Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 12 апреля 2017 г. N 04-11/93-17 17.04.2017 N _1685_
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления;
Васянович Ю.Р. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок
Преснова Е.Д. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
в присутствии представителя Заказчика - Ветрова О.Н. (по доверенности от 09.12.2016 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Кадастровый центр" на действия Заказчика - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса на проведение работ в целях государственной регистрации права оперативного управления на а/д Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь (N 0330100010517000010), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от ООО "Кадастровый центр" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Холмогоры" (далее - Заказчик) при проведении вышеуказанной процедуры, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно отказал ему в допуске к участию в открытом конкурсе в связи с несоответствием заявки требованиям, предусмотренным ст. 44, 45 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий"), так как заявка содержала банковскую гарантию, полностью отвечающую требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе и конкурсной документации.
Заявитель просил выдать Заказчику предписание отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 24.03.2017 и повторно рассмотреть заявки, в соответствии с порядком, установленным конкурсной документацией.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее - Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителя Заказчика, пришла к следующему выводу.
27.02.2017 Заказчик разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении процедуры открытого конкурса на проведение работ в целях государственной регистрации права оперативного управления на а/д Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь (N 0330100010517000010).
Дата окончания срока подачи заявок: 21.03.2017 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 37 375 013,00 рублей.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок от 24.03.2017 заявка ООО "Кадастровый центр" была отклонена от участия в открытом конкурсе по следующему основанию: "Заявка участника закупки не соответствует требованиям Федерального закона 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренным в статьях 44, 45 федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ, в форме требования об осуществлении уплаты денежной суммы по гарантии (утв. постановлением Правительства РФ N 1005) и требованиям пункта 19.8 конкурсной документации. Согласно части 3 статьи 51 федерального закона N 44-ФЗ, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации". В качестве обоснования отклонения указано следующее: "Согласно подпункту 6 пункта 19.8 конкурсной документации. банковская гарантия должна быть безотзывной и должна соответствовать установленным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий") дополнительным требованиям к банковской гарантии, используемой для целей Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условиям формы требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. Участником конкурса предоставлено обеспечение заявки на участие в конкурсе в виде банковской гарантии N 001841 от 15.03.2017, выданной акционерным коммерческим банком "Абсолют Банк" (публичное акционерное общество), в пункте 6 которой, помимо обстоятельств, наступление которых влечет выплату по гарантии, дополнительно установлено условие об обязательном указании в требовании платежа по гарантии "конкретных нарушений принципалом обязательств, в обеспечение которых выдана гарантия", которое не предусмотрено статьями 44 и 45 Федерального закона N 44-ФЗ и формой требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (утв. Постановлением Правительства РФ N 1005). Согласно пункту 3 части 6 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в документации о закупке, является основанием для ее отклонения".
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.03.2017 для закупки N 0330100010517000010, участником конкурса N 3 (ООО "Кадастровый центр") было предоставлено обеспечение заявки в виде банковской гарантии N 428561 от 15.03.2017 г. на сумму 1 868 750 рублей 65 копеек, что было отражено в разделе N 5 указанного протокола.
Вместе с тем, при оформлении раздела 9.2. протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе для закупки N 0330100010517000010 от 24.03.2017 г. в отношении участника закупки N 3 (ООО "Кадастровый центр") была допущена техническая ошибка в части указания наименования документа, представленного им в качестве обеспечения заявки - банковской гарантии. Установлено, что банковская гарантия N 001841 от 15.03.2017 г. была приложена к заявке участником конкурса N 2 (ПАО "МБКР"), в то время как участником конкурса N 3 (ООО "Кадастровый центр") была представлена банковская гарантия N 428561 от 15.03.2017 г., выданная ООО "Банк "СКИБ".
Протоколом исправления технической ошибки для закупки N 0330100010517000010 от 28.03.2017 комиссия решила установить правильное наименование документа, представленного участником закупки N 3 (ООО "Кадастровый центр") в качестве обеспечения заявки банковской гарантии N 428561 от 15.03.2017 г., выданной ООО "Банк "СКИБ". В остальном тексте, указанном в разделе 9.2. протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе для закупки N 0330100010517000010 от 24.03.2017 г. в отношении участника закупки N 3 (ООО "Кадастровый центр") обстоятельства изложены верно и решение комиссии не изменилось.
На заседание Комиссии Заказчиком представлена банковская гарантия Заявителя N 428561 от 15.03.2017, выданная ООО "Банк "СКИБ", в пункте 6 которой, установлено условие об обязательном указании в требовании платежа по гарантии "конкретных нарушений принципалом обязательств, в обеспечение которых выдана гарантия".
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены требования к банковской гарантии.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 45 банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 02.04.2015) "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий") утвержден Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии и форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В соответствии с п. 19.8 раздела 19 "Размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия)" конкурсной документации в случае, если обеспечение заявки на участие в определении исполнителя предоставляется участником конкурса в виде безотзывной банковской гарантии, банковская гарантия должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и настоящей документации.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать следующие условия и положения:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" случаях;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок;
6) установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;
- дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, установлены постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
7) условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 374 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) требование бенефициара об уплате денежной суммы по независимой гарантии должно быть представлено в письменной форме гаранту с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать обстоятельства, наступление которых влечет выплату по независимой гарантии.
В соответствии с ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, на основании вышеуказанной нормы и ч. 1 ст. 374 ГК РФ, только при возникновении двух обстоятельств, Заказчик вправе потребовать выплату денежных сумм по банковской гарантии, при этом указать какие-либо дополнительные конкретные нарушения не представляется возможным, так как они не предусмотрены ст. 44 и 45 Закона о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о закупках провела внеплановую проверку, нарушения не выявлены.
Комиссия на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кадастровый центр" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
Н.В.Мерзлякова
Ю.Р. Васянович |
Е.Д. Преснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 12 апреля 2017 г. N 04-11/93-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2017