Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 11 апреля 2017 г. N ЖФ-43/2017 Государственному заказчику:
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Осинцева К.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителей от государственного заказчика: Подшивалова Д.В., действующего на основании доверенности от 11.04.2017 N Д-28915/17/9-АР; Горюновой О.Н., действующей на основании доверенности от 11.04.2017 N Д-28915/17/10-АР (представителям стороны по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
от заявителей жалоб представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела лица уведомлены надлежащим образом,
рассмотрела поступившие 4 и 5 апреля 2017 года в Амурское УФАС России от ООО "Перспектива" и ООО "А СТРОЙ" жалобы на положения аукционной документации при осуществлении государственным заказчиком - управлением Федеральной службы судебных приставов по Амурской области закупки в форме электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ объекта капитального строительства: "Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, г. Благовещенск", объявленной извещением N 0123100006817000020 от 20.03.2017 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителей, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: неправомерном установлении требования к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам, выданного Саморегулируемой организацией по "Организации строительства" без указания конкретных видов работ; размещении в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса, не указании в аукционной документации идентификационного кода закупки.
Из жалобы ООО "Перспектива" следует, что, по его мнению, заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки о предоставлении свидетельства по организации строительства без указания подвида работ.
В разъяснении положений аукционной документации не содержится указания на предмет запроса.
Просит признать в действиях заказчика нарушение требований законодательства Российской федерации и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Из жалобы ООО "А СТРОЙ" следует, что при осуществлении закупки заказчик неправомерно не указал в аукционной документации идентификационный код закупки.
Представители государственного заказчика с доводами заявителя жалобы - ООО "А СТРОЙ" согласились в части не указания в аукционной документации идентификационного кода закупки. По остальным доводам представили письменные возражения, указанные возражения приобщены к материалам дела. Позицию, изложенную в возражениях, поддержали в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, установила следующее.
20.03.2017 государственным заказчиком - управлением Федеральной службы судебных приставов по Амурской области (далее - УФССП России по Амурской области) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123100006817000020 и документация о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ объекта капитального строительства: "Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, г. Благовещенск".
Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 117 173 680 рублей. Дата и время окончания подачи заявок - 05.04.2017 в 10:00, проведения аукциона в электронной форме - 10.04.2017 в 09:15.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 05.04.2017 на участие в торгах подана одна заявка от ООО "Калининэнергострой".
Единой (аукционной) комиссией по результатам рассмотрения заявки единственного участника аукциона принято решение о её соответствии требованиям, установленным аукционной документацией.
На основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукцион признан несостоявшимся.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается (ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик обязан устанавливать единые требования к участникам закупки, в том числе об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Подпунктом 8 пункта 24 раздела 2 аукционной документации установлены Единые требования к участникам закупки, в том числе указано о необходимости наличия свидетельства действующего свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации на следующие виды работ: "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" (п. 33).
При этом пунктом 1.1 проекта контракта установлено, что в соответствии с настоящим Контрактом Генеральный подрядчик (далее - Подрядчик) обязуется в установленный настоящим Контрактом срок выполнить собственными и/или привлеченными силами и средствами строительно-монтажные работы на условиях "Под ключ" на объекте капитального строительства: "Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, г. Благовещенск" и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить их в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
Согласно пункта 2.2.15 проекта контракта подрядчик вправе привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч.5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
Таким образом, проектом контракта предусмотрена возможность исполнителя по контракту привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В связи с чем, если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями ГрК РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан представить такое свидетельство.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В указанном Перечне содержится, в том числе позиция: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" (далее - работы по генподряду).
При этом статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данном случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Учитывая вышеизложенное, участник закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства и представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по генподряду.
Документов и сведений подтверждающих, что заявитель жалобы собирается и в состоянии выполнить весь объем работ лично, без привлечения субподрядных организаций, лицом в материалы дела не представлено.
В связи с чем, установление требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО по организации строительства является обоснованным.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из материалов дела ни заявитель жалобы, ни иные лица за разъяснением положений аукционной документации по факту подвида работ по организации строительства в адрес заказчика не обращались, правом, предусмотренным указанной нормой не воспользовались, что свидетельствует о понимании предмета закупки и требований, предъявляемых к составу подаваемой на участие в торгах заявки, в части наличия свидетельства СРО.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В нарушение указанной нормы размещенный в единой информационной системе ответ (разъяснение положений документации об электронном аукционе) не содержит указания на предмет запроса.
Пунктом 3 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об идентификационном коде закупки.
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В нарушение требований части 1 статьи 23, пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение, документация об электронном аукционе не содержит информации об идентификационном коде закупки.
Указанные нарушения не могли привести за собой к необоснованному ограничению количества участников закупки и не позволить заявителям жалоб принять участие в торгах.
Рассмотрев жалобы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь п. 1 ч. 3, ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" по делу N ЖФ-43/2017 обоснованной в части размещения в Единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса;
2. Признать жалобу ООО "А СТРОЙ" по делу N ЖФ-44/2017 обоснованной;
3. Признать в действиях государственного заказчика - управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области нарушение части 1 статьи 23, пункта 3 статьи 42, части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не отражения в извещении, документации об электронном аукционе информации об идентификационном коде закупки и размещении в Единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса.
4. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
К.И. Осинцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 11 апреля 2017 г. N ЖФ-43/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2017