Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14 апреля 2017 г. N 08-07-198/2017 ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Резолютивная часть решения оглашена 14 апреля 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 апреля 2017 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии
представитель администрации города Орска -на рассмотрение жалобы не явился, о времени, месте и дате рассмотрения уведомлен,
представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска - на рассмотрение жалобы не явился, о времени, месте и дате рассмотрения уведомлен,
представитель ООО "Аналог" -на рассмотрение жалобы не явился, о времени, месте и дате рассмотрения уведомлен,
рассмотрев жалобуООО "Аналог" на действия администрации города Орска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта дороги по пр. Ленина от пр. Мира до ул. Нефтяников (четная сторона) в г. Орске, 2017 г. (номер извещения N 0153300060617000124),
УСТАНОВИЛА:
07 апреля 2017 г. в Оренбургское УФАС России из ФАС России поступила жалоба ООО "ТСК Валком" (далее - Заявитель) на действия администрации города Орска (далее - Уполномоченный орган), Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта дороги по пр. Ленина от пр. Мира до ул. Нефтяников (четная сторона) в г. Орске, 2017 г. (номер извещения N 0153300060617000124)(далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Уполномоченному органу, Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что документация об аукционе составлена с нарушением положений Закона о контрактной системе, а именно: Заказчик неправомерно установил дополнительное требование к участникам закупки согласно Постановлению Правительства РФ от 04 февраля 2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99); проект муниципального контракта не содержит требование ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе; Заказчиком в пункте 30 информационной карты аукционной документации неправомерно установлено требование к гарантийному сроку; в пункте 5.1.16 проекта контракта установлена неконкретная информации об оформлении ордера на производство земляных работ, что не позволяет участнику объективно оценить свои возможности.
Согласно письменным пояснениямЗаказчика следует, что к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе. Представители Заказчика полагают, что поскольку для аукциона N 0153300060617000124 установлен код закупки ОКПД (42.11.20.000) - работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов. НМЦК составляет - 15 182 492,42 рублей,следовательно, установление дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения 1 Постановления является правомерным. Требования ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе учтены. Гарантийные сроки установлены в соответствии с распоряжением министерства транспорта РФ от 07.05.2003 г. N ИС-414-р. В соответствии с пунктом 3.4.2.3. административного регламента администрации г. Орска по предоставлению муниципальной услуги "Выдача, продление, закрытие разрешения (ордера) на производство земляных работ" составляет 3 рабочих дня.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
24.03.2017 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на выполнение ремонта дороги по пр. Ленина от пр. Мира до ул. Нефтяников (четная сторона) в г. Орске, 2017 г. (номер извещения N 0153300060617000124).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 182 492,42 рублей Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99)
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к указанным группам работ.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, объектом закупки являются ремонтные работы.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10). Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14). Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).
В статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (пункт 8). Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (пункт 10).
В силу пункта 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Исходя из положений главы II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В приложениях N N 7, 8 к данным правилам и нормам приведены рекомендуемые перечень работ, относящихся к текущему ремонту, и примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.
Таким образом, положение Постановления Правительства N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту не применяется.
Указанная позиция подтверждается Решением Верховного суда N АКПИ16-574 от 22.08.2016.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 15 182 492,42 рублей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что объектом закупки являются работы по капитальному ремонту.
Более того, Заказчик указал, что в соответствии с Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" работы, являющие предметом закупки, не являются капитальным ремонтом дорог, а являются работы по осуществлению ремонта автомобильных дорог.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, установление Заказчиком дополнительных требований к участнику закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99, с учетом предмета настоящей закупки, является неправомерным, противоречащим части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Частями 12 - 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен порядок расторжения контракта, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается, в том числе в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1 проекта контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При таких обстоятельствах, Комиссия Оренбургского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Исходя из положений ст. 33 Закона о контрактной системе, учитывая, что предметом закупки является "выполнение ремонта дороги по пр. Ленина от пр. Мира до ул. Нефтяников (четная сторона) в г. Орске, 2017 г.", а также тот факт, что гарантийный срок на материалы устанавливается согласно сроку гарантии, определенному заводом-изготовителем на соответствующие материалы, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что довод Заказчика о законности установления данного требования (о равенстве гарантийного срока работ и материалов) является несостоятельным. Таким образом, Заказчиком допущено нарушение части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 5.1.16 проекта муниципального контракта Заказчиком установлено следующее: "Подрядчик самостоятельно (при необходимости) оформляет ордер на производство земляных работ, в соответствии с административным регламентом г. Орска (Постановление администрации г. Орска от 06.03.2013 г. N 1550-п) в УЖКХ администрации г. Орска".
Проанализировав положения указанного пункта проекта муниципального контракта, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Аналог" на действия администрации города Орска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта дороги по пр. Ленина от пр. Мира до ул. Нефтяников (четная сторона) в г. Орске, 2017 г. (номер извещения N 0153300060617000124), частично обоснованной.
2. Признать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска нарушившим ч.6 ст. 31, ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
ул. 9 Января, 64, г. Оренбург, 460046 тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70 e-mail:to56@fas.gov.ru |
|
|||||
| ||||||
|
|
N |
|
|
||
|
На N |
|
от |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
14 апреля 2017 года г. Оренбург
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
на основании своего решения по делу N 08-07-198/2017 от 14 апреля 2017 года по жалобе ООО "Аналог" на действия администрации города Орска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта дороги по пр. Ленина от пр. Мира до ул. Нефтяников (четная сторона) в г. Орске, 2017 г. (номер извещения N 0153300060617000124), и в результате внеплановой проверки в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска в срок до "15" мая 2017 года устранить нарушение ч. 6 ст. 31, ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, для чего:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0153300060617000124;
- возвратить все заявки участников закупки поданных на участие в электронном аукционе в электронной форме N 0153300060617000124;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе N 0153300060617000124 в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, с учетом выявленных нарушений;
- определить срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0153300060617000124;
- определить срок окончания рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0153300060617000124;
- определить дату проведения электронного аукциона N 0153300060617000124.
2. Оператору электронной площадки, Управление экономики "Администрация города Орска":
- обеспечить возврат поступивших заявок участникам закупки;
- обеспечить разблокирование денежных средств, внесенных участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе N 0153300060617000124;
- обеспечить заказчику возможность исполнения настоящего предписания.
3. В срок до "16" мая 2017 года проинформировать в письменном виде, а также по факсимильной связи (факс - 8(3532)77-80-70) Оренбургское УФАС России об исполнении предписания (с указанием номера).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14 апреля 2017 г. N 08-07-198/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2017