Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 25 ноября 2013 г. Заявителю:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Шевченко В.И., |
руководителя управления; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
Криворучко А.П., |
специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
Гламаздиной Д.С., |
специалиста 1 разряда отдела контроля государственных закупок и земельных отношений, |
при участии представителей:
- заказчика - ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский Томский политехнический университет" Чубик А.П. (доверенность N487 от 29.12.2012) Тихонова Д.А. (доверенность N303 от 11.10.13), Ведяшкина М.В. (доверенность N330 от 20.11.2013),
рассмотрев дело N03-10/187-13, возбужденное по жалобе ООО "Комплект сервис" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Общежитие по ул.Усова, д.15б в г.Томске, в отсутствие заявителя - ООО "Комплект сервис", уведомленного должным образом (исх.NАК/7049 от 21.11.13),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось ООО "Комплект сервис" (далее - заявитель) с жалобой (вх.N6976 от 21.11.2013), поданной в срок и соответствующей ст.58 Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ), на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Общежитие по ул.Усова, д.15б в г.Томске (извещение N0365100010413000992) (далее - аукцион), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство в сфере размещения заказов.
Согласно доводам, изложенным в жалобе и в заседании комиссии, ООО "Комплект сервис" приняло решение об участии в указанном аукционе. Однако, при изучении документации об аукционе обнаружено, что заказчиком незаконно включены в состав одного лота товары и работы, технологически и функционально не связанные ни с предметом аукциона, ни между собой. Незаконные действия заказчика выражаются в следующем:
Предметом аукциона является выполнение подрядных работ по строительству объекта. Согласно документации об аукционе необходимо выполнить ряд строительных работ, которые относятся к совершенно особенной и имеющей свою специфику сфере деятельности, для осуществления которой необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения и т.п.
Между тем, согласно документации об аукционе помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при строительстве, также необходимо поставить следующие товары:
1. Оборудование для пищеблок, использующиеся для приготовления, хранения и подачи пищи: машины посудомоечная, морозильный ларь, холодильный шкаф, прилавок холодильный, прилавок для горячих напитков, кипятильник воды, микроволновая печь, плитка электрическая 6-ти конфорочная, инжекторный пароконвектомат, коиел пищеварочный, сковорода электрическая, чайник и т.п.
2. Мебель: шкаф металлический для одежды двухсекционный, зеркало, стеллаж для книг, полка настенная, напольный стационарный гардероб, гардеробная стойка для выдачи одежды, диван, стол офисный, кресло офисное и т.д.
3. Медицинское оборудование: настенный, облучатель бактерицидный бытовой, облучатель бактерицидный передвижной.
4. Прачечное оборудование: стиральная машина, сушилка для белья напольная, доска для глажения одежды и т.д.
Вышеперечисленное оборудование имеет различное назначение, его поставка технологически и функционально не связана на с предметом аукциона, ни между собой. Включение указанного оборудования в состав данного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение государственного контракта в рамках аукциона.
Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, осуществляющее строительные работы, должно соответствовать ряду установленных требований и являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО), подтверждением чего является свидетельство СРО о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства. Данное требование установлено в документации об аукционе.
Заявитель утверждает, что не каждая организация, занимающаяся поставкой специализированного оборудования, также осуществляет строительные работы и имеет указанное свидетельство СРО. Таким образом, компании, в том числе ООО "Комплект сервис", осуществляющие поставку специализированного оборудования, лишены возможности участвовать в аукционе. Необходимость наличие свидетельства СРО служит главным препятствием для участия в аукционе. При этом важно учитывать, что стоимость требуемого к поставке оборудования по каждой из групп товаров, составляет значительную сумму от общей стоимости контракта. Указанные компании, являясь участниками рынка специализированного оборудования, могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и предложить к поставке более качественное оборудование, максимально соответствующее потребностям заказчика. Компании, осуществляющие строительные работы, будут вынуждены обращаться к субпоставщикам, что не может обеспечить возможность формирования конкурентного ценового предложения, поскольку к стоимости оборудования, установленной производителем, будут прибавлены дилерская наценка, расходы по доставке от производителя к дилеру, расходы по хранению оборудования и т.п.
Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе по отдельным товарам или группам таких товаров. Включение в один лот товаров, технологически и функционально не связанным между собой, не позволяет гарантировать наличие условий для существования конкурентной среды при размещении заказов.
В письменном отзыве на жалобу и в заседании комиссии заказчик не соглашается с доводами заявителя по следующим причинам:
Частью 6 ст.41.6 Закона 94-ФЗ установлены требования к документам и сведениям, которые должны содержаться во второй части заявки на участие в аукционе:
- копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 Закона 94-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком установлено требование, предусмотренное ч.2.1 ст.11 Закона 94-ФЗ.
Таким образом, заказчик обоснованно установил в документации об аукционе требование к участнику размещения заказа о предоставлении во второй части заявки следующих документов:
1) Копию лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с приложением перечня видов работ:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения;
или
Копию лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с приложением перечня видов работ:
- монтаж, ремонт и обслуживание установок пожаротушения;
- монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
- монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарного водоснабжения;
- монтаж, ремонт и обслуживание систем дымоудаления;
- монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре;
- монтаж, ремонт и обслуживание противопожарных занавесов и завес;
- монтаж, ремонт и обслуживание заполнений проемов в противопожарных преградах;
- производство работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтаж, ремонт и обслуживание первичных средств пожаротушения.
2) Копию свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, с приложением перечня видов работ и иметь допуск по следующим видам работ:
В случае выполнения подрядных работ собственными силами:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
2. Подготовительные работы:
2.3. Устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов (опоры) стационарных кранов;
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
6.1. Опалубочные работы;
6.2. Арматурные работы;
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций:
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок;
7.3. Монтаж объемных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин;
10. Монтаж металлических конструкций:
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
12.5. Устройство оклеечной изоляции;
12.8. Антисептирование деревянных конструкций;
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций;
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования;
16. Устройство наружных сетей водопровода:
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных;
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода;
17. Устройство наружных сетей канализации:
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев;
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации;
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения:
18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия;
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения;
18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения;
18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения;
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи:
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;
20.10. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно;
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты;
23. Монтажные работы:
23.2. Монтаж лифтов;
23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации;
24. Пусконаладочные работы:
24.2. Пусконаладочные работы лифтов.
В случае привлечения к выполнению подрядных работ других лиц:
- п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
3) Копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство), подтверждающих соответствие участника размещения заказа ч . 2.1 ст. 11 Федерального закона 94-ФЗ.
Согласно п.1 ч.4 ст.41.6 Закона 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Заказчик вправе определить в документации об аукционе требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных и внебюджетных источников финансирования, поскольку согласно вышеуказанных норм действующего законодательства потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований при размещении заказа для удовлетворения своих нужд в том или ином товаре, работе, услуге.
В силу ч.2.1 и 3 ст.10 Закона 94-ФЗ заказчик, принимая решение о способе размещения заказа, наделен правом самостоятельно определить содержание предмета торгов, при этом допускается возможность объединения в составе предмета торгов (одного лота) продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально связанных между собой, если такое формирование не противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Исходя из вышеперечисленных норм, заказчик разместил на Общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru техническое задание, проектно-сметную документацию, сводные сметные и локальные расчеты, в которых содержатся требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров и работ, необходимых для строительства объекта.
Заказчик при формировании лота на проведение комплекса работ на объекте руководствовался Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 г. N236-р, Положением об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 г. N147, а также Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ (Постановление Госстроя РФ от 05.03.2004 г. N15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации").
Согласно п.2 приложения к положению об организации строительства объектов "под ключ" в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Как указано в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в сметную стоимость строительства в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение оборудования, мебели и инвентаря и прочие затраты.
При таком правовом регулировании имеется обоснованная связь работ по строительству с потребностью в приобретении оборудования, мебели и пр.
О технологической и функциональной взаимосвязи выполнения строительно-монтажных работ и поставляемого оборудования, мебели и инвентаря свидетельствует также содержание п.4.14 вышеуказанной Методики, согласно которому стоимость оборудования, мебели и инвентаря включается в локально-сметные расчеты (сметы).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством строительство такого объекта и оснащение его "под ключ" имеет для заказчика целый ряд преимуществ и соответствует его потребностям как в конечном результате на объекте в соответствии с Техническим заданием, так и в сокращенных сроках выполнения всех работ с лучшим качеством их выполнения и в рациональном расходовании средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Заслушав представителей заказчика, проведя внеплановую проверку на основании ч.5 ст.17 Закона 94-ФЗ всех материалов размещения заказа N0365100010413000992, комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0365100010413000992 о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация об открытом аукционе в электронной форме опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 13.11.2013.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта: 363 618 150,00 (Триста шестьдесят три миллиона шестьсот восемнадцать тысяч сто пятьдесят) рублей 00 копеек.
Заказчик: ФГБОУ "Национальный исследовательский Томский политехнический университет"
Предмет аукциона: Выполнение подрядных работ по строительству объекта "Общежитие по ул. Усова, д. 15б в г. Томске" для ТПУ.
Согласно ч.1 ст.1 Закона 94-ФЗ его целями являются, в том числе обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.
В соответствии с ч.1 ст.41.6 Закона 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст.34 Закона 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0365100010413000992 от 13.11.2013, п.2 информационной карты, техническому заданию аукционной документации предметом контракта является выполнение подрядных работ по строительству объекта "Общежитие по ул. Усова, д. 15б в г. Томске" для ТПУ.
Объем работ указан в локальных сметных расчетах, размещенных заказчиком на Официальном сайте.
Вместе с тем, согласно локальным сметным расчетам, наряду с выполнением строительно-монтажных работ, в предмет аукциона включены товары, не являющиеся материалами, необходимыми для выполнения строительно-монтажных работ, а именно: мебель (стол обеденный, стеллаж кухонный, полка настенная и т. п.), оборудование (стиральная машина, холодильный шкаф, облучатель бактерицидный настенный и т. п.).
Согласно п.2 приложения к Положению об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N147, в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Пунктом 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 г. N15/1 в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя:
- стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
- стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);
- затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели, инвентаря;
- прочие затраты.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных правовых актов работы по строительству, капитальному ремонту связаны с приобретением оборудования, мебели и инвентаря.
Комиссия Томского УФАС России установила, что проектно-сметная документация на объект капитального строительства "Общежитие по ул.Усова, 15 Б в г.Томске утверждена распоряжением Министерства образования и науки РФ NЗ-9 от 24.01.2013 г. и включена в Федеральную целевую программу развития образования. Согласно уведомлению N125 о лимитах бюджетных обязательств на 2013 год, представленного заказчиком в заседании Комиссии Томского УФАС России, финансирование в рамках данной программы производится из соответствующего кода бюджетной классификации N310, в том числе выполнение подрядных работ по строительству объекта "Общежитие по ул.Усова, д.15б в г.Томске, что делает невозможными действия заказчика по разделению денежных средств на закупку оборудования, мебели, инвентаря и выполнение подрядных работ.
Кроме этого, проектная документация, включая смету с затратами на оборудование, мебель и инвентарь, прошла государственную экспертизу, что подтверждается Положительным заключением государственной экспертизы N70-1-5-0291-12 от 29.12.2012 г. Также, достоверность определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, подтверждается Положительным заключением N70-1-6-0057-12 от 29.12.2012 г.
На основании изложенного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика по объединению в один лот выполнение работ по строительству с приобретением оборудования, мебели и инвентаря отсутствуют нарушения законодательства о размещении заказов, так как финансирование указанного размещения заказа осуществляется из одного кода бюджетной классификации N310.
Объединение работ по строительству с использованием оборудования, мебели и инвентаря в один лот позволяет обеспечить рациональное расходование бюджетных средств, что является одной из целей правового регулирования Закона 94-ФЗ.
Согласно ч.3.1 ст.34 Закона 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Установленные в аукционной документации требования распространяются на всех участников размещения заказа (подрядные организации), не содержат привилегированных условий для определенной категории участников размещения заказа, то есть не влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На основании изложенного Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика по определению предмета контракта отсутствуют нарушения законодательства о размещении заказов.
Проведя внеплановую проверку, проверив положения аукционной документации, комиссия Томского УФАС России не выявила нарушений законодательства о размещении заказов.
Руководствуясь ч.5 ст.17, ст.34, ч.4 ст.41.6, ч.6 ст.60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Комплект сервис" на действия заказчика при проведении открытых аукционов в электронной форме на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Общежитие по ул. Усова, д. 15б в г. Томске" для ТПУ необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Шевченко В.И. |
Члены комиссии |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Константинов В.А. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Гламаздина Д.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 25 ноября 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2013