Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 апреля 2017 г. N 245 ООО "ПЕРСПЕКТИВА"
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев 17 апреля 2017 года жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия Казенного учреждения г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0309300012317000025 на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения в р.п. Николаевка г.о. Саранск (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 10 апреля 2017 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 11.04.2017 N 244 рассмотрение жалобы назначено на 17.04.2017 года в 15 часов 40 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком аукционная документация составлена и размещена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия Заказчика и аргументы его представителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 17.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение N 0309300012317000025 на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения в р.п. Николаевка г.о. Саранск.
24.03.2017 Заказчиком внесены изменения в извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта: 109 842 340,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 11.04.2017 в 09:00 (мск).
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 12.04.2017 г.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 17.04.2017 г.
При изучении доводов жалобы установлено:
1. По мнению Заявителя, Заказчик в нарушении Закона о контрактной системе не указал в извещении о проведении Аукциона информацию о наличии у участника закупки СРО.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из анализа статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе содержит информацию, дополняющую и уточняющую сведения, указанные в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно п. 20 Информационной карты документации об Аукционе, Заказчиком установлены требования к участникам электронного аукциона, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
В рассмотренном случае Комиссия Мордовского УФАС России установила, что и извещение, и документация об электронном аукционе размещены в одинаковом информационном доступе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Таким образом, информацию в извещении о проведении Аукциона дополняют и уточняют сведения, указанные в документации об Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что в составе заявок участников Аукциона содержатся свидетельства свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
В связи с вышеизложенным, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. По мнению Заявителя, Заказчик некорректно установил дополнительные требования к участникам Закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного, или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями от 14.11.2016 N 1185) (далее - постановление Правительства N 99).
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 109 842 340,00 рублей, в связи с чем, проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
В пункте 21 Информационной карты документации об Аукционе установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки. (Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99)".
Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена группа работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным, довод Заявителя признан обоснованным.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 19.9 проекта контракта описываются сроки возврата обеспечения контракта, в случае внесения в качестве обеспечения контракта денежных средств на счет заказчика.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не регламентирован срок для возврата денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В связи с вышеизложенным, довод Заявителя признан необоснованным.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
В соответствии с частью 4 статья 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Исходя из того, что срок окончания подачи заявок согласно разделу 23 информационной карты документации об Аукционе установлен - 11.04.2017 до 09:00 час. включительно (по местному времени), то в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе размещаются на официальном сайте при условии, что запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок (не позднее 07.04.2017), в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, т.е. срок предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе - 09.04.2017 г. (с учетом ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации 10.04.2017 г.).
Согласно раздела 38 информационной карты документации об аукционе, при этом указано:
"По данному аукциону запросы принимаются с 24.03.2017 по 11.04.2017 (включительно)".
Таким образом, Заказчиком не указана дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, что не соответствуют требованиям пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям (копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с п. 9.1. проекта муниципального контракта, Заказчик обязуется заявить о потребности в выделении денежных средств в Департамент городского хозяйства Администрации г. о. Саранск и в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения расходного расписания на осуществление платежей, обязуется оплатить Подрядчику за выполненные работы их стоимость в соответствии с Актом (Актами) выполненных работ по форме КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3. Работа считается выполненной Подрядчиком и принятой Заказчиком после подписания данных форм.
В соответствии с п. 9.2. проекта муниципального контракта расчет за выполненные работы производится Заказчиком, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, при условии, что работы выполнены надлежащим образом и в установленный Контрактом срок, и подтверждены двусторонне подписанными актами приемки выполненных работ (КС-2) и Справками о стоимости выполненных работ (КС-3) в следующем порядке:
- не более 50% (пятьдесят процентов) цены Контракта в срок до конца III квартала 2017 г. за фактически выполненные работы во II квартале 2017 г.;
- не более 30% (тридцать процентов) цены Контракта в срок до конца IV квартала 2017 г. за фактически выполненные работы в III квартале 2017 г.;
- оставшуюся стоимость фактически выполненных работ в срок до конца I квартала 2018 г.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу об установлении Заказчиком ненадлежащего порядка оплаты за выполненные работы.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 05.08.2016 года N 78-од "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Казенного учреждения г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" при проведении электронного аукциона N 0309300012317000025 на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения в р.п. Николаевка г.о. Саранск обоснованной в части довода 2 указанного в жалобе.
2. Признать действия Заказчика нарушением ч. 13 ст. 34, п. 11 ч. 1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с выдачей предписания в рамках рассмотрения дела N 185.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать, в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 185.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 апреля 2017 г. N 245
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017