленные требования не могли повлечь нарушение прав и законных интересов участников размещения заказа.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России также установлено следующее:
В соответствии с п. 6.1 ч.3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
В документации об открытом аукционе в электронной форме, на основании ч.2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно ч.1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В п. 1.4 Информационной карты установлен порядок формирования цены контракта, а именно: расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен муниципальным заказчиком в смете (Приложение N 1 к Информационной карте) в соответствии с действующими нормативами. Цена контракта указана с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, а также включает в себя расходы на подготовку рабочей документации, доставку документации, расходы на материалы, оборудование, пусконаладочные работы, обслуживание туалетных кабин, охрану Объекта до передачи объекта муниципальному заказчику, устройство площадки для мойки колес автотранспорта, а также все иные работы и услуги, необходимые для осуществления строительства и сдачи объекта в эксплуатацию, включая инструментальные и лабораторные исследования на объекте; техническую инвентаризацию и изготовление документов кадастрового технического учета объекта; экспертизу промышленной безопасности технической документации и энергетических установок; работы по подготовке документов о соответствии объекта техническим условиям (исполнительные съёмки существующих и вновь построенных инженерных сетей и благоустройства); тепловизионное обследование (контроль) здания; проверку пожарных гидрантов; другие работы и услуги, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию.
В Приложении N1 к Информационной карте приведена смета стоимости строительства (обоснование начальной (максимальной) цены муниципального контракта):
N |
Наименование показателей |
Сумма, руб. |
|
Стоимость строительства (реконструкции) дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 09.06.2010 N894-пп "Об областной государственной целевой программе "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области" на 2010-2014 годы 1, в том числе: |
|
1. |
Стоимость проектно-изыскательских работ (2,7% от общей стоимости Объекта?), включая стоимость авторского надзора3 |
4 860 000,00 |
2. |
Стоимость строительно-монтажных работ |
175 140 000,00 |
|
ВСЕГО: |
180 000 000,00 |
|
в том числе НДС 18% |
27 457 627,12 |
|
|
|
Примечания: Норматив стоимости 1 места дошкольного образовательного учреждения - 600 000 руб. Итого: 180 000 000 руб. 2. "НЦС-2011. НЦС 81-02-03-2011. Государственные сметные нормативы. Укрупненные нормативы цены строительства. Объекты народного образования" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 22.04.2011 N 187). |
Вместе с тем, исходя из представленного расчета, нельзя сделать вывод о наличии обоснования начальной (максимальной) цены на оборудование.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5, частью 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ООО "Комплект сервис" признать необоснованной.
2.В действиях заказчика в лице Администрации городского округа Верхотурский признать нарушения п. 6.1 ч.3 ст. 41.6, ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
3.Заказчику в лице Администрации городского округа Верхотурский выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии О.А. Пескова
А.А. Ждановских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 октября 2013 г. N 1308-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2013