Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 ноября 2013 г. N 279Ж-13 Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Смирнова Н.В.,
с участием:
от ООО "Гарант" (далее также - заявитель, общество) - представителя по доверенности Староверова А.О.;
от Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - заказчик) - представителей по доверенности Матеша А.А., Барановой Т.В.;
от участника - ФГУП "Ярославское ПроП" Минтруда России (далее также - участник) - представителей по доверенности Луниной О.Н, Шамриковой Ю.Ю.;
оператор элетронной площадки - ООО "РТС-Тендер" - представителя не направил, о времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Гарант" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ярославского региональноого отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению ортезов для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2013 году (извещение N 0271100000313000116) (далее - аукцион, контракт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, Закон N 94-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме.
В жалобе Заявитель указывает на несоответствие аукционной документации требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заключающееся в следующем.
Заказчиком в техническом задании аукциона установлены требования к качеству, техническим характеристикам выполнения работ по изготовлению ортезов, которые влекут к ограничению количества участников размещения заказа, поскольку данное техническое задание на изготовление оборудования сделано под одного производителя - ФГУП "Ярославское ПроП" Минтруда России.
Ортезы, по мнению заявителя, должны были быть разделены на лоты, поскольку данное оборудования технологически и функционально не связанно между собой: корсеты отличаются от аппаратов и туторов по функциональному назначению в зависимости от медицинских показателей, в соответствии с которыми ими обеспечиваются инвалиды. Корсеты изготавливаются из текстильных, эластичных материалов, которые за счет съемных моделирующих ребер жесткости, способны обеспечивать мягкую, либо жесткую степень фиксации. Аппараты и туторы, напротив, изготавливаются из термопластов, которые обеспечивают жесткую степень фиксации. Данное оборудование имеет отличные технологии производства.
Корсеты из текстильных, эластичных материалов являются товарами промышленного (серийного) производства. Они изготавливаются по разработанным производителем лекалам и имеют несколько типоразмеров (размерный ряд). Поэтому для обеспечения получателя таким корсетом, достаточно снять с него мерки, подобрать необходимый размер корсета и отрегулировать (подогнать) изделие, учитывая его антропометрические данные.
Аппараты и туторы изготавливаются строго по индивидуальным размерам конкретного получателя. Поэтому, чтобы изготовить данное оборудование необходимо изготовить слепки с туловища получателя. Следовательно, аппараты и туторы относятся к изделиям индивидуального характера.
Таким образом, заявитель считает, что работы по изготовлению различного вида ортезов, требуемое заказчику, необходимо было разделить на несколько лотов, поскольку данные действия заказчика препятствуют развитию добросовестной конкуренции, искусственно снижают количество участников размещения заказа и приводят к увеличению бюджетных средств, что является нарушением части 1статьи 41.6, части 2 статьи 34, части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, частей 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Просит обязать заказчика устранить нарушения действующего законодательства.
Представители заказчика в свою очередь пояснили, что не согласны с доводами жалобы; считают, что аукционная документация полностью соответствует законодательству о размещении заказа. Просят признать жалобу заявителя необоснованной. Представители заказчика представили письменные возражения на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчик - Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 23.10.2013 г. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru разместил извещение N 0271100000313000116 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению ортезов для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2013 году, вместе с документацией об аукционе. Начальная (максимальная) цена договора - 1 916 609,98 рублей.
Исходя из пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам работ требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно разделу 3 "Техническое задание" документации об открытом аукционе в электронной форме установлены следующие требования к количеству и функциональным характеристикам работ, являющихся предметом аукциона:
N п/п |
Функциональная характеристика ортезов |
Единица измерения |
Количество |
Сроки выполнения работ |
Гарантийный срок (мес.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Бандажи грыжевые |
|
|
|
|
1 |
Бандаж, паховая, поддерживающий, фиксирующий, эластичный материал, узлы (модули) и полуфабрикаты, изготовление по обмерам, назначение - постоянное. |
шт. |
1 |
До 25.12.2013 |
Не менее гарантийного срока на ортез, установленного в соответствии с РСТ РСФСР 644-80 "Изделия протезно-ортопедические. Общие технические требования", ГОСТ или ТУ на соответствующий ортез. |
|
Лечебно - бандажные изделия |
|
|
||
1 |
Бандаж на коленный сустав, поддерживающий, фиксирующий, эластичный материал, изготовление по обмерам, назначение - постоянное. |
шт. |
218 |
||
|
Корсеты фиксирующие |
|
|
||
1 |
Корсет на грудной, поясничный и крестцовый отделы позвоночника, поддерживающий, фиксирующий, хлопчатобумажная ткань, узлы (модули) и полуфабрикаты, изготовление по обмерам, назначение - постоянное. |
шт. |
263 |
||
2 |
Корсет-пояс на поясничный отдел позвоночника, поддерживающий, фиксирующий, кожа, изготовление по обмерам, назначение - постоянное. |
шт. |
38 |
||
3 |
Корсет на грудной отдел позвоночника, поддерживающий, фиксирующий, корригирующий, термопласт, изготовление по слепку, назначение - постоянное. |
шт. |
1 |
||
|
Аппараты на нижние конечности |
|
|
||
1 |
Аппарат на коленный сустав, поддерживающий, фиксирующий, разгружающий, термопласт, узлы (модули) и полуфабрикаты, изготовление по слепку, назначение - постоянное. |
шт. |
3 |
||
2 |
Аппарат на всю ногу, поддерживающий, фиксирующий, разгружающий, углепластик, термопласты высокотемпературные, узлы (модули) и полуфабрикаты с улучшенными свойствами (по функциональности, внешнему виду, весу и т.д.), изготовление по обмерам и по слепку, назначение - постоянное |
шт. |
6 |
||
3 |
Аппарат на таз и нижние конечности, поддерживающий, фиксирующий, разгружающий, термопласт, узлы (модули) и полуфабрикаты, изготовление по слепку, назначение-постоянное, детский. |
шт. |
1 |
||
|
Туторы верхних конечностей |
|
|
||
1 |
Тутор на лучезапястный сустав, фиксирующий, корригирующий, термопласт, изготовление по слепку, назначение - постоянное. |
шт. |
1 |
||
|
Туторы нижних конечностей |
|
|
||
1 |
Тутор на голеностопный сустав, фиксирующий, корригирующий, термопласт, точное изготовление, назначение - постоянное. |
шт. |
1 |
||
2 |
Тутор на голеностопный сустав, фиксирующий, корригирующий, термопласт, изготовление по слепку, назначение - постоянное.
|
шт. |
8 |
||
|
Итого: |
х |
541 |
х |
х |
Из части 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, функциональным характеристикам выполнения работ с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к работам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к выполнению работ, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к выполнению работ. Более того, указание в документации конкретных характеристик выполнения работ предусмотрено законодательством о размещении заказа.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. Соответственно, предмет аукциона определялся исходя из потребностей указанной организации, с учетом необходимости обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2013 году техническими средствами реабилитации.
Представители заказчика на комиссии пояснили, что при подготовке к проведению открытого аукциона в электронной форме был проведен мониторинг рынка и выявлено несколько соответствующих требованиям заказчика исполнителей - ФГУП "Ивановское ПроП" Минтруда России, ФГУП "Костромское ПроП" Минтруда России, ФГУП "Ярославское ПроП", которые могли бы осуществить выполнение требуемых работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов. Данное исследование было применено при расчете начальной (максимальной) цены контракта (использованы коммерческие предложения предприятий - ФГУП "Ивановское ПроП" Минтруда России и ФГУП "Костромское ПроП" Минтруда России, а также контракты, заключенные ранее с ФГУП "Ярославское ПроП").
Доставочных доказательств производства подлежащих к выполнению работ по изготовлению ортезов исключительно одним производителем заявителем не представлено.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что документация об аукционе не содержит указания на конкретного производителя, а также не содержит требований влекущие ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ограничению доступа к участию в торгах, запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Распоряжением от 30.12.2005 N2347-р Правительством Российской Федерации, утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду "Технические средства реабилитации", где содержится пункт 8 "Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы" (далее - федеральный перечень).
Ортез - техническое устройство, надеваемое на конечность или ее сегмент (сегменты) опорно-двигательного аппарата с целью его фиксации, разгрузки и восстановления нарушенных функций.
В рамках федерального перечня Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 N 214н утверждена Классификация технических средств реабилитации, определяющая виды средств реабилитации, относящихся к ортезам: ортопедические аппараты, корсеты, головодержатели, туторы, бандажи. Все они несут фиксирующую, функциональную, лечебно-восстановительную, разгружающую, корригирующую функцию и используются с целью ограничения движений, силовой разгрузки пораженных костей, суставов конечностей и связочно-мышечного аппарата, коррекции взаимоположения деформированных сегментов конечности.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, с изменениями и дополнениями) корсеты, бандажи, аппараты и туторы относятся к коду ОКДП 3311470 (3311471-3311479) "Изделия протезно-ортопедические". Указанный код ОКДП, в свою очередь, относится к группе 133 "Аппаратура медицинская, а также услуги по ее производству и ремонту" номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273 (ред. от 06.05.2013) (далее - номенклатура).
Таким образом, корсеты, бандажи, аппараты и туторы являются одноименными товарами, поскольку относятся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой и функционально связаны с предметом аукциона.
В качестве предмета открытого аукциона в электронной форме обозначено выполнение работ по изготовлению ортезов для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов.
Таким образом, Комиссия не установила нарушений части 1 статьи 41.6, части 2 статьи 34, части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях заказчика по формированию требований к характеристикам выполнения работ в рамках проводимого аукциона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
решила:
признать жалобу ООО "Гарант" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению ортезов для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2013 году (извещение N 0271100000313000116) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии И.В. Разумов
Н.В. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 ноября 2013 г. N 279Ж-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2013