Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 ноября 2013 г. N 94-2054/13 СПб ГКУ "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса"
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 21449 от 30.10.2013) на действия Заказчика при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на проектирование строительства электрических сетей и устройств наружного освещения улиц, а также в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17, ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.10.2013 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200006913000092. Начальная (максимальная) цена контракта 739 893 рубля 04 копейки.
Заявитель обжалует действия заказчика в части утверждения документации об аукционе с нарушением требований действующего законодательства о размещении заказов.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласился.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. ООО "Аврора" обжалует действие Заказчика в части включения в один лот работ по инженерным изысканиям и по разработке проектной документации. Предметом конкурса является выполнение работ по проектированию строительства электрических сетей и устройств наружного освещения, вместе с тем в данном заказе работ по инженерным изысканиям и проектные работы неразделимы.
В конкурсной документации Заказчик требует от участника размещения заказов наличие выданного саморегулируемой организацией в области подготовки проектной документации объектов капитального строительства на работы организацииподготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Иных допусков от участников размещения заказа не требуется. В конкурсной документации предусмотрено привлечение субподрядных организаций и требование заказчика о наличии у исполнителя работ, в том числе, субподрядчика выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства свидетельства о допуске к отдельным видам работ по инженерным изысканиям и проектированию.
В данном заказе работы по инженерным изысканиям и проектные работы неразделимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулироуемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 на основании ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ.
При этом, приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 238, который вступил в силу с 13 января 2012 года, из раздела I "Виды работ по инженерным изысканиям" указанного перечня был исключен п. 7 "Работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Таким образом, с 13 января 2012 года указанные работы могут выполняться любыми лицами. В то же время отдельные работы по инженерным изысканиям, указанные в вышеназванном перечне, безусловно, могут выполняться только при наличии соответствующего свидетельства о допуске к этим работам. Согласно ч. 3 ст. 47 ГрК РФ лицам, выполняющим инженерные изыскания, являются застройщиком или требования, предусмотренным ч. 2 указанной статьи. Из этой нормы можно сделать вывод, что привлекать подрядчиков для выполнения инженерных изысканий могут только застройщик или технический заказчик.
Однако согласно ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В том случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Таким образом, закон прямо предусматривает, что проектировщик вправе по договору с застройщиком или техническим заказчиком привлекать третьих лиц для проведения инженерных исследований. По смыслу приведенных выше норм свидетельство о допуске к осуществлению такой деятельности проектировщику для этого не требуется.
2. В части доводов заявителя об установлении заказчиком незаконного требования свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, при установленной возможности привлекать субподрядные организации, Комиссия УФАС также находит их необоснованными.
В п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов установлено, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в ч. 1 - 3 ст. 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со ст. 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
При этом, согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Данная позиция подтверждается в письме ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19714.
В аукционной документации (том 4 "Проект государственного контракта", том 3 "Техническое задание") предусмотрено право Подрядчика на привлечение субподрядных организаций и требование о наличии у исполнителя работ, в том числе, субподрядчика выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, свидетельства о допуске к отдельным видам работ по инженерным изысканиям и проектированию: виды работ по инженерным изысканиям, виды работ по подготовке проектной документации.
Таким образом, Заказчик установил требование к участникам размещения заказа в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона о размещении заказов сведения содержащиеся в аукционной документации должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
Государственные заказчики по городу Санкт-Петербургу обязаны размещать информацию о процедурах посредством Автоматизированной Информационной Системы Государственного Заказа Санкт-Петербурга (далее - АИСГЗ). При формировании Извещения в АИСГЗ данная программа автоматически заполняет поля "Срок предоставления обеспечения исполнения контракта". Т.е. в Извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме в части срока и порядка предоставления обеспечения отображена информация, автоматически сгенерированная АИСГЗ. В "Информационной карте" (раздел 2 аукционной документации) порядок предоставления обеспечения установлен корректно, без упоминания страховании ответственности по контракту. Следовательно, в этой части жалоба является не обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 10, 11, 34, 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аврора" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 ноября 2013 г. N 94-2054/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2013