Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 ноября 2013 г. N 70 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии -А.С.Уракчиева- руководитель управления -начальника отдела контроля размещения заказа и рекламы;
- К.А.Бабаева - зам. руководителя управления
- Г.П.Гринько - зам. руководителя -начальника отдела ;
- Ф А. Боташевой - специалиста-эксперта
- И.Р.Ахба -специалиста-эксперта
при участии представителей заказчика - КЧР КП "Дирекция капитального строительства" - зам. директора Чотчаева А.И., Бедной Г.И. ( доверенность от 26.07.2013 N 1048), представителя Уполномоченного органа - Шобановой Ф.М. (доверенность от 15.04.13г. б/н) , в отсутствии Заявителя , при условии доведения информации о рассмотрении жалобы и не поступлении мотивированного ходатайства о рассмотрении жалобы в его отсутствие , при рассмотрении жалобы на действия Заказчика, Уполномоченного органа в соответствии с ч.5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в том числе при размещении заказов на энергосервис для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений , утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) 13.11.2013 г. поступила жалоба от ООО "Комплект Сервис" - ( Заявитель) ( г,Москва, ул. Широкая, 3 ) на действия Заказчика- КЧР КП "Дирекция капитального строительства", Уполномоченного органа - Управления КЧР по размещению республиканских государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на строительство общеобразовательной школы на 260 мест в с.Холоднородниковское, КЧР" . Извещение о проведении запроса аукциона в электронной форме по вышеуказанному предмету размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru N 0179200001913000527, начальная (максимальная) цена контракта составляет 188 980 000, 0 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчик, объединив в один лот работы по строительству школы и поставке оборудования нарушил требования ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, согласно которой документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам , если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа и ч. 3 ст. 17 закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг) технически и функционально не связанных с товарами, работами услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Поскольку предмет аукциона - строительство общеобразовательной школы , то включение поставки оборудования для пищеблока, мебели, оборудования для спортивного зала , медицинского оборудования, электронного оборудования, производственного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц , претендующих на заключение государственного контракта в рамках аукциона.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, не согласившись с доводами жалобы, пояснили следующее.
В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме по указанному предмету в разделе классификация товаров, работ, услуг указан код ОКДП 4520080 Строительство зданий и сооружений "под ключ" , включая ремонт и реконструкцию.
Согласно абз. 4 письма ФАС РФ от 23.05.2011 г. N ИА/19713 при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования неразрывно связанного с объектом строительства . Поскольку, ни Закон о размещении заказов, ни Закон "О защите конкуренции" не содержат определения понятия "оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства", а потребностью Заказчика является строительство школы - объекта полностью готового к эксплуатации , аукционная документация была разработана таким образом, где одновременно совмещено выполнение строительных работ и поставка всего перечня необходимого для полноценного функционирования школы оборудования.
Комиссия УФАС по КЧР, рассмотрев доводы Заявителя, заслушав отзывы Заказчика и Уполномоченного органа, установила следующее.
В силу ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям , предусмотренным ч.ч. 1-3.2 , 4.1-6 ст. 34 Закона о размещении заказов. Согласно ч. 1 ст. 41.6 , ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару , информации, работам , услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 ст. 1 Закона о размещении заказов целями регулирования данного закона являются , в частности, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развитие добросовестной конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета , бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности, в частности, государственных заказчиков в товарах ( работах, услугах), необходимых для осуществления их функций и полномочий. Таким образом, одной из целей Закона о размещении заказов является удовлетворение потребностей государственного заказчика в товарах (работах, услугах) , которые необходимы для осуществления ими своих функций , при соблюдении определенных, установленных законом ограничений.
Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право государственного заказчика на приобретение именно тех товаров( работ, услуг) , которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным ) характеристикам.
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона необходимо осуществить выполнение работ по строительству общеобразовательной школы "под ключ". Заказчиком понимается строительство объекта "под ключ" как проведение цикла работ, обеспечивающих полную готовность объекта к работе.
В абз. 2 письма ФАС РФ от 23.05.2011 г. N ИА/1971 "По вопросу размещения заказа на строительство объекта "под ключ" указано, что " в соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" , утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10 ноября 1989 года N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции ( проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием -ввод в эксплуатацию)".
В соответствии с абз. 4 вышеуказанного письма " при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства . При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого не возможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства".
Поскольку Законы N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и N 94-ФЗ "О размещении заказов_" не содержат понятийный аппарат "оборудования неразрывно связанного с объектом строительства", а вышеуказанное письмо ФАС РФ решением Высшего Арбитражного суда РФ по делу от 29 марта 2012 года N ВАС 16112/11 признано не действующим, Заказчик имел возможность разрабатывать аукционную документацию в соответствии со своими потребностями.
В ходе заседания комиссии Заказчиком подтверждено, что поставка оборудования для пищеблока , медицинское оборудование, электронное оборудование можно рассматривать как оборудование , неразрывно связанное с объектом строительства ( требуется проектирование, монтаж и установка приточно-вытяжной вентиляции, монтаж электропроводки и пр.) , а поставка иного оборудования необходима Заказчику для выполнения строительства объекта "под ключ" в соответствии с действующим Постановлением Госстроя СССР N 147 "Об утверждении положения об организации строительства объектов "под ключ".
Заявитель не доказал , что предложенное Заказчиком формирование лота негативно повлияло на конкретный товарный рынок , привело к ограничению или недопущению конкуренции или к не достижению целей рационального и экономного расходования бюджетных средств. Условие строительства школы и поставка оборудования имеет своей целью оптимизировать соотношение прав субъектов и экономической целесообразности расходов, связанных с проведением аукциона и не свидетельствует об ограничении конкуренции потенциальных участников размещения заказа .
Согласно п.1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара) , требования размеру, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели , связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Поскольку аукционная документация включает в себя выполнение работ по строительству общеобразовательной школы "под ключ" , то потребность Заказчика в данном случае - именно строительство школы с поставкой товаров для полной комплектации и готовности школы к работе . В данном случае проведение отдельно аукциона на строительство и поставку оборудования является нецелесообразным и более длительным по времени. Таким образом, Заказчик сформировал предмет аукциона, аукционную документацию в соответствии со своими потребностями.
Соответственно принципы расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов ( не ограничение количества участников размещения заказа) и развития добросовестной конкуренции не должны толковаться в ущерб потребностям заказчика.
Следовательно, КЧР КП "Дирекция капитального строительства" не нарушены требования ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, ст. 17 Закона "О защите конкуренции".
Поскольку строительство школы является социально значимым объектом в республике и несет в себе функции как средней общеобразовательной школы , так и клубно-спортивные функции по обслуживанию населения в вечернее время и выходные дни , входит в Федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2013 года" и Федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 г.", в республиканскую государственную программу "Развитие сельского хозяйства КЧР до 2020 года" в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации должен был быть представлен полный пакет документов с обоснованием включения объекта в программу; строительство школы "под ключ" в с.Холоднородниковское было включено в плановое финансирование на 2013-2014 годы.
Как следует из пояснений Заказчика выполнение работ будет хронологически связано с графиком финансирования, предусмотренном Федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 г." и Федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 г.", который может в течение финансового года корректироваться. Объемы финансирования из федерального бюджета также могут меняться в силу объективных причин. Совокупность этих обстоятельств не позволяет определить точной даты поставки мебели , передачи её на баланс эксплуатирующей организации. Поэтому выделение закупки мебели в отдельный аукцион и принятие обязательство перед поставщиками, которые могут быть не выполнены является нецелесообразным. Кроме того, цена поставки мебели составляет 126% от объема цены контракта.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО " Комплект Сервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С.Уракчиев
Члены Комиссии: К.А.Бабаев
Г.П.Гринько
И.Р.Ахба
Ф.А.Боташева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 ноября 2013 г. N 70
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2013