Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 апреля 2017 г. N 85с/17 ООО "Перспектива"
Резолютивная часть решения оглашена 11.04.2017.
Решение в полном объеме изготовлено 14.04.2017.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
председатель Комиссии - И.В. Поткина -руководитель управления;
заместитель председателя Комиссии - Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов;
член Комиссии: О.И. Злобина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителей заказчика - областного казенного учреждения "Управления капитального строительства Липецкой области" - Покачалова Д.В. (доверенность от 09.01.2017), Богомоловой О.В. (доверенность от 31.01.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на положения документации об электронном аукционе на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по объекту: "Строительство офисов врачей общей практики в сельской местности" (Липецкая область, Добровский район, с. Кореневщино) (реестровый номер 0346200015617000014) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 06.04.2017 поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе (заказчик - областное казенное учреждение "Управления капитального строительства Липецкой области").
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
ООО "Перспектива", извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В жалобе ООО "Перспектива" указано, что аукционная документация, содержит ряд нарушений, а именно:
1. заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе установлен неверный срок окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе -03.04.2017;
2. заказчиком в проекте контракта предусмотрено условие о привлечении подрядчика к исполнению контракта субподрядчиков, из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом не предусмотрено, что данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с подрядчиком, являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией;
3. заказчик, не указав в техническом задании аукционной документации сведения о том, каким именно СНиП, СанПиН, ГОСТ и иным нормативным документам должны соответствовать выполненные подрядчиком работы, нарушил требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе;
4. заказчиком в проекте контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. При этом, в п. 6.5. проекта контракта установлено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются подрядчику заказчиком при условии надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту, в течение 10 рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования подрядчика, чем вводит участников закупки в заблуждение.
Представители заказчика по доводам жалобы пояснили, что нарушений Закона о контрактной системе при утверждении документации об электронном аукционе допущено не было, представили письменные возражения.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
1. В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
А согласно ч.4 вышеуказанной нормы закона, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно извещения и аукционной документации, заказчиком установлена дата окончания срока подачи заявок: 07.04.2017.
Проанализировав аукционную документацию установлено, что раздел 3 "Информационная карта аукциона" содержит следующие сведения относительно даты направления участниками аукциона запроса о даче разъяснений положений аукционной документации: "Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются участнику электронного аукциона с "21" марта 2017 г. по "05" апреля 2017 г., по запросам, поступившим с "21" марта 2017 г. по "03" апреля 2017 г.".
Из анализа приведенных положений аукционной документации следует, что дата окончания срока предоставления разъяснений - 05.04.2017.
При этом, в жалобе заявителя указано, что в документации содержится дата окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - 03.04.2017, что не соответствует приведенным положениям документации об электронном аукционе.
Таким образом заказчиком соблюдены требования ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей, либо путем осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составила 16 200 000 00 рублей, при этом, заказчиком данная закупка не размещена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В силу части 5 статьи 30 Закон о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На основании части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиком у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что п. 5.1.3 проекта контакта закреплено следующее: "В процессе исполнения Контракта Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% от цены контракта".
Таким образом, заказчик, установив в проекте контракта условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, выполнил требование ст. 30 Закона о контрактной системе.
3. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе (статья 2 Закона о контрактной системе).
Документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Учитывая изложенное, требования к строительным работам определяются в проектной документации, которую подрядчик обязан соблюдать.
Согласно части 4 аукционной документации, техническая часть документации об электронном аукционе включает в себя: качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) материалов, используемых для выполнения работ по объекту, локальные сметы, проектную документацию.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, проектная документация, являющаяся составляющей технической части аукционной документации, содержит сведения о СНиП, СанПиН, ГОСТ и иных нормативных документах, которым должны соответствовать выполняемые подрядчиком строительные работы.
Следовательно, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований п.1 ч.1 ст.64 с отсылочной нормой на п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
4. В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В ходе анализа проекта контракта, прилагаемого к документации об электронном аукционе, установлено, что в нем установлен срок действия контракта до 31.03.2019.
При этом, согласно документации об электронном аукционе, заказчиком установлено требование к банковской гарантии о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, установленный заказчиком срок действия контракта позволяет участникам электронного аукциона предоставить банковскую гарантию, соответствующую требованиям документации.
В силу ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что данное требование выполнено заказчиком в п. 6.5 проекта контракта.
При таких обстоятельствах, приведенные заявителем в жалобе положения проекта контракта, установлены заказчиком в соответствии с указанными требованиями Закона о контрактной системе.
Выше установленные Комиссией Липецкого УФАС России обстоятельства позволяют сделать вывод о необоснованности жалобы.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на положения документации об электронном аукционе на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по объекту: "Строительство офисов врачей общей практики в сельской местности" (Липецкая область, Добровский район, с. Кореневщино) (реестровый номер 0346200015617000014) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ___________ И.В. Поткина
Заместитель председателя Комиссии: ___________ Т.Н. Ролдугина
Член Комиссии: ___________ О.И. Злобина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 апреля 2017 г. N 85с/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2017