Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 14 ноября 2013 г. N 270 19.11.2013 N4590/03
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе:
Председатель Комиссии: |
- Н.А. Акжитова |
- руководитель Смоленского УФАС России; |
Заместитель председателя Комиссии |
- В.П. Епейкин |
- начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- В.В. Шлыкова
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
|
- М.А. Азовсков
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
при участии представителей от:
государственного заказчика:
|
- В.В. Шаповалова |
- представителя СОГБУ "Центр информационно-коммуникационных технологий" по доверенности (доверенность N 18 от 12.11.2013); |
|
- А.С. Тюрина |
- представителя СОГБУ "Центр информационно-коммуникационных технологий" по доверенности (доверенность N 19 от 12.11.2013); |
|
- А.М. Гильденкова |
- представителя СОГБУ "Центр информационно-коммуникационных технологий" по доверенности (доверенность N 17 от 12.11.2013); |
|
- Е.А. Соляных |
- представителя СОГБУ "Центр информационно-коммуникационных технологий" по доверенности (доверенность N 16 от 12.11.2013); |
уполномоченного органа:
|
- Н.В. Чепурной |
- консультанта- юриста отдела аналитической и организационно - правовой работы Главного управления государственного заказа Смоленской области (доверенность N 0421/01 от 26.03.2013); |
заявителя:
|
- А.Ю. Геращенкова |
- директора ООО "ТехИнсайт-ИНФО" (протокол N 1 общего собрания учредителей Общества от 21.02.2011); |
|
- А.П. Синицына |
- представителя ООО "ТехИнсайт-ИНФО" по доверенности (доверенность б/н от 12.11.2013); |
|
- С.Н. Хапаева |
- представителя ООО "ТехИнсайт-ИНФО" по доверенности (доверенность б/н от 12.11.2013); |
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 15.08.2012 N 113) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "ТехИнсайт-ИНФО" (исх. б/н от 07.11.2013) на действия государственного заказчика - СОГБУ "Центр информационно-коммуникационных технологий", уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого конкурса на право заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ по созданию комплексов идентификации транспортных средств по государственным знакам с функцией выявления административных правонарушений в автоматическом режиме в г. Смоленске (извещение N 0163200000313004868),
УСТАНОВИЛА:
В жалобе ООО "ТехИнсайт-ИНФО" (далее - заявитель, Общество), озвученной представителем заявителя Геращенковым А.Ю., указано на нарушение государственным заказчиком, уполномоченным органом законодательства в сфере размещения заказов при проведении вышеуказанного открытого конкурса, выразившееся в следующем.
10.10.2013 извещение N 0163200000313004868 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
В соответствии с пунктами 1.9 и 1.10 части 1 Информационной карты конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать копии действующих лицензий ФСТЭК России на осуществление мероприятий и оказание услуг по технической защите конфиденциальной информации и ФСБ России на осуществление мероприятий по распространению шифровальных (криптографических) средств и технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств.
Заявитель считает, что данные требования, предъявляемые к участнику размещения заказа, в конкурсной документации установлены необоснованно и приводят к ограничению количества участников размещения заказа, так как работы, выполняемые по предмету контракта, не подлежат лицензированию.
Кроме того, указание в перечне оборудования Приложения N 1 к Информационной карте (Техническое задание) такого оборудования как "Универсальный криптошлюз и межсетевой экран ViPNet Coordinator HW100 (или эквивалент) (п. 33 Технического задания), применение которого, как полагает заявитель, не обязательно, так как его наличие/отсутствие никак не повлияет на качество выполнения работ, и привело к установлению требования о предоставлении в составе конкурсной заявки вышеуказанных лицензий.
В соответствии с ч. 3 Информационной карты: "все работы должны выполняться согласно с условиями проекта контракта, Техническим заданием (Приложение N 1 к данной Информационной карте), проектной документацией (Приложение N 2) в полном соответствии со строительными нормами, ГОСТ РФ, СНиП РФ и другими нормативными документами, действующими в Российской Федерации и определяющими правила, условия и нормативы для проектирования строительства, реконструкции объектов, действительные для органов государственной власти и управления.
Вместе с тем, проектная документация (ч. 2 подраздела 5 "Сети связи") устанавливает следующие требования - "до начала монтажа оборудования необходимо разработать рабочую документацию на строительство (установку) опор и уличного климатического шкафа на пересечение пр-та Гагарина - ул. 2-я Киевская и ул. Николаева - ул. Марии Расковой, определить точные места установки с привязкой к местным ориентирам".
Заявитель считает, что объединение в одном лоте работ по монтажу оборудования и разработке проектной документации, является незаконным и противоречит разъяснениям ФАС России.
Кроме того, объект, на котором должны проводиться работы по предмету контракта, нельзя отнести к объекту капитального строительства, так как он не соответствует ни одному из требований, указанных в п. 2 ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", а, следовательно, требования, касающиеся разработки рабочей документации в рамках проектной документации, к данному объекту, не применимы.
Помимо изложенного Геращенков А.Ю. указал, что положениями Приложения к Техническому заданию "Создание комплексов идентификации транспортных средств по государственным знакам с функцией выявления административных правонарушений в автоматическом режиме в городе Смоленске" установлено требование об обязательной метрологической поверке оборудования комплекса. В то же время, в проектной документацией требования о поверке оборудования, отсутствуют, что свидетельствует о том, что проектная документация составлена с нарушениями и подлежит изменению.
Данное обстоятельство, как считает заявитель, также ограничивает количество участников размещения заказа.
Кроме того, согласно ответу уполномоченного органа на запрос одного из участников размещения заказа (касающегося внесения изменений в конкурсную документацию), следует, что изменения в документацию внесены не будут.
На основании изложенного ООО "ТехИнсайт-ИНФО" считает, что составленная таким образом конкурсная документация ущемляет права и законные интересы всех участников размещения заказа, и просит Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов выдать государственному заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении указанных нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
Представители государственного заказчика (Соляных Е.А., Гильденков А.М., Шаповалов В.В., Тюрин А.С.) считают жалобу заявителя необоснованной и не подлежащей удовлетворению, так как конкурсная документация составлена в полном соответствии с требованиями законодательства в сфере размещения заказов и не приводит к ограничению количества участников размещения заказа.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "ТехИнсайт-ИНФО" на действия государственного заказчика - СОГБУ "Центр информационно-коммуникационных технологий", уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого конкурса на право заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ по созданию комплексов идентификации транспортных средств по государственным знакам с функцией выявления административных правонарушений в автоматическом режиме в г. Смоленске (извещение N 0163200000313004868), и проведенной в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения открытого конкурса, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Извещение N 0163200000313004868 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация 10.10.2013 были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Согласно п. 10 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные согласно ст. 11 данного закона, в части соответствия участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов определено, что конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 ст. 25 данного закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.
Заявка на участие в конкурсе, согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов, должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
Предметом контракта является выполнение работ по созданию комплексов идентификации транспортных средств по государственным знакам с функцией выявления административных правонарушений в автоматическом режиме в г. Смоленске.
Согласно положениям ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 22 Закона о размещении заказов, заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и ее детализацию в соответствии с потребностью в том или ином товаре, выполнения работ, оказания услуг; устанавливать конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. При этом нормы Закона о размещении заказов не устанавливают для заказчика какие-либо ограничения в объеме изложения предмета закупки.
Таким образом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию товаров и требований к нему, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика в выполнении работ с применением тех или иных товаров.
Конкурсная документация, размещенная на официальном сайте, включает в себя: проектную документацию, инструкцию участникам размещения заказа, информационную карту с Приложениями N 1 и N 2, проект государственного контракта.
В соответствии с п. 35 раздела 11.2 "Сведения об инженерном оборудовании" проектной документации и п. 33 Приложения N 1 к Информационной карте (Техническое задание) при выполнении работ предусмотрено использование такого оборудования как "Универсальный криптошлюз и межсетевой экран ViPNet Coordinator HW100 (или эквивалент)".
Вследствие того, что предметом торгов является не разработка проектной документации, а выполнение работ по созданию комплексов идентификации транспортных средств по государственным знакам с функцией выявления административных правонарушений в автоматическом режиме в г. Смоленске, проводимых в соответствии с уже ранее разработанным проектом, оценка самого проекта, в том числе необходимости включения в него того или иного оборудования, не входит в полномочия Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов при проведении проверки размещения заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.
В этой связи, довод заявителя о том, что при выполнении работ по предмету договора на их качество не повлияет отсутствие или наличие такого оборудования как "Универсальный криптошлюз и межсетевой экран ViPNet Coordinator HW100 (или эквивалент)", применение которого, как указано выше, предусмотрено проектной документацией и Техническим заданием, в рамках данного размещения заказа, признан Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов не подлежащим рассмотрению.
В ходе проведения камеральной проверки также установлено, что согласно сертификату соответствия N СФ/124-1970 от 12.09.2012, "Универсальный криптошлюз и межсетевой экран ViPNet Coordinator HW100" является средством криптографической защиты информации класса КС3 и может использоваться для криптографической защиты (шифрование и имитозащита данных, передаваемых в IP-пакетах на сети общего использования) информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.
Подпунктом "е" п. 4 Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (далее - Постановление Правительства РФ N 79) предусмотрено, что при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации лицензированию подлежат монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).
Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) (п. 3 Постановления Правительства РФ N 79).
Вследствие того, что проектной документацией и Техническим заданием предусмотрено использование "Универсального криптошлюза и межсетевого экрана ViPNet Coordinator HW100" (или эквивалент), который является, как указано выше, средством защиты информации, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу о том, что заказчиком, уполномоченным органом в п. 1.9 ч. 1 Информационной карты правомерно установлено требование о предоставлении в составе конкурсной заявки копии действующей лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий и оказание услуг по технической защите конфиденциальной информации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно пунктам 12-14 приложения к Постановлению Правительство РФ от 16 апреля 2012 г. N 313 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Постановление Правительства РФ N 313), лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств.
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
Пунктом 5 Постановления Правительства N 313 предусмотрено, что лицензирование деятельности, определенной данным Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Ввиду того, что проектной документацией и Техническим заданием предусмотрено использование "Универсального криптошлюза и межсетевого экрана ViPNet Coordinator HW100" (или эквивалент), выполнение работ по монтажу, пуско-наладке которого подлежит лицензированию, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу о том, что заказчиком и уполномоченным органом в п. 1.10 Информационной карты конкурсной документации по вышеуказанным обстоятельствам, правомерно установлено требование о предоставлении в составе конкурсной заявки копии действующей лицензии ФСБ России.
Довод заявителя об отсутствии в проектной документации требований об обязательной метрологической поверке оборудования комплекса, также признан Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов несостоятельным, так как выполнение данных видов работ контрактом не предусмотрено.
Согласно конкурсной документации, подрядчику, при исполнении контракта требуется только создать условия для ее проведения, которые включают в себя совокупность мер по градуировке комплекса, а в гарантийный период - меры по обеспечению технического состояния комплекса в полном соответствии с проведенной в ходе выполнения контракта градуировкой (т.е. обеспечение сохранности градуировочных настроек, либо проведение градуировки повторно непосредственно перед проведением метрологической поверки). В случае технической неисправности камеры в соответствии с гарантийными обязательствами принять меры по замене камеры, либо произвести ее ремонт с проведением градуировочных настроек.
Данное обстоятельство также подтверждено на заседание Комиссии представителями заказчика.
В соответствии с проектной документацией, конкретные места установок стоек (опор) для размещения оборудования, а также места установок уличных шкафов, электроснабжение оборудования, прокладка (подвеска) кабелей до оборудования обработки видеосигнала и передача данных оборудования УГИБДД УМВД России по Смоленской области не определены.
В этой связи, согласно требованиям, изложенным в Техническом задании, подрядчик должен разработать рабочий проект, в котором им будут конкретизироваться места установок оборудования на местности (привязка к местности).
Частью 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом должно быть соблюдено условие, при котором запрещается включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов, единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
Таким образом, основанной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в конкурсную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Ввиду того, что подготовка подрядчиком рабочего проекта неразрывно связана с выполнением работ по монтажу и пуско-наладке устанавливаемого комплекса, т.е. данные виды работ представляют собой составную часть единого комплексного процесса и являются технологически и функционально взаимосвязанными как между собой, так и с предметом конкурса, объединение в один лот вышеуказанных работ, не ограничивает количество участников размещения заказа, а рассматриваемый довод заявителя, касающийся неправомерного, по его мнению, объединения в рамках одного лота выполнения разных видов работ (монтаж оборудования и разработка рабочего проекта), признан несостоятельным.
В ходе проведения камеральной проверки установлено, что размещение заказа на момент рассмотрения жалобы находится на стадии проведения процедуры вскрытия конвертов участников размещения заказа.
Изучив все материалы по жалобе, выслушав представителей ответчиков и заявителя, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТехИнсайт-ИНФО" на действия государственного заказчика - СОГБУ "Центр информационно-коммуникационных технологий", уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого конкурса на право заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ по созданию комплексов идентификации транспортных средств по государственным знакам с функцией выявления административных правонарушений в автоматическом режиме в г. Смоленске (извещение N 0163200000313004868), необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Н.А. Акжитова |
Заместитель председателя Комиссии: |
|
В.П. Епейкин |
Члены Комиссии: |
|
В.В. Шлыкова |
|
|
М.А. Азовсков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 14 ноября 2013 г. N 270
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2013