Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 ноября 2013 г. N 94-2053/13 СПб ГКУ "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса"
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Лучникова Р.В. - заместителя руководителя управления, заместителя председателя Комиссии УФАС;
Барыкина Д.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля законодательства в сфере размещения заказов, члена Комиссии УФАС;
Дубинова О.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля законодательства в сфере размещения заказов, члена Комиссии УФАС;
в присутствии представителей СПб ГКУ "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса" (далее - Заказчик) Крыжевской М.Ф. по доверенности,
в отсутствии представителей ООО "Аврора" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 21448 от 30.10.2013) на действия Заказчика при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объектов системы наружного освещения с установкой светодиодных уличных светильников в 2013 году для государственных нужд Санкт-Петербурга, а также в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17, ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.10.2013 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, номер извещения 03722000069130000091. Начальная (максимальная) цена контракта 9 593 864 рубля 92 копейки.
Заявитель обжалует действия заказчика в части утверждения документации об аукционе с нарушением требований действующего законодательства о размещении заказов.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. ООО "Аврора" обжалует действия Заказчика в части выбора способа размещения заказа в форме открытого конкурса, а не в форме открытого аукциона.
Предметом конкурса является выполнение работ по проектированию объекта.
Согласно документации о проведении открытого конкурса заказ размещается по коду 4560531 "Проектно-изыскательские работы (в том числе, для строительства будущих лет)".
Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов либо, без их проведения. Решение о способе размещения заказа принимается Заказчиком в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
П. 4 ст. 10 Закона о размещения заказов Правительству Российской Федерации представлено право устанавливать перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых должно осуществляться путем проведения аукциона. В отношении (работ, услуг), включенных в указанный перечень, не допускается размещение путем проведения конкурса.
В настоящее время указанный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р "О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона" (далее - Распоряжение N 236-р), содержит код 4500000 "Услуги строительные и объекты строительства" по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП ОК 004-93), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17. Согласно ОКДП ОК 004-93 код 4500000 включает код 4520080 "Строительство зданий и сооружений "под ключ", включая ремонт и реконструкцию [4520500] - [4520529]".
При размещении заказов на выполнение работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации и технико-экономического обоснования бюджетному учреждению следует принимать во внимание Письмо Минэкономразвития РФ от 27.03.2008 N 3663-АП/Д05, ФАС РФ от 25.03.2008 N ИА/6294 "О способах размещения заказов на выполнение работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации и технико-экономического обоснования". Согласно указанному письму бюджетное учреждение вправе осуществлять размещение заказов на выполнение работ, связанных с разработкой проектной документации (в частности, архитектурно-строительное проектирование, архитектурно-планировочные работы и т.д.), а также технико-экономического обоснования в соответствии с кодом 4560000 ОКДП ОК 004-93 путем проведения конкурса или аукциона.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев предусмотренных указанным законом, при этом решение о способе размещения заказа принимается Заказчиком в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
2. ООО "Аврора" обжалует действие Заказчика в части включения в один лот работ по инженерным изысканиям и по разработке проектной документации. Предметом конкурса является выполнение работ по проектированию строительства электрических сетей и устройств наружного освещения, вместе с тем в данном заказе работ по инженерным изысканиям и проектные работы неразделимы.
В конкурсной документации Заказчик требует от участника размещения заказов наличие выданного саморегулируемой организацией в области подготовки проектной документации объектов капитального строительства на работы организацииподготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Иных допусков от участников размещения заказа не требуется. В конкурсной документации предусмотрено привлечение субподрядных организаций и требование заказчика о наличии у исполнителя работ, в том числе, субподрядчика выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства свидетельства о допуске к отдельным видам работ по инженерным изысканиям и проектированию.
В данном заказе работы по инженерным изысканиям и проектные работы неразделимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулироуемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 на основании ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ.
При этом, приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 238, который вступил в силу с 13.01.2012, из раздела I "Виды работ по инженерным изысканиям" указанного перечня был исключен п. 7 "Работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Таким образом, с 13.01.2012 указанные работы могут выполняться любыми лицами. В то же время отдельные работы по инженерным изысканиям, указанные в вышеназванном перечне, безусловно, могут выполняться только при наличии соответствующего свидетельства о допуске к этим работам. Согласно ч. 3 ст. 47 ГрК РФ лицам, выполняющим инженерные изыскания, являются застройщиком или требования, предусмотренным ч. 2 указанной статьи. Из этой нормы можно сделать вывод, что привлекать подрядчиков для выполнения инженерных изысканий могут только застройщик или технический заказчик.
Однако согласно ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В том случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Таким образом, закон прямо предусматривает, что проектировщик вправе по договору с застройщиком или техническим заказчиком привлекать третьих лиц для проведения инженерных исследований. По смыслу приведенных выше норм свидетельство о допуске к осуществлению такой деятельности проектировщику для этого не требуется.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 10, 11, 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аврора" необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии Р.В. Лучников
Члены Комиссии О.Н. Дубинов
Д.С. Барыкина
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 ноября 2013 г. N 94-2053/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2013