Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 12 апреля 2017 г. N 58-44/01-17 Государственное бюджетное учреждение "Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" на 90 мест
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 14 апреля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Чеченское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<_____>;
Члены Комиссии:
<_____>;
<_____>
В присутствии представителя Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" на 90 мест (366310, Чеченская Республика, г. Аргун, ул. Комарова, 16, далее - ГБУ "Аргунский МСРЦ" на 90 мест) <_____> (Контрактный управляющий),
рассмотрев Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Реалстрой-М" (366307, Чеченская Республика, Шалинский район, с. Сержень-Юрт, ул. С. Олхазура, 16, далее - ООО "Реалстрой-М"), на действия Заказчика - ГБУ "Аргунский МСРЦ" на 90 мест при проведении процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку бытовой химии, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _"),
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом Чеченской Республики в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru. (далее - Единая информационная система) было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке Акционерного общества "Электронные торговые системы" на сайте www.etp-micex.ru (далее - Национальная электронная площадка) процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку бытовой химии, на начальную (максимальную) цену контракта 1 500 000 рублей 00 копеек (Реестровый номер 0194200000517000542) (далее - Электронный аукцион).
По мнению ООО "Реалстрой-М", его права нарушены следующими действиями Заказчика - ГБУ "Аргунский МСРЦ" на 90 мест:
1. Нарушение требований статьи 10, статьи 33 и статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _", в части нарушения требований к содержанию документации об Электронном аукционе и нарушения правил описания объекта закупки (в частности не соответствие информации о возможности изменения условий контракта указанной в документации, информации указанной в проекте контракта, а также в части установления требований о соответствии поставляемого товара, требованиям ГОСТ 51021-97 который утратил силу, а также ГОСТ Р51696 который не действует на территории Российской Федерации).
ООО "Реалстрой-М", не представил документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в Заявлении.
В результате рассмотрения Заявления и проведения в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" внеплановой проверки Комиссия установила:
1. Согласно пояснениям, представленным представителем Заказчика - ГБУ "Аргунский МСРЦ" на 90 мест на рассмотрение настоящей проверки, процедура закупки в форме Электронного аукциона проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе _", документация также соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Каких-либо требований ограничивающих количество участников закупки не было установлено.
Документация об Электронном аукционе была разработана и утверждена Заказчиком - ГБУ "Аргунский МСРЦ" на 90 мест, описание объекта закупки соответствует требованиям, установленным статьей 33 Федерального закона "О контрактной системе _".
При этом, действительно, в техническом задании документации об Электронном аукционе установлены требования о соответствии поставляемых товаров определенным техническим показателям, в том числе, требования о соответствии определенным ГОСТам. В Частности по позиции 8 "Средство для мытья посуды" Технического задания установлено требование о соответствии поставляемого товара требованиям ГОСТ Р 51021-97, который утратил силу в связи с введением в силу нового ГОСТ 32443-2013. Кроме того, по позиции 9 "Отбеливатель для белья" Технического задания установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 51696, который не действует на территории Российской Федерации. Однако, данные требования никак не могли ограничить количество участников закупки, и не может явиться основанием для признания в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства.
Также согласно пояснений представителя Заказчика, с момента публикации извещения до даты, указанной в документации об Электронном аукционе, любой участник закупки зарегистрированный в установленном порядке на Электронном торговой площадке на котором проводится Электронный аукцион был вправе подать запрос на разъяснение положений документации об Электронном аукционе, которые, по его мнению, ему непонятны, и ограничивают его участие в данной процедуре закупки. При этом, с момента размещения извещения о проведении Электронного аукциона до окончания срока предоставления разъяснений положений документации об Электронном аукционе ни ООО "Реалстрой-М" ни иной участник закупки не обратился к заказчику с разъяснениями положений документации.
На основании вышеизложенного, в целях соблюдения прав добросовестных участников, подавших заявки на участие в Электронном аукционе представители Заказчика - ГБУ "Аргунский МСРЦ" на 90 мест просили признать заявление ООО "Реалстрой-М" не обоснованной и позволить заключить контракт с победителем проведения процедуры закупки.
2. Выслушав представителей сторон, исследовав полученные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно пункта 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе _" извещение о проведении процедуры закупки должно содержать, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом необходимо использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" при описании объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом, согласно части 3 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
Согласно части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _", извещение о проведении Электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 настоящего Федерального закона.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении Электронного аукциона.
При этом, согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения Заявления и проведения настоящей внеплановой проверки была проанализирована документация об Электронном аукционе, по результатам которого, установлено, что Разделом II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, при этом при описании по позиции 8 "Средство для мытья посуды" Заказчиком кроме прочего, установлено требование о соответствии Средств для мытья посуды ГОСТу Р 51021-97 который утратил силу с 01.01.2016 г. в связи с введением нового ГОСТа 32443-2013.
Кроме того, по позиции 9 "Отбеливатель для белья" Технического задания установлены требования о соответствии отбеливателя для белья ГОСТ Р51696, который не действует на территории Российской Федерации. Требования к Отбеливателю для белья установлены ГОСТ Р51696-2000.
При этом, согласно статье 10 Федерального закона "О контрактной системе _", Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Таким образом, установление Заказчиком требований о соответствии используемого в ходе выполнения работ товаров ГОСТам которые утратили силу и не действуют на территории Российской Федерации, может привести к поставке товаров, не отвечающих современным требованиям к качеству, к безопасности и основным потребительским и функциональным характеристикам, что противоречит требованиям пункта 1 части 1, части 2 и части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 и статьи 10 Федерального закона "О контрактной системе _", и соответственно может привести к необоснованному ограничению участников закупки предлагающих к поставке товары соответствующих требованиям государственных стандартов, что противоречит требованиям установленным частью 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
Согласно пункта 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _" запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе _" в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Согласно пункта 2 Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 02.12.2013 г. N375-р "О мерах по реформированию системы закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд Чеченской Республики" (далее - Распоряжение N375), Комитет Правительства Чеченской Республики по государственному заказу определен органом исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Чеченской Республики.
В соответствии с пунктом 5.2. Порядка взаимодействия Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу с государственными и муниципальными заказчиками при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 г. N339 (далее - Порядок взаимодействия), заказчик при осуществлении закупок товара, работы услуги путем проведения конкурсов аукционов в электронной форме не менее чем за десять рабочих дней до планируемой в соответствии с планом-графиком даты размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (извещения о проведении конкурса, аукциона в электронной форме) представляет в уполномоченный орган заявку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в которой содержится, в том числе, утвержденная Заказчиком документация о закупке (конкурсная документация, документация об электронном аукционе), подготовленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке.
Таким образом, действия (бездействия) Заказчика - ГБУ "Аргунский МСРЦ" на 90 мест по установлению требований о соответствии используемого в ходе выполнения работ товаров ГОСТам которые утратили силу\ и не действуют на территории Российской Федерации, что может привести к ограничению количества участников закупки и противоречит требованиям пункта 1 части 1, части 2 и части 3 статьи 33, статьи 10 и пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
Нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 и части 3 статьи 33, статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 64 части 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании выше изложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Реалстрой-М" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" на 90 мест нарушения требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, статьи 10, пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _";
3. Выдать Заказчику - Государственному бюджетному учреждению "Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" на 90 мест Предписание об устранении нарушений пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, статьи 10, пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" Федерального закона "О контрактной системе _" путем отмены результатов Электронного аукциона (Реестровый номер 0194200000517000542);
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения в отношение должностного лица Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" на 90 мест.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_____>
Члены Комиссии: <_____>
<_____>
<_____>
(871-2) 22-22-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 12 апреля 2017 г. N 58-44/01-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2017