Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 ноября 2013 г. N 1490-З УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Волкова С.Н. - заместителя руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Песковой О.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена комиссии,
Авакяна А.В. - специалиста первого разряда отдела контроля за размещением заказов, члена комиссии,
при участии представителей:
Муниципального бюджетного учреждения "Водоотведение и искусственные сооружения" Рябовой Алены Андреевны (доверенность серия 66 АА N 1168029 от 24.04.2012);
Единой межотраслевой комиссии по размещению муниципального заказа муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 год Администрации города Екатеринбурга Меньшикова Дмитрия Сергеевича (приказ N 9/41/15 от 15.01.2013);
СОАО "ВСК" Судаковой Анжелы Владимировны (доверенность серия 66 АА N 1798703 от 01.07.2013),
рассмотрев жалобу СОАО "ВСК" (620014, г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 16) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Водоотведение и искусственные сооружения" (620138, Свердловская обл, Екатеринбург г, ул. Чистопольская, 7), уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга (Екатеринбург г, проспект Ленина, 24 А), его Единой межотраслевой комиссии по размещению муниципального заказа муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 год при размещении заказа путем проведения запроса котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений (код извещения 0162300005313006573), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба СОАО "ВСК" (вх. N 01-17292 от 22.11.2013) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Водоотведение и искусственные сооружения", уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его Единой межотраслевой комиссии по размещению муниципального заказа муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 год при размещении заказа путем проведения запроса котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений (код извещения 0162300005313006573), соответствующая требованиям ст. 57, 58 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (уведомление N 12434 от 25.11.2013).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ч.ч. 5,6 ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов, и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
Представитель заявителя поддержал доводы жалобы и пояснил, что участник размещения заказа не может оказать услуги обязательного страхования гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений по цене 140 000,00 рублей, начиная с 01.12.2013 года, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии" (далее Постановление Правительства РФ от 01.10.2011 N 808) период начала действия страховки, который входит в период 01.01.2012 и до 31.12.2013, начисляется коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов равный диапазонному значению от 0,9 до 1, в зависимости от уровня безопасности опасного объекта.
По уровню безопасности установленных заказчиком объектов, коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов равен 0,9.
Таким образом, исходя из того что заказчик определили страховую сумму равную 200 000 000,00 рублей и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808, сумма оплаты за услуги страхования рассчитывается следующим образом:
C=S*(P%*K%)
где:
С - итогавая цена за оказываемые услуги страхования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808;
S - страховая сумма, определенная заказчиком;
P - показатель базовой ставки страховых тарифов, установленный в п.19 Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808;
K - коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов = 0,9.
200 000 000,00 * (0,10% * 0,9%) = 200 000 000,00 * 0,09% = 180 000,00 рублей.
Из изложенного, по мнению представителя заявителя, следует, что участник размещения заказа предоставил заведомо ложные сведения о цене контракта, на основании чего подлежал отклонению.
Представитель заказчика и представитель Единой межотраслевой комиссии по размещению муниципального заказа муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 год с доводами жалобы не согласились и просили признать жалобу необоснованной.
Заслушав доводы сторон, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. 13.11.2013 уполномоченный орган в лице Администрации города Екатеринбурга разместил на официальном сайте в сети "Интернет" заказ путем проведения запроса котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений (код извещения 0162300005313006573).
Начальная (максимальная) цена контракта: 180 000,00 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно ч.2 ст.45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 Закона о размещении заказов.
В п.8 ст.43 Закона о размещении заказов установлено, что запрос котировок должен содержать сведения о максимальной цене контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В ст.19.1 Закона о размещении заказов указано следующие:
1. Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
2. В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
3. Размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 ст.19.1 Закона о размещении заказов информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.
4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
В соответствии с п.2 ст.11 Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Конкретный размер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон.
Из изложенного следует, что если Правительство Российской Федерации установило порядок формирования цен на отдельные виды услуг, то заказчик должен проводить обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цен лота) в соответствии с данным порядком.
01.10.2011 Правительство Российской Федерации было принято Постановление N 808 от 01.10.2011, в котором утверждаются прилагаемые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуру и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии.
В связи с тем, что по результатам торгов будет заключен договор, цена которого фактически и является страховой премией, то заказчик должен в соответствии с ч.4 ст.19.1 Закона о размещении заказов сформировать начальную (максимальную) цену контракта в порядке, установленном в Постановлении Правительства РФ от 01.10.2011 N 808.
Однако, согласно приложения "расчет начальной (максимальной) цены договора" к извещению о проведении запроса котировок заказчик проводил расчет начальной (максимальной) цены договора на основании двух коммерческих предложений от Страхового дома "ВСК" и ООО "РОСГОСТРАХ", без их проверки на соответствие порядку, установленному Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808.
Следовательно, в действиях заказчика содержится нарушение п.8 ст.43, ч.4 ст.19.1 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с п.6 ст.43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать сведения о сроке поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В силу пп.4 п.1 ст.942 ГК РФ при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о сроке действия договора.
В ст.191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В п.4 приложения N2 к извещению о проведении запроса котировок заказчик установил следующий срок оказания услуг: "срок выдачи страховых полюсов с 01.12.2013 по 15.12.2013, срок действия страховых полюсов - с момента начала действия заключенных договоров (полисов) страхования на 1 календарный год".
Кроме того, в п.5.1 проекта договора заказчик указал, что срок предоставления услуг по договору - в течение 1 (одного) календарного года с момента оформления и выдачи страхового полиса по каждому гидротехническому сооружению.
При этом заказчик пояснил, что срок действия предыдущего договора страхования с ОАО Екатеринбургский филиал "СОГАЗ" заканчивается 24.01.2014.
Из изложенного следует, что заказчик в нарушение п.6 ст.43 Закона о размещении заказов фактически не определил срока начало течения оказания услуг, а именно когда именно должны будут заключены договоры страхования (полисы).
В результате допущенного заказчиком нарушения (не определенность в сроке оказания услуг) отсутствует возможность определить размер страховой премии по проводимому заказу, по которой будет заключен договор. Так как в Постановление Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 устанавливаются интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта и периода действия страхования:
период действия |
интервал возможных значений |
с 01.01.2012 до 31.12.2013 |
0,9-1 |
с 01.01.2014 до 31.12.2015 |
0,7-1 |
Из изложенного следует, что если договор страхования начинает действовать с 01.12.2013 то при расчете должен использоваться коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов равный 0,9-1, если же договор страхования начинает действовать с 01.01.2014 то коэффициент будет равен 0,7-1.
В соответствии с разделом IV Постановления Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 данный коэффициент используется при расчете страховой премии.
Так, если договор начинает действовать с декабря 2013 года, то при установленной заказчиком страховой суммы в размере 200 000 000,00 рублей сумму страховой премии будет равна 180 000,00 рублей, если же договор будет начинать действовать с января 2014 года сумма страховой премии будет равна 140 000,00 рублей.
Из изложенного следует, что заказчик не установив начало течения срока оказания услуг, ввел в заблуждение участников размещения заказа, что следует из их заявок на участие в запросе котировок. Например: СОАО "ВСК" предложило выполнить услуги за 180 000,00 рублей, а ОАО Екатеринбургский филиал "СОГАЗ" за 140 000,00.
Кроме того, допущенное заказчиком нарушение с необходимостью приведет к заключению договора на иных условиях, чем установлены в извещении.
В силу ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ опубликование должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
3. По доводу заявителя о неправомерности допуска к участию и признанием победителем торгов ОАО Екатеринбургский филиал "СОГАЗ", комиссией Свердловского УФАС России было установлено:
В силу ч.1 ст.47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
Согласно ч.3 ст.47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с представленной котировочной заявкой и протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок N0162300005313006573-П от 21.11.2013 было установлено, что ОАО Екатеринбургский филиал "СОГАЗ" представило заявку в соответствии с требованиями извещения и с ценой ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в действиях Единой межотраслевой комиссии по размещению муниципального заказа муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 год отсутствует нарушение Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу СОАО "ВСК" признать необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Водоотведение и искусственные сооружения" нарушение п.8 ст.43, ч.4 ст. 19.1, п.6 ст.43 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику в лице Муниципального бюджетного учреждения "Водоотведение и искусственные сооружения", уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, Единой межотраслевой комиссии по размещению муниципального заказа муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 год предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.Н. Волков
Члены Комиссии О.А. Пескова
А.В. Авакян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 ноября 2013 г. N 1490-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2013