Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 ноября 2013 г. N 03/РМ ФЕДЕРАЛЬНАЯ
Резолютивная часть объявлена 12.11.2013 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.11.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Н.Е. Игошева - руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Р.А. Мусаев - заместитель начальника отдела Управления;
- А.Г. Миронов - начальник отдела Управления
В присутствии: от Заказчика: Сиваньковой Е.М. по доверенности от 15.01.2013 г.,
рассмотрев жалобы ООО МТ "ЭкаДез" от 05.11.2013 года вх.N 1688-ж на действия заказчика - МБУ "Городская больница N3" г.Нижневартовск при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфекционных средств для нужд МБУ "Городская больница N3" (извещение N0387300005813000166),
установила:
В УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО МТ "ЭкаДез" от 05.11.2013 года вх.N 1688-ж на действия заказчика - МБУ "Городская больница N3" г.Нижневартовск при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфекционных средств для нужд МБУ "Городская больница N3" (извещение N0387300005813000166).
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя установлено следующее.
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Заказчиком является - МБУ "Городская больница N3" г.Нижневартовск.
Предмет контракта - поставка дезинфекционных средств для нужд МБУ "Городская больница N3" (извещение N0387300005813000166).
Заявитель ссылается на нарушение прав участника размещения заказа, в части размещения документации с нарушениями действующего законодательства РФ.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" была проведена внеплановая камеральная проверка размещения муниципального заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфекционных средств для нужд МБУ "Городская больница N3" (извещение N0387300005813000166) размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Из смысла закона следует, что заказчик вправе указывать в аукционной документации такие требования, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и являются для него существенными.
До составления аукционной документации был проведен сбор статистических данных и их анализ.
Согласно плану производственного контроля, врач-эпидемиолог провел мониторинг устойчивости микрофлоры в нашем ЛПУ. При этом выяснилось, что в отделениях МБУ "Городская больница N3" в смывах с поверхностей таких микроорганизмов, как золотистый стафилококк и бактерий группы кишечной палочки обнаружено не было, что подтверждается отрицательными протоколами лабораторных испытаний (исследований) аккредитованного испытательного лабораторного центра Филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в городе Нижневартовске и в Нижневартовском районе и в городе Мегионе", проведенных в 2013 году. При этом выяснилось, что в МБУ "Городская больница N3" нет микроорганизмов, устойчивых к применяемым в настоящий момент дезсредствам.
В результате было выявлено, что применяемые препараты "Деобактер", "Авасепт", "Авансепт актив", "Диадез", "Неотабс" "Альпихлор", "Главхлор", "Экохлор", "Северянин", "Деконекс 26", "Лакто", "Мистраль", "Главхлор", "Главкислород" эффективно уничтожают патогенную микрофлору. Это говорит о том, что у ЛПУ нет необходимости для замены дезсредств, которые используются в настоящий момент и не утратили эффективность, так как не произошло адаптации к нему микроорганизмов.
Выбор заказчиком требуемых средств с определенным набором характеристик, связан с тем, что у заказчика утвержден план ротации дезинфицирующих средств, планы производственного контроля, смывы на качество текущей дезинфекции, посевы воздуха на стафилококк, доказательства отсутствия отрицательного воздействия выбранных средств на работников учреждения и пациентов, а также отсутствие случаев возникновения аллергических реакций у медицинского персонала при контакте с выбранными средствами.
Поэтому указанная в техническом задании характеристика товара, содержащая требования к составу, к процентному содержанию действующих веществ, является важным потребительским свойством моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно положениям СанПиН 2.1.3.2630-10, состав дезинфицирующих средств - важная составляющая характеристика дезинфицирующего средства, что подтверждается следующими пунктами:
1. п.2. "Требования к проведению дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения" в ООМД для организации стерилизационных мероприятий химическим методом необходимо учитывать спороцидную активность действующих веществ средства, что регламентировано п.п.2.19 "Для химической стерилизации применяют растворы альдегидсодержащих, кислородсодержащих и некоторых хлорсодержащих средств, проявляющих спороцидное действием."
2. п.1.9. "В целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией (последовательная замена дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы) при необходимости". Ротация дезинфицирующих средств невозможна, если не учитывать состав средств.
Действующие вещества и их содержание в концентрате и в рабочих растворах определяют все свойства дезинфицирующего средства. Не могут два средства состоящие, например, одно из альдегидов, а другое из ЧАС демонстрировать одинаковую антимикробную активность, функциональные свойства и т.п., в силу того, что химически разные вещества обеспечивают и разные свойства конечного продукта. Согласно разъяснениям ФБУН НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора, критерии определения эквивалентности находятся в компетенции организаций, проводящих конкурсные мероприятия.
"Эквивалент" в буквальном переводе с латыни - "Равнозначный". Экстраполируя это понятие на средства дезинфекции можно предположить, что эквивалентным запрашиваемому может считаться дезсредство, полностью совпадающее с ним по химическому составу, спектру антимикробной активности, назначению, режимам применения и другим параметрам. Согласно положениям 94-ФЗ документация должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. Правом определять эквивалентность товаров наделен заказчик.
Выделим существенные параметры сравнения средств дезинфекции (содержатся в инструкциях по применению):
Состав - это набор основных химических компонентов в рецептуре средства дезинфекции с указанием процентного содержания каждого из них в концентрате (или сухом веществе, если речь идет о таблетированных или порошкообразных формах). Эквивалентным по составу может считаться средство, содержащее в своем составе те же компоненты и в тех же, или превосходящих по значению концентрациях, что и запрашиваемое средство. При этом эквивалент может содержать в составе ещё и дополнительные компоненты, делающие его более эффективным.
Срок годности дезинфицирующего средства в невскрытой заводской упаковке и срок годности готовых рабочих растворов. Для современных средств дезинфекции устанавливаются, как правило, длительные сроки годности как средства в заводской упаковке (3-5 и более лет), так и длительные сроки хранения готовых рабочих растворов, порой превосходящие все разумные пределы (до 39 и более суток). Безусловно, эквивалентным запрошенному по этим параметрам будут являться средства, имеющие аналогичные или превосходящие по длительности сроки годности как средств в заводской упаковке, так и рабочих растворов.
Спектр антимикробной активности. Эквивалентами по этому параметру являются средства, имеющие активность в отношении тех же микроорганизмов, что и запрошенное средство. При этом эквиваленты могут иметь и дополнительную активность, превосходя запрошенное средство по этому параметру. Эквивалентом будет являться средство обладающее активностью в отношении всех перечисленных микроорганизмов. При этом, дополнительно оно может иметь активность в отношении, например вирусов гриппа, цист простейших, возбудителей анаэробной инфекции и т.п.
Эквивалентом не будет являться средство, которое не активно хотя бы в отношении одного из микроорганизмов, перечисленных в запрошенном средстве. Пусть даже оно и будет демонстрировать активность в отношении дополнительных групп микроорганизмов.
Параметры безопасности и токсичности. Нормируются в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности", согласно которому все химические вещества подразделяются на 5 классов опасности. Эквивалентом по классу опасности является средство, класс опасности концентрата и рабочих растворов которого соответствует запрошенному средству, или является менее опасным по сравнению с ним.
Эквивалентом по этим параметрам может считаться дезсредство с аналогичным составом активных веществ, позволяющее осуществить тот же набор видов дезинфекционной обработки на тех же объектах, в тех же противомикробных режимах, за аналогичное время и обеспечить такой же выход рабочего раствора, и быть безопасно и нетоксично в той же мере, что и запрашиваемое средство, либо превосходить его по всем параметрам.
В ходе составления документации к аукциону проведен мониторинг наличия эквивалентов тем средствам, характеристики которых легли в основу технического задания. Так, по п. 1 технического задания допустимых эквивалентов дезинфицирующего средства "Мистраль" - два "Дезрекс", "Денидез", а условных эквивалентов 59 (Приложение N 1 скрин-шот с сайта).
По п. 6 технического задания допустимых эквивалентов дезинфицирующего средства "Лакто" - "ДезЭлит" (Приложение N 2 скрин-шот с сайта "Сравнение препаратов" и инструкции к "Лакто" и "ДезЭлит"), а также письмо производителя ООО "БОЗОН" (Приложение N 3) о том, что средства "Бионса" и "Приоль" являются эквивалентами препарата "Лакто" (Приложение N 4 Выдержки из инструкций "Бионса" и "Приоль").
По п. 8 технического задания допустимых эквивалентов дезинфицирующего средства "Главхлор"- 86 эквивалентов (Приложение N 5 скрин-шот с сайта).
По п. 9 технического задания допустимых эквивалентов дезинфицирующего средства "Главкислород"- 4 эквивалента: Ультима, Лактасепт, Триосепт-окси (Приложение N 6 скрин-шот с сайта), и письмо производителя ООО "НПФ "Геникс" (Приложение N 7) о том, что средство "Оксигран" также является эквивалентами препарата "Главкислород".
Таким образом, на рынке имеется большое количество эквивалентов предложенных нами к поставке дезинфицирующих средств.
В ходе составления документации к аукциону был проведен мониторинг рынка моющих и дезинфицирующих средств, который подтвердил наличие необходимых заказчику средств у различных поставщиков, независимо от производителя. Согласно проведенному анализу рынка и получением предложения на дезинфицирующие средства с аналогичными характеристиками от 5-и поставщиков можно сделать вывод о том, что Заказчиком не нарушаются требования закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и как минимум 5 поставщиков и 2 производителя могут осуществить поставку продукции в соответствии с требованиями заказчика. По разным позициям в аукционе может быть поставлена продукция не менее 12 российских и зарубежных производителей, которые находятся в свободной продаже.
Для определения максимальной цены договора, в адрес нескольких фирм были направлены запросы на предоставление коммерческих предложений по заявленным позициям. Предложения поступили от следующих фирм: ООО "Прокси-Мед", ООО "МК Вита-Пул" и ООО "Юниэкспо".
Кроме этого по информации в системе поиска сети интернет дезинфицирующие средства Мистраль, Лакто, Главхлор, Главкислород и их эквиваленты есть в свободном доступе к покупке в огромном числе регионов, о чем свидетельствуют скрин-шоты с сайтов и письмо производителя ООО "Авансепт Медикал" (Приложение N 8).
Таким образом, рынок поставок дезинфицирующие средства Мистраль, Лакто, Главхлор, Главкислород и их эквивалентов свободный, имеется неограниченное количество участников. В связи с чем, считаем, что установление требования к составу, к процентному содержанию действующих веществ не влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
При составлении документации об аукционе заказчик руководствовался:
1) законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов_". Исходя из анализа положений части 2 статьи 34 и пункта 1 части 4 статьи 41.6 следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
2) письмом Минэкономразвития РФ от 12.04.2011 N Д22-577 "О разъяснении понятия "Технические характеристики товара". Согласно данному документу "технические характеристики товара" следует понимать как совокупность технических (физических, химических, механических, органолептических и т.д.) характеристик товара, позволяющих отличить один товар от другого.
Таким образом, техническое задание документации об аукционе составлено с соблюдением требований действующего законодательства, требованиями обеспечения эффективного дезинфекционно-стерилизационного режима в организациях осуществляющих медицинскую деятельность.
МБУ "Городская больница N3" при формировании начальной максимальной цены к открытому аукциону на поставку моющих и дезинфицирующих средств для муниципального бюджетного учреждения "Городская больница N3" не нарушает статью 19.1 N94-ФЗ, так как указанная статья не содержит требования при сборе информации для расчета начальной максимальной цены обязательно учитывать производителя товара.
Исходя из смысла ч.1 ст. 19.1 N94-ФЗ, у заказчика есть право ("могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей") запрашивать цену производителей.
Следовательно, положения документации об открытом аукционе в электронной форме отвечают требованиям законодательства о размещении заказа.
Таким образом, действия заказчика - МБУ "Городская больница N3" г.Нижневартовск не нарушают положения Закона о размещении заказов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Управления,
решила:
Признать жалобу ООО МТ "ЭкаДез" от 05.11.2013 года вх.N 1688-ж на действия заказчика - МБУ "Городская больница N3" г.Нижневартовск при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфекционных средств для нужд МБУ "Городская больница N3" (извещение N0387300005813000166) необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Н.Е. Игошева
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
Р.А. Мусаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 ноября 2013 г. N 03/РМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2013