Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 ноября 2013 г. N 388-01 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Тюменского УФАС России), рассмотрев жалобу гражданина (далее - заявитель) на действия ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области при проведении открытого аукциона в электронной форме (реестровый номер заказа на официальном сайте: 0267100001613000058) на поставку оборудования и выполнение монтажных работ для создания локальной вычислительной сети в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (далее - открытый аукцион в электронной форме),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 28.10.2013 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов), и принята к рассмотрению.
В соответствии со ст. 60 Закона о размещении заказов, Тюменским УФАС России информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя посредством электронной почты направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи на основании ч. 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, на основании приказа Тюменского УФАС России от 28.10.2013 N 559 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0267100001613000058.
Согласно жалобе заявителя положения документации об аукционе, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В частности, в жалобе указано на отсутствие в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме сведений о количестве поставляемого товара и объеме выполняемых работ, в аукционной документации установлены требования к товару, ограничивающие количество участников размещения заказов, в документации содержится указание товарные знаки без определения параметров эквивалентности. Также, по мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлены преференции в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 г. N 211, поскольку данный документ применяется только в том случае, если предметом заказа является поставка товара. Однако предмет аукциона (контракта) N 0267100001613000058 помимо поставка товара также включает в себя выполнение монтажных работ.
Заказчик с жалобой не согласен, в связи с чем его представителями, присутствовавшими в заседании Комиссии, представлены письменные возражения на жалобу, а также устные пояснения по обстоятельствам, изложенным в жалобе заявителя из которых следует, что документация открытого аукциона в электронной форме N 0267100001613000058 не противоречит требованиям действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Главой 3.1 Закона о размещении заказов регламентирован порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме под которым понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Помимо этого в п. 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов закреплено, что документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Ограничения в части установления соответствующих требований, в том числе к формированию предмета контракта, содержатся в действующем законодательстве. Так, согласно части 1 статьи 41.6 (с ссылкой на часть 3.1 статьи 34) Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Как следует из представленных материалов 23.10.2013 года заказчиком на официальном сайте Российской Федерации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация об аукционе открытого аукциона в электронной форме N 0267100001613000058 на поставку оборудования и выполнение монтажных работ для создания локальной вычислительной сети в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области.
В извещении о проведении аукциона определено, что количество поставляемого товара, объем выполняемых работ указаны в п. 14 документации об открытом аукциона в электронной форме.
Порядок размещения информации о размещении заказа на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" определены Положением о пользовании официальными сайтами в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 года N 147, а также Приказом Минэкономразвития РФ N 646, Казначейства РФ N 21н от 14 декабря 2010 года "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом".
При этом, ни Закон о размещении заказов, ни нормы указанных выше Положения и Приказа не содержат обязательных требований к заполнению экранной формы веб-интерфейса официального сайта, в том числе, в части способа отражения информации о количестве товара, объемах работ и услуг, являющихся предметом контракта. В данном случае, заказчиком ввиду значительного объема данной информации была сделана ссылка на ту часть аукционной документации (которая также размещена на официальном сайте), где соответствующая информация изложена в полном объеме.
В этой связи, Комиссия считает, что такой способ указания информации о количестве товара, объемах работ и услуг не противоречит требованиям п. 4 ч. 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов и не создает для потенциальных участников размещения заказа препятствий для ознакомления со всей необходимой информацией относительно условий проводимого аукциона.
В разделе 14 документации открытого аукциона в электронной форме N 0267100001613000058 установлены требования заказчика к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В частности указанный раздел документации содержит описание и характеристики объекта, который необходимо использовать при создании ЛВС, способ выполнения и механизмы выполнения работ с учетом специфики указанного в техническом задании объекта, также поименованы товары (материалы), использование которых предполагается при выполнении работ.
В п.п. 3.5. данного раздела (дополнительные требования) указано, что при создании ЛВС необходимо заложить возможность ее дальнейшей модернизации в части создания и интеграции подсистемы интерактивного управления, поскольку на текущий момент в Пенсионном фонде РФ в качестве стандарта используется подсистема AMPTRAC, поэтому все компоненты создаваемой на данном этапе ЛВС в Управлении ПФР в Тюменском районе Тюменской области должны быть совместимы с этой подсистемой для последующей интеграции в общую сеть ПФР, т.е. иметь маркировку AMPTRAC Ready.
Как следует из пояснений заказчика, что указанная формулировка изложена таким образом, что проинформировать потенциальных поставщиков о наличии у него уже имеющегося оборудования, с которым создаваемая ЛВС должна быть полностью совместима, что полностью согласуется с ч.3 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Однако, Комиссия не может признать указанное заказчиком требование обоснованным, поскольку последним в материалы дела не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих наличие у него оборудование с которым с должна быть совместима создаваемая ЛВС, при этом требование о наличии маркировки AMPTRAC Ready установлено применительно ко всем компонентам ЛВС, в том числе к отдельным элементам (в частности, кабельным сетям), что исключает возможность поставки участниками размещения заказов иных компонентов (материалов) не имеющих маркировку AMPTRAC Ready. Вместе с тем, отдельные компоненты (кабели), которые входят в состав ЛВС могут быть совместимы с любым оборудованием, которое будет интегрировано в общую сеть заказчика.
Учитывая изложенное, в действиях заказчика содержатся ч.1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно п. 3.8. раздела 14 аукционной документации пластиковые кабельные каналы должны быть производства Legrand, Schneider Electric, Marshall-Tufflex или эквивалент, иметь гигиенические сертификаты и сертификаты пожарной безопасности. Емкость кабельных каналов следует рассчитывать исходя из 40% заполнения, но не менее чем 70х50 мм. В рабочих помещениях следует использовать кабельные каналы единого сечения. Необходимо использовать сопутствующие элементы (внутренние, внешние, плоские углы, заглушки и т.д.) того же производителя, что и самих кабельных каналов. Розеточные модули должны устанавливаться внутрь кабельного канала. Использование накладных розеток и установка розеточных модулей "вдоль короба" не допускается. Необходимо предусмотреть кабель-каналы с перегородкой, для прокладки в них электропитания в дальнейшем.
Таким образом, заказчиком в данном положении аукционной документации при указании товарных знаков Legrand, Schneider Electric, Marshall-Tufflex ниже по тексту также обозначены соответствующие параметры эквивалентности товаров, что свидетельствует о соблюдении заказчиком требования, предусмотренного ч.3 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, Комиссия считает, что заказчиком неправомерно установлены преференции в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 г. N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков", исходя из следующего.
Согласно статье 13 Закона о размещении заказов при размещении заказов к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары, работы, услуги допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, если иное не установлено международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Режим, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, применяется к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, если аналогичный режим установлен иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами (часть 2 статьи 13 Закона о размещении заказов).
В целях реализации указанных положений Закона о размещении заказов был издан Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 г. N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков", определяющий условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Указанным документом установлен порядок предоставления преференций при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса или аукциона участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в отношении цены контракта в размере 15 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Приказ от 17.04.2013 г. N 211 может применяться только в случае , если размещается заказ на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса или аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме.
Однако предмет аукциона (контракта) N 0267100001613000058 помимо поставки товара также включает в себя выполнение работ для создания локально-вычислительной сети, что исключает возможность установления применительно к данному заказу условий поставки товаров, указанных в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 г. N 211.
В этой связи, учитывая допущенные заказчиком нарушения, Комиссия считает необходимым выдать в адрес последнего обязательное для исполнения предписание об устранения допущенного нарушения законодательства о размещении заказов путем внесения изменений в документацию об аукционе, продления срока подачи заявок на участие в отрытом аукционе в электронной форме N 0267100001613000058 и проведения процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов.
В связи с изложенным, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, п. 3.35. административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу гражданина на действия ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области при проведении открытого аукциона в электронной форме (реестровый номер заказа на официальном сайте: 0267100001613000058) частично обоснованной.
2. Признать обоснованными доводы жалобы в части неправомерности установления в аукционной документации требования о наличии на всех компонентах ЛВС маркировки AMPTRAC Ready, а также установления преференции на основе Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 г. N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков".
3. Признать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области нарушившим статьи 13, ч.1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0267100001613000058.
4. Выдать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения статьи 13, ч.1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов путем внесения изменений в документацию об аукционе, продления срока подачи заявок на участие в отрытом аукционе в электронной форме N 0267100001613000058 и проведения процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов и с учетом выводов, содержащихся в настоящем Решении.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 ноября 2013 г. N 388-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2013