Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 11 апреля 2017 г. N 04-50/55-2017 Решение по результатам рассмотрения жалоб
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_____________________..>
в присутствии:
законного представителя ООО "ФортРост" <_>, представителя <_>по доверенности от 01.12.2016 б/N,
представителей ГКУ Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия": <_>., доверенность от 02.07.2014 N 44, <_>., доверенность от 24.10.2014 N 70, <_>., доверенность от 02.07.2014 N 45, <_>, доверенность от 11.04.2017 б/N,
представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <_>., доверенность от 10.01.2017 б/N,
в присутствии представителей заинтересованных лиц: Администрация МО "Закаменский район" - <_>, доверенность от 10.04.2017 N 1П, ООО "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" - <_>, доверенность от 11.04.2017 б/N,
рассмотрев жалобы ООО "ФортРост" (далее - Заявитель 1, Общество) (вх. от 04.04.2017 N 2045), дополнение к жалобе (вх. от 11.04.2017 N 2196) (на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд дополнение к жалобе не может быть рассмотрено, в связи с пропуском срока на обжалование положения документации. Согласно части 4 статьи 105 настоящего закона жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе), ООО "Перспектива" (далее - Заявитель 2) (вх. от 04.04.2017 N 2058) на действия заказчика - ГКУ Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Строительство школы на 100 мест в с. Енгорбой Закаменского района", с реестровым номером - 0102200001617000255 (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель считает, что отдельные положения документации об аукционе не соответствуют требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), законодательства о контрактной системе, а также антимонопольного законодательства в следующей части:
1. проект государственного контракта, по мнению Общества, содержит ряд пунктов, не соответствующих требованиям законодательства, а именно:
- подпункт 4.1.9 пункта 4.1, подпункт 4.4.16 пункта 4.4., пункты 8.5 и 8.6, подпункт "г" пункта 12.2., по мнению Заявителя 1, содержит условия, напрямую предусматривающие вмешательство третьих ли в оперативно - хозяйственную деятельность подрядчика, что нарушает часть 3 статьи 703 ГК РФ;
- подпункт 4.4.2 пункта 4.4., подпункта 4.4.8 пункта 4.4, с учетом разъяснений на запрос РД1 от 30.03.2017, эти пункты, по мнению Заявителя, противоречат друг другу, следовательно не возможно определить необходимо ли подрядчику выполнять работы по вводу Объекта в эксплуатацию или нет, что нарушает часть 1 статьи 702 ГК РФ;
- в подпункте 4.4.10 пункта 4.4., пункте 12.21. содержится ошибка - указана ссылка на неверный пункта проекта контракта;
- подпункт 4.4.15 пункта 4.4, подпункт 4.4.29 пункта 4.4., пункт 10.7. противоречит общим нормам гражданского законодательства;
- в пункте 6.1 содержится отсылка к графику выполнения работ, в котором указаны сроки выполнения работ начиная с марта месяца 2017 года. Учитывая сроки проведения аукциона и сроки подписания контракта, начало работ по контракту не может быть начато в марте 2017 года;
- в пункте 10.1 содержится информация о предоставлении отчетных документов ежемесячно, однако согласно графику выполнения работ, подрядчик должны выполнять работы подекадно, соответственно Акты выполненных работ составляются также подекадно.
2. В нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик разместил в составе аукционной документации ПСД, в которой имеются противоречия:
- в альбоме 02-16 КР пожарный резервуар указана посыпка гравием 500 мм, бетонная подготовка, гидроизоляция. В локальном сметном расчете N 06-01-04 раздел 2 не усчитаны работы: подсыпка гравием 500 мм, гидроизоляция;
- в албоме 02-16 КР пожарный резервуар предусмотрены экструдированный пенополистирол, гидроизоляция горячим битумом, гидроизоляция Технониколь - 21. В локальном сметном расчете N 06-01-04 не усчитаны работы: гидроизоляция Технониколь - 21. В локальном сметном расчете N 06-01-04 усчитаны плиты теплоизоляционные из пенопласта полистирольного ПСБ-С-10;
- В альбоме 02-16 КР предусмотрен экструдированный пенополистирол TERMIT - 35- 100. В локальном сметном расчете N 02-01-05 усчитаны плиты из пенопласта полистирольного ПСБС-40.
3. Проектно - сметная документация размещена не в полном объеме, а именно:
- в составе проектно - сметной документации есть раздел N 02-16 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, при этом отсутствует проект пожарной сигнализации, который должен присутствовать в обязательном порядке на основании Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87;
- в локальном сметном расчете N 02-01-13 отсутствуют материалы и работы по кабеленесущим системам;
- в составе проектно - сметной документации отсутствует проект на систему оповещения и эвакуации при пожаре, который должен присутствовать в обязательном порядке на основании Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87;
- в проекте N 02-16 ПБ "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" отсутствует расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества, также отсутствует оборудование противопожарной зашиты (огнетушители и краны пожарные), согласно Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 такой раздел должен присутствовать в обязательном порядке;
- Отсутствуют рабочие проекты на системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляцию, кондиционирование воздуха, тепловые сети. Размещена стадия П, стадия Р не размещена;
- в составе проектно - сметной документации отсутствует проект на систему автоматизации и диспетчеризации систем отопления и вентиляции;
- в локальном сметном расчете N 02-01-07 указано, что используются напорные полиэтиленовые трубы, соответственно в проекте обязательно должно быть предусмотрено наличие проекта на автоматизацию отопления.
4. обоснование НМЦК, изложенное в приложении N 3 к документации об аукционе не соответствует требованиям статьи 22 Закона о контрактной системе и положениям Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (на основании пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе данный довод жалобы не может быть рассмотрено, в связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта относится к компетенции органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
Просит признать жалобу обоснованной, провести проверку и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заявитель 2 в жалобе указывает, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- в пункте 4.4.3. проекта контракта Заказчиком указана обязанность Подрядчика исполнять иные обязанности, установленные для Генподрядчика контрактом и законодательством Российской Федерации, по мнению Заявителя 2, в данном случае Заказчиком не установлен исчерпывающий список обязательств Подрядчика;
- в пункте 18.1 проекта контракта указано, что контракт вступает в силу с момента его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами обязательств, принятых по Контракту. Указанная формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительного которого неизвестно, произойдет оно или нет, то есть не обладает признаками неизбежности, что не соответствует статье 190 ГК РФ;
- Заказчиком установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет объективно оценить условия участия в закупке.
На основании изложенного просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалоб ООО "ФортРост" и ООО "Перспектива" не согласились, представили письменные пояснения.
Считают, что обжалуемые пункты проекта контракта соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации, в частности ГК РФ, Закону о контрактной системе.
По вопросу наличия противоречий в проектно - сметной документации, пояснили, что в локальном сметном расчете N 06-01-04 в разделе I позиция 6 предусмотрена засыпка грунтов вручную траншеей, пазух котлованов и ям, группа грунтов 2 в объеме 60 м3 с использованием местного грунта согласно инженерно - геологическим изысканиям; гидроизоляция днища, стен предусмотрена в локальном сметном расчете N 06-01-04 в разделе 2 позиция 36; предусмотренные в локальных сметных расчетах N 06-01-04, 02-01-05 плиты из пенопласта полистирольного и полистиролом TERMIT-35-100 по своим свойствам взаимозаменяемы.
По допущенным техническим в проекте контракта, Заказчиком 30.03.2017 на запрос были даны разъяснения, которые размещены на официальном сайте в Единой информационной системе для ознакомления. В данных разъяснениях указано, что данная техническая ошибка не влечет необходимости внесения изменений в документацию, поскольку не препятствует участнику аукциона в формировании заявки на участие в торгах, указанную ошибку модно будет устранить при заключении контракта.
По доводу жалобы ООО "ФортРост" о размещении проектно - сметной документации не в полном объеме, Заказчик пояснил, что согласно указанному в жалобе Постановлению Правительства от 16.02.2008 N 87, в проектной документации отражаются только структурная схема и описание принципов работы ПС, СОУЭ, автоматизации.
Проект пожарной сигнализации, проект системы оповещения и управления эвакуацией не входят в проектную документацию, а являются частью рабочей документации.
Кроме того, проектом предусмотрена прокладка слаботочных кабелей, скрытых под слоем штукатурки и за подвесным потолком с непосредственным креплением к конструкциям без применения специальной кабеленесущей системы (типа проволочных блоков, кабель - каналов).
Схемы эвакуации, писание оборудования противопожарной защиты в проекте есть, расчет пожарных рисков, в соответствии с Постановлением Правительства от 16.02.2008 N 87, производится только в случае несоблюдения в проекте требований нормативных документов. В проекте все нормы соблюдены.
В части доводов об отсутствии рабочих проектов на системы электроснабжения, водоснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, тепловых сетей, Заказчик в своем отзыве указал, что для оценки объемов работ по инженерным разделам достаточно альбомов стадии проектная документация.
Так пояснили, что проектом предусмотрен блочный ИТП и вентустановки, уже автоматизированные и готовые к эксплуатации. Котельная также блочно - модульная, комплектной заводской поставки. В связи с этим отдельный раздел "автоматизация" не предусматривается.
Кроме того, просили учесть, что проект является типовым, на основе уже сданного объекта и прошел государственную экспертизу. В подтверждение своих доводов представили копию положительного заключения АУ РБ "Госэкспертиза" N 03-1-0076/91-16 от 29.12.2016 проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по проектной документации и копию положительного заключения АУ РБ "Госэкспертиза" N 03-1-1-3-0091-16 от 22.12.2016, объект экспертизы проектная документация и результаты инженерных изысканий.
По доводам жалобы ООО "Перспектива" представители Заказчика пояснили, что участник закупки имеет возможность изучить проект государственного контракта и определить все обязанности, установленные контрактом, в том числе не входящие в раздел 4 контракта. Перечислять в проекте контракта все обязанности, которые возлагаются на подрядчика законодательством РФ, считают нецелесообразным, поскольку отношения в сфере подряда регулируются значительным числом нормативных правовых актов, в том числе СНиП, СанПиН, СП и т.д. Генеральный подрядчик, являясь профессиональной организацией в сфере строительства, должен обладать необходимыми познаниями в данной сфере.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ срок действия договора может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Таким образом, формулировка в пункте 18.1 проекта контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, что подтверждается позицией Казначейства России, изложенной в пункте 3 письма от 19.05.2015 N 04-04-05/09-319 "О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок". Момент окончания сока действия контракта в случае надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств можно исходя из положений:
- пункта 6.1, в котором установлен срок выполнения работ;
- пункта 12.6, в котором установлен срок приемки объекта строительства;
- пункта 5.6, в котором установлен срок оплаты заказчиком выполненных работ.
Учитывая, что обязательства по контракту будут считаться исполненными с момента исполнения Заказчиком обязанности по оплате выполненных работ, участники закупки могут рассчитать срок окончания действия контракта, и соответственно минимальный срок действия банковской гарантии.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. В тоже время положениями Закона о контрактные системы не предусмотрен возврат обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Проектом контракта в данному случае установлен 5-ти дневный срок для возврата.
В целом Закон о контрактной системе не содержит запрета на установление в проекте контракта различных сроков возврата для разных способов обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного просили признать жалобы ООО "ФортРост" и ООО "Перспектива" необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
20 марта 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N 0102200001617000255. Начальная (максимальная) цена контракта - 131 955 176 рублей.
1. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
А) Согласно подпункту 4.1.9 пункта 4.1 проекта контракта государственный заказчик вправе привлекать третьих лиц для выполнения отдельных работ, оказания услуг, сопутствующих строительству, поставки оборудования, материалов в объеме, не входящем в обязательства Генподрядчика, предусмотренные Контрактом. Генподрядчик обязуется содействовать третьим лицам, привлекаемым Государственным заказчиком, осуществлять их беспрепятственный допуск на Строительную площадку и не создавать помех для их деятельности, координировать свою деятельность с такими третьими лицами и содействовать в исполнении ими своих обязательств перед Государственным заказчиком в соответствии с условиями Контракта и законодательством Российской Федерации.
Подпункт 4.4.16 пункта 4.4 проекта контракта гласит, что генподрядчик обязан взаимодействовать с представителями Государственного заказчика и иными лицами, привлеченными Государственным заказчиком, и согласовывать с ними относящиеся к их компетенции вопросы, в том числе касающиеся хранения и использования материалов, изделий, конструкций и оборудования, порядка проведения Работ, осуществлять координацию выполнения указанных действий с выполнением Работ по Контракту.
Из пояснений Заказчика, следует, что под третьими лицами понимаются поставщики оборудования в рамках иных государственных контрактов, контрагенты, выполняющие работы по технологическому присоединению объекта к сетям электроснабжения, инженерно - технического обеспечения, кадастровые работы и иные лица, привлекаемые для осуществления поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на объекте. Под обязательством содействовать третьим лицам и координировать свою деятельность с третьими лицами понимается обязательство генподрядчика согласовывать свои действия с действиями третьих лиц, не чинить им препятствий для выполнения ими своих обязательств. От генподрядчика требуется согласование по различным вопросам, возникающим в ходе выполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 8.5 и 8.6 в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем Генподрядчик обязан представить Государственному заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять Государственному заказчику документы, указанные в пункте 8.5. настоящего контракта, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.
Согласно пояснениям Заказчика требование о необходимости предоставления указанных документов, изложенное в проекте контракта, представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда после проведения аукциона, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки, не нарушает положения Закона о контрактной системе, в пункте 8.5 проекта контракта указано, что декларация предоставляется только по субъектам малого предпринимательства, исходя из чего можно сделать однозначный вывод, что данное требование установлено для СМП и САНКО.
В соответствии с пунктами 3.2 и 3.5 СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" генеральный подрядчик предоставляет рабочим комиссиям, председателем которой является Заказчик, в том числе перечень организаций, участвовавших в производстве строительно - монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно - технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ.
Таким образом, договоры с субподрядными организациями необходимы Заказчику для последующей сдачи объекта строительства в эксплуатацию.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 12.2 проекта контракта одновременно с уведомлением о готовности законченного строительством Объекта в течение 2 (двух) рабочих дней Генподрядчик передает Государственному заказчику документы, необходимые для приемки Объекта в количестве и объеме, предусмотренном условиями Контракта, в том числе: первичные бухгалтерские документы по запросу Государственного заказчика.
Как пояснил Заказчик, в отдельных случаях могут потребоваться первичные бухгалтерские документы, подтверждающие обоснованность предъявляемых к возмещению затрат.
Описанные в перечисленных пунктах проекта контракта положения не устанавливают дополнительных требований к участникам закупки, не препятствуют к формированию и подаче заявки на участие в Аукционе.
Следовательно, данный довод является несостоятельным.
Б) в подпунктах 4.4.2 и 4.4.8 пункта 4.4 проекта контракта установлена обязанность Генподрядчика:
- обеспечить своевременный ввод объекта в эксплуатацию, в том числе выполнить весь необходимый для этого объем работ, в т.ч. поставку и монтаж оборудования, неразрывно связанного с Объектом, предусмотренного проектной документацией, соответствующего сертификатам качества и паспортам в сроки, предусмотренные настоящим контрактом. Все оборудование должно быть новым, ранее не использовавшимся, то есть не бывшим в эксплуатации;
- контролировать наличие и содействовать Государственному заказчику в получении всех необходимых согласований и разрешений, необходимых для выполнения Работ и ввода Объекта в эксплуатацию.
Требования данных подпунктов установлены в соответствии с пунктом 3.2 СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", согласно которому в состав рабочих комиссий по вводу в эксплуатацию включаются представители генерального подрядчика.
В разъяснениях от 30.03.2017 года Заказчиком указано, что пункт 4.4.8 проекта контракта подразумевает обязательство генподрядчика по осуществлению контроля наличия и содействия Государственному заказчику в получении всех необходимых согласований и разрешений, необходимых для выполнения Работ и ввода Объекта в эксплуатацию, в пределах принятых генподрядчиком обязательств по Контракту.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, под обеспечением ввода объекта в эксплуатацию понимается в данном случае доведение объекта строительства до состояния, которое позволит получить заказчику заключение о соответствии Объекта всем требованиям, что является ключевым основанием для получения Заказчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Довод признан необоснованным.
В) Доводы о наличии технических ошибок в проекте контракт также признаются комиссией Бурятского УФАС России необоснованными, поскольку указанные неверные отсылки не влекут необходимости внесения изменений в документацию, не вводят участников закупки в заблуждение, не сокращают число потенциальных участников аукциона, и могут быть исправлены при заключении контракта.
Г) В подпункте 4.4.15 пункта 4.4 проекта контракта в обязанности Генподрядчика включено возмещение в полном объеме все расходы и убытки Государственного заказчика, связанные с любыми требованиями, предъявленными к Государственному заказчику в связи с несчастными случаями в период выполнения Работ, возникшими по вине Генподрядчика.
Данный пункт установлен в соответствии с частью 1 статьи 393 ГК РФ, и возмещению подлежат расходы и убытки, возникшие у Заказчика лишь по вине Генподрядчика.
В подпункте 4.4.29 пункта 4.4. проекта контракта установлена обязанность Генподрядчика Действовать в интересах Государственного заказчика с надлежащей степенью добросовестности, разумности, осмотрительности и заботливости, которая требуется от профессионального участника в сфере Работ, в том числе стремиться минимизировать негативные для Государственного заказчика последствия или вероятность их наступления, даже если они либо их причины не относятся к компетенции Генподрядчика, но стали ему известными в ходе исполнения Контракта.
Из пояснения Заказчика следует, что условия данного пункта подразумевают возможность возникновения различных внештатных ситуаций на объекте, например, пожара, проникновения на объект третьих лиц с противоправными намерениями. Разрешение таких ситуаций не входит в компетенцию генподрядчика, однако он обязан стремиться минимизировать негативные для Государственного заказчика последствия или вероятность их наступления, в частности, вызвать пожарную службу, полицию и др.
Положения пункта 10.7 проекта контракта определяют, что Подписание Государственным заказчиком Акта по форме КС-2 и Справки по форме КС-3 не свидетельствует о приемке Государственным заказчиком какой-либо части Работ по смыслу статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации и осуществляется для целей бухгалтерского и налогового учета выполненных Генподрядчиком Работ, контроля за ходом выполнения Работ и осуществления текущих расчетов в порядке, предусмотренном Контрактом.
Согласно позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, если в договоре этапы работ не выделены, то акты, подтверждающие выполнение лишь промежуточных работ для проведения расчетов, не являются актами предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика (пункта 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51).
Таким образом, требования данного пункта не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, в том числе требованиям части 3 статьи 753 ГК РФ, поскольку в проект государственного контракта этапы работ не выделены.
Д) Отсутствие противоречий в проектно - сметной документации установлено на заседании комиссии Бурятского УФАС, поскольку отсутствующие по мнению Заявителя 1 в локальных сметах позиции, в действительности отражены в указанных документах ( в локальном сметном расчете N 06-01-04 в разделе I позиция 6 предусмотрена засыпка грунтов вручную траншеей, пазух котлованов и ям, группа грунтов 2 в объеме 60 м3 с использованием местного грунта согласно инженерно - геологическим изысканиям; гидроизоляция днища, стен предусмотрена в локальном сметном расчете N 06-01-04 в разделе 2 позиция 36; предусмотренные в локальных сметных расчетах N 06-01-04, 02-01-05 плиты из пенопласта полистирольного и полистиролом TERMIT-35-100 по своим свойствам взаимозаменяемы).
Таким образом, данный довод также признается Комиссией Бурятского УФАС несостоятельным.
Е) Довод жалобы ООО "ФортРост" о размещении проектно - сметной документации не в полном объеме не нашел своего подтверждения, поскольку согласно Постановлению Правительства от 16.02.2008 N 87, в проектной документации отражаются только структурная схема и описание принципов работы ПС, СОУЭ, автоматизации.
Проект пожарной сигнализации, проект системы оповещения и управления эвакуацией не входят в проектную документацию, а являются частью рабочей документации.
Кроме того, проектом предусмотрена прокладка слаботочных кабелей, скрытых под слоем штукатурки и за подвесным потолком с непосредственным креплением к конструкциям без применения специальной кабеленесущей системы (типа проволочных блоков, кабель - каналов).
Схемы эвакуации, писание оборудования противопожарной защиты в проекте есть, расчет пожарных рисков, в соответствии с Постановлением Правительства от 16.02.2008 N 87, производится только в случае несоблюдения в проекте требований нормативных документов. В проекте все нормы соблюдены.
В части доводов об отсутствии рабочих проектов на системы электроснабжения, водоснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, тепловых сетей, Заказчик в своем отзыве указал, что для оценки объемов работ по инженерным разделам достаточно альбомов стадии проектная документация.
Так пояснили, что проектом предусмотрен блочный ИТП и вентустановки, уже автоматизированные и готовые к эксплуатации. Котельная также блочно - модульная, комплектной заводской поставки. В связи с этим отдельный раздел "автоматизация" не предусматривается.
Кроме того, комиссией Бурятского УФАС России принимается во внимание, что проект прошел государственную экспертизу, в подтверждение представлена копия положительного заключения АУ РБ "Госэкспертиза" N 03-1-0076/91-16 от 29.12.2016 проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по проектной документации и копия положительного заключения АУ РБ "Госэкспертиза" N 03-1-1-3-0091-16 от 22.12.2016, объект экспертизы проектная документация и результаты инженерных изысканий.
2. А) Первый довод жалобы ООО "Перспектива" признается комиссией Бурятского УФАС России необоснованным, поскольку перечислять в проекте контракта все обязанности, которые возлагаются на подрядчика законодательством РФ, для Заказчика нецелесообразно, так как отношения в сфере подряда регулируются значительным числом нормативных правовых актов, в том числе СНиП, СанПиН, СП и т.д.
Генеральный подрядчик, являясь профессиональной организацией в сфере строительства, должен обладать необходимыми познаниями в данной сфере.
Б) Довод об отсутствии конкретного срока действия контракта и невозможности установления срока действия банковской гарантии, является необоснованным, поскольку момент окончания сока действия контракта в случае надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств можно исходя из положений:
- пункта 6.1, в котором установлен срок выполнения работ;
- пункта 12.6, в котором установлен срок приемки объекта строительства;
- пункта 5.6, в котором установлен срок оплаты заказчиком выполненных работ.
Таким образом, формулировка в пункте 18.1 проекта контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, что подтверждается позицией Казначейства России, изложенной в пункте 3 письма от 19.05.2015 N 04-04-05/09-319 "О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок".
В) Поскольку Закон о контрактной системе не содержит запрета на установление в проекте контракта различных сроков возврата для разных способов обеспечения исполнения контракта, довод жалобы о невозможности объективно оценить условия участия в закупке, в связи с тем, что заказчиком установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, признается необоснованным.
Из пояснения Заказчика следует, что 5-ти дневный срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, установлен в связи с тем, что денежные средства в отличие от банковской гарантии могут находиться в постоянном обороте у участников закупки, что соответствует принципу разумности.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В тоже время положениями Закона о контрактные системы не предусмотрен возврат обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Минимальные или максимальные сроки возврата Законом о контрактной системе не установлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
Признать жалобы ООО "ФортРост" и ООО "Перспектива" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 11 апреля 2017 г. N 04-50/55-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2017