Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 ноября 2013 г. N 418-01 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Тюменского УФАС России), рассмотрев жалобу ООО НПЦ "Сибземресурсы" на действия администрации города Ялуторовска Тюменской области при проведении открытого конкурса N ОК 02/2013 (реестровый номер заказа на официальном сайте 0167300002813000203) на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории в целях создания условий для бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей (далее - открытый конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 08.11.2013 г. поступила жалоба заявителя на действия администрации при проведении открытого конкурса N ОК 02/2013.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов), и принята к рассмотрению.
В соответствии со ст. 60 Закона о размещении заказов, Тюменским УФАС России информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 60 Закона о размещении заказов, Тюменским УФАС России в адрес уполномоченного органа направлено требование о приостановлении размещения заказа по открытому конкурсу до рассмотрения Тюменским УФАС России жалобы заявителя по существу.
В этой связи, на основании приказа Тюменского УФАС России от 08.11.2013 г. N 592 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов проводится внеплановая проверка действий администрации при проведении открытого конкурса N ОК 02/2013 (N 0167300002813000203).
Согласно жалобе, документация открытого конкурса N ОК 02/2013 не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В частности, заявитель ссылается на неправомерность установления в конкурсной документации в качестве оценки конкурсной заявки по критерию "качество работ и квалификация участников конкурса" показателя N 3 по количеству дополнительных работ, свыше установленных условиями конкурса, поскольку данный показатель не позволяет участнику размещению заказа установить весь объем выполнения работ по контракту.
Помимо этого, заявителем, заблаговременно до начала заседания Комиссии, представлены дополнения к жалобе (вх. N 9017 от 12.11.2013 г.) в которых заявитель ссылается на неправомерность установления в конкурсной документации оценки конкурсной заявки по критерию "качество работ и квалификация участников конкурса" показателя N 2 "наличие в штате участника размещения заказа квалифицированных специалистов с высшим образованием и стажем работ не менее 5 лет" инженера, имеющего квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на заседание Комиссии не направил, представив ходатайство о рассмотрение дела без его участия, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие его представителей.
Администрация выразила несогласие с доводами заявителя, в связи с чем ее представителями, присутствовавшими в заседании Комиссии, представлены письменные возражения на жалобу, а также материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса.
Согласно указанных возражений, отсутствие предложений по показателям критерия "Качество работ и квалификация участника конкурса": "Количество дополнительно выполняемых работ предлагаемых участниками, свыше предусмотренных техническим заданием" не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе. Установление указанных в жалобе подкритериев направлено на определение победителя открытого конкурса предложившего наилучшие условия исполнения муниципального контракта, а так же более прозрачной процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 09.10.2013 г. администрацией города Ялуторовска на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) опубликована информация о проведении открытого конкурса N ОК 02/2013 с реестровым номером заказа 0167300002813000203.
Предметом открытого конкурса (муниципального контракта) является выполнение работ по лотам N1,2, 3 по подготовке документации по планировке территории в целях создания условий для бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей.
Статья 22 Закона о размещении заказов устанавливает перечень требований к содержанию конкурсной документации.
Так в части 4 указанной статьи указано, что конкурсная документация помимо иных сведений, должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона (п.14); форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг (п.4.2).
Согласно ч.5 статьи 22 Закона о размещении заказов к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
По правилам статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации. При этом в силу пункта 1.1 части 4 статьи 28 Закона критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (ч. 2 статьи 28 Закона о размещении заказов).
Помимо этого, частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 настоящей статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В силу ч. 6 статьи 28 Закона о размещении заказов не допускается использование иных, за исключением предусмотренных ч. 4 названной статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно п.п. "г" п.1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе, в том числе, должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
В соответствии со статьей 28 Закона о размещении заказов Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.09 N 722 утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Указанными Правилами определен порядок оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, содержание и значимость критериев оценки заявок в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых конкурсными комиссиями в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта.
В силу пункта 26 Правил оценка заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" может производиться в случае, если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм следует, что заказчик вправе указать в конкурсной документации перечень сведений и документов, которыми участник размещения заказа может подтвердить "квалификацию участника конкурса", необходимой для оказания услуг, являющихся предметом контракта. Соответственно, представленные сведения и документы участником размещения заказа учитываются при оценке заявки на участие в конкурсе по критерию "квалификация участника конкурса".
Так п.17.11 конкурсной документации открытого конкурса N ОК 02/2013 по критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса" (удельный вес критерия - 45%) установлен такой показатель как "Количество дополнительно выполняемых работ предлагаемых участниками, свыше предусмотренных техническим заданием. Перечень дополнительных работ должен содержать: подробный план с указанием сроков выполнения работ, обоснование соответствия целям и задачам проекта, объем и содержание дополнительных работ".
Комиссия считает, что установление указанного показателя по критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса", не отвечает требованиям законодательства о размещения заказов и не позволяет выявить среди поданных заявок наиболее оптимальные условия муниципального контракта.
Согласно части 3 статьи 29 Закона о размещении заказов контракт по результатам открытого конкурса заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Как следует из части 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
Частью 5 указанной статьи установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий, в том числе, указанных в части 3 статьи 29 настоящего Закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
Соответственно, контракт по итогам открытого конкурса должен быть заключен на объявленных условиях, содержащихся в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации и в заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт. При этом, вышеназванный Закон возлагает на заказчика обязанность по исчерпывающему определению в документации о торгах требований к качеству и характеристикам работ, их результатам, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Кроме того, Комиссия отмечает, что обозначенный в конкурсной документации порядок начисления баллов в зависимости от полноты раскрытия содержания и корректности сведений, указанных в разделах Организационно-технического предложения не может быть признан объективным, поскольку никак требований к указанному документу в конкурсной документации не сформулировано, равно как и не установлено по каким признакам будет оцениваться "полнота и корректность" сведений, указанных участниками размещения заказа.
Относительно довода заявителя о неправомерности установления в конкурсной документации показателя N 2 "наличие в штате участника размещения заказа квалифицированных специалистов с высшим образованием и стажем работ не менее 5 лет" в части наличия в штате инженера, имеющего квалификационный аттестат кадастрового инженера, Комиссия считает необходимым указать на следующее.
Так п.17.11 конкурсной документации открытого конкурса N ОК 02/2013 по критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса" (удельный вес критерия - 45%) установлен показатель N2 "Наличие в штате участника размещения заказа квалифицированных специалистов с высшим образованием и стажем работ не менее 5 лет".
По данному показателю N 2: оценка производится исходя из наличия в штате участника размещения заказа, в том числе инженера, имеющего квалификационный аттестат кадастрового инженера, 2 и более специалиста - 5 баллов.
Согласно ч.4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
Согласно требований ст.29-33 указанного Федерального закона кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. При этом кадастровый инженер может выбрать формой организации своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Кадастровый инженер в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе выбирать формы организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления самостоятельно.
Статьей 37 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Однако, предметом муниципального контракта (открытого конкурса) не является осуществление кадастровой деятельности, конкурсной документацией не предусмотрено изготовление межевого плана, технического плана или акта обследования, что свидетельствует неправомерности включения в конкурсную документацию по критерию "качество работ и квалификация участников конкурса" показателя N 2 в части оценки участника размещения заказа в зависимости от наличия в штате участника размещения заказа инженера, имеющего квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия указывает на наличие в действиях администрации (уполномоченного органа) нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 22 Закона о размещении заказов и считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание об устранения допущенных нарушений законодательства о размещении заказов путем внесения изменений в конкурсную документацию N ОК 02/2013, продления срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе и проведении процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов.
В связи с изложенным, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, п. 3.35. административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО НПЦ "Сибземресурсы" на действия администрации города Ялуторовска Тюменской области при проведении открытого конкурса N ОК 02/2013 (реестровый номер заказа на официальном сайте 0167300002813000203) обоснованной.
2. Признать администрацию города Ялуторовска Тюменской области нарушившей ч.4 статьи 22 Закона о размещении заказов при проведении открытого конкурса N ОК 02/2013 (N 0167300002813000203).
3. Выдать администрации города Ялуторовска Тюменской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений ч. 4 статьи 22 Закона о размещении заказов путем внесения изменений в конкурсную документацию N ОК 02/2013, продления срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе и проведении процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 ноября 2013 г. N 418-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2013