Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 ноября 2013 г. N 03/АМ ФЕДЕРАЛЬНАЯ
Резолютивная часть объявлена 12.11.2013 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.11.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Н.Е. Игошева - руководитель Управления;
Членов комиссии:
- А.Г. Миронов - начальник отдела Управления;
- Р.А. Мусаев - заместитель начальника отдела Управления;
От Заявителя - Ковалев А.И., по доверенности от 16.07.2013 г.;
От Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
От Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "ЮграТеплоГазСтрой" от 31.10.2013 года вх.N 1695-ж на действия заказчика - Управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, уполномоченного органа - Администрации Советского района при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Газоснабжение п. Зеленоборск Советского района" (извещение N0187300004613000633),
установила:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО "ЮграТеплоГазСтрой" от 31.10.2013 года вх.N 1695-ж на действия заказчика - Управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, уполномоченного органа - Администрации Советского района при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Газоснабжение п. Зеленоборск Советского района" (извещение N0187300004613000633).
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа установлено следующее.
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Предмет контракта - выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Газоснабжение п. Зеленоборск Советского района" (извещение N0187300004613000633).
Заявитель ссылается на нарушение его прав, а именно Заявитель считает, что:
- разъяснения опубликованы с нарушением;
- документация составлена с нарушением;
- нарушение лингвистических требований к документации;
- установление требований к сроку выполнения работ, которые приводят к ограничению количества участников размещения заказа.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с требованием 03/РМ-5325 от 05.11.2013 г. размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
Частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов предусмотрено, что в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
В нарушение требований части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов Заказчик не разместил предмет запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, а также не предоставил разъяснений положений документации об открытом аукционе в электронной форме в ответ на запрос участника размещения заказа в полном объеме.
На основании вышеизложенного действия Заказчика - Управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района нарушают положения части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, в части не размещения предмета запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, а также не предоставления разъяснений положений документации об открытом аукционе в электронной форме в ответ на запрос участника размещения заказа в полном объеме.
2.1 Довод подателя жалобы о нарушении заказчиком статьи 19.1 Закона о размещении заказов является необоснованным на основании нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.
В данной норме также предусмотрено право заказчика, уполномоченного органа осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В статье 19.1 Закона о размещении заказов также определены действия, которые признаются добросовестным исполнением требований данной статьи: размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в т.ч. документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная данной статьей информация.
Соответственно, неосуществление указанных действий или их ненадлежащее осуществление являются нарушениями требований данной статьи.
В составе аукционной документации по открытому аукциону в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Газоснабжение п. Зеленоборск Советского района" (извещение N0187300004613000633) содержится расчет начальной (максимальной) цены контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Газоснабжение п.Зеленоборск Советского района", который произведен Заказчиком на основании коммерческих предложений 2 фирм. Само же задание на проектирование и инженерные изыскания по объекту (объем работ) размещено в папке "Задание на проектирование", которое опубликовано на официальном сайте также в составе сопроводительной документации.
Таким образом, действия Заказчика полностью соответствовали требованиям ст.19.1 Закона о размещении заказов.
2.2 Относительно жалобы Заявителя, что лист утверждения задания на проектирование не имеет дат согласования, а только дату утверждения, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно действующему законодательству РФ Порядок утверждения заданий на проектирование и проектной документации на объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляется с привлечением средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры задание на проектирование становится обязательным именно с момента его утверждения, а не согласования. В связи с чем, в действиях заказчика отсутствуют нарушения действующего законодательства.
3. Довод подателя жалобы о нарушении заказчиком лингвистических требований к документации является необоснованным на основании нижеследующего.
В соответствии с нормами 94-ФЗ (ч. 6 ст. 41.2) размещенная на официальном сайте информация, связанная с проведением открытого аукциона в электронной форме должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В силу ч. 7 ст. 16 предусмотрен порядок размещения информации на официальном сайте с учетом требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Так, с учетом вышеуказанного положения издан приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства N 646/21Н от 14.12.2010 и утверждено положение о пользовании официальным сайтом РФ в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее-положение).
П.3 предусмотрено, что размещаемая на сайте информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
П.8 Положения предусмотрено, что программное обеспечение и технические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам возможность прикрепления к размещаемой информации отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Из системного толкования вышеуказанных норм законодатель приводит к тому, чтобы информация, размещенная на официальном сайте должна быть доступна без взимания платы в любое время. А под программными и технологическими средствами понимается именно те программные средства, которые под собой несут обязанность перед лицом использовать лицензионные и платные программные, требующие специального разрешения для использования.
Нормативные акты не содержат требований к электронному документу в виде возможности его "копирования", а лишь обязывает предоставить обеспечение "ознакомление с их содержанием".
Формат PDF с 01.07.2008 является открытый стандартом ISO 32000. Для просмотра документов можно использовать официальную бесплатную программу Adobe Reader. Сейчас этот формат поддерживается во всех операционных системах, то есть является кроссплатформенным форматом электронных документов. Таким образом, файлы в формате pdf удовлетворяют требованиям о распространенности и открытости формата и не противоречат нормам, указанным выше.
Более того, на официальном сайте есть руководство пользователя ППО "Общероссийский официальный сайт" согласно которому допустимым форматом прикрепляемого файла является, в том числе и формат PDF.
Таким образом, действия Заказчика - Управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, уполномоченного органа - Администрации Советского района, не нарушают положения Закона о размещения заказов.
4. Согласно пункту 2.2 проекта муниципального контракта и пункту 7 аукционной документации сроком выполнения работ определен период с момента заключения контракта до 20 декабря 2013 года.
Согласно пункту 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна определять сроки выполнения работ.
Статья 1 Закона о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона от 27.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и, кроме того, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
В соответствие с постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2006 года N 17АП-412/2006-АК правоотношения должны строиться на началах разумности, а обязательства приниматься при условии их реальной выполнимости.
ООО "ЮграТеплоГазСтрой" был направлен запрос (исх. N 1398 от 05.11.2013 г.) в адрес ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания - Совэнерго"о направлении в адрес ООО "ЮграТеплоГазСтрой" разъяснения и указания регламентированных сроков выдачи технических условий и регистрации проектов газоснабжения, а также сроков согласования проектных документаций с ОАО "ЮТЭК-Совэнерго".
На заседании Комиссии Управления представителем ООО "ЮграТеплоГазСтрой" был представлен ответ ОАО "ЮТЭК-Совэнерго" (исх. N 1258 от 07.11.2013 г.) на вышеуказанный запрос, из которого следует, что для технологического присоединения ООО "ЮграТеплоГазСтрой" необходимо подать заявку, после чего в течение 15 календарных дней ООО "ЮграТеплоГазСтрой" направят проект договора и технические условия. Срок рассмотрения и согласования проектной документации - 30 календарных дней.
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Газоснабжение п. Зеленоборск Советского района" (извещение N0187300004613000633) заказчиком, уполномоченным органом установлен срок проведения открытого аукциона - 20.11.2013 г.
В соответствии с требованиями статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что установленный срок исполнения муниципального контракта по Аукциону является неразумным для реального выполнения всего объема работ предусмотренного документацией.
На основании вышеизложенного, действия заказчика нарушают требования части 1 статьи 1, пункта 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в части ограничения возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказа, развития добросовестной конкуренции. Заказчик установил неразумный (нереальный) срок исполнения муниципального контракта, поскольку при указанных обстоятельствах согласиться на его исполнение может только участник Аукциона, приступивший в более ранние сроки к исполнению муниципального контракта.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Управления,
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЮграТеплоГазСтрой" от 31.10.2013 года вх.N 1695-ж на действия заказчика - Управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, уполномоченного органа - Администрации Советского района при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Газоснабжение п. Зеленоборск Советского района" (извещение N0187300004613000633) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, уполномоченного органа - Администрации Советского района нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, в части не размещения предмета запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, а также не предоставления разъяснений положений документации об открытом аукционе в электронной форме в ответ на запрос участника размещения заказа в полном объеме.
3. Признать в действиях Заказчика - Управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, уполномоченного органа - Администрации Советского района нарушение части 1 статьи 1, пункта 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части ограничения возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказа, развития добросовестной конкуренции. Заказчик установил неразумный (нереальный) срок исполнения муниципального контракта, поскольку при указанных обстоятельствах согласиться на его исполнение может только участник Аукциона, приступивший в более ранние сроки к исполнению муниципального контракта.
4. Выдать Заказчику - Управление по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, уполномоченному органу - Администрации Советского района обязательное для исполнения предписание.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Н.Е. Игошева
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
Р.А. Мусаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 ноября 2013 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2013