Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 17 апреля 2017 г. N 72-03з/2017 Р Е Ш Е Н И Е
12.04.2017 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалобаООО "Прометей" на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России при проведении электронного аукциона N0373100068217000154, предметом которого является закупка продуктов питания.
ООО "Прометей" полагает, что заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации излишних, противоречащих и вводящих участников закупки в заблуждение требований к объекту закупки.
Заказчиком - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Прометей", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 29.03.2017 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0373100068217000154 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является закупка продуктов питания (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 72 099 506,00 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало -ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России.
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении электронного аукциона - 13.04.2017 09:00.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Прометей", в позициях "Технического задания" NN 14, 15, 16, 17 Заказчиком установлены требования к поставке товаров производства компании "Danone". Заказчик предусматривает, что возможен к поставке эквивалент, но, учитывая установленные Заказчиком показатели в "Требуемых параметрах" и "Требуемых значениях" по данным позициям, на российском рынке эквивалент отсутствует, под описание подходит только товары единственного производителя - компании "Danone".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Исходя из положений части 1, части 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ обязанность доказывания нарушенных прав и законных интересов возложена на Заявителя жалобы.
Доводы, изложенные в жалобе ООО "Прометей" не подтверждены, документов о соответствии пунктов NN 14, 15, 16, 17 Технического задания товарам единственного производителя - компании "Danone" на рассмотрение жалобы также не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы ООО "Прометей".
4. Согласно доводам жалобы ООО "Прометей", в нарушение ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ Заказчик сократил срок подачи заявок на участие в Аукционе. Извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе размещено в ЕИС 29.03.2017. Согласно извещению и документации об Аукционе дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе: 13.04.2017 09:00, т. е. в 9:00 часов на 15-ый день с даты размещения извещения в ЕИС.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно печатной версии Извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0373100068217000154, дата и время размещения извещения (по местному времени организации, осуществляющей размещение) 28.03.2017 16:18.
Заказчиком на рассмотрение жалобы представлена информация из личного кабинета ЕИС также подтверждающая, что вышеуказанное Извещение Заказчиком было отправлено на размещение в ЕИС 28.03.2017.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком был соблюден срок размещения Извещения, предусмотренный частью 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, довод жалобы признается необоснованным.
5. Согласно доводам жалобы ООО "Прометей", в инструкции по заполнению первой части заявки имеются явные противоречия, которые вводят участников в заблуждение и не позволяют корректно заполнить заявку на участие в аукционе, а именно:
1) В инструкции по заполнению первой части заявки (далее - Инструкция) Заказчик устанавливает: "Недопустимо описание характеристик требуемых заказчику товаров (материалов) в виде неконкретных значений, в том числе диапазонов (интервалов), кроме случаев, предусмотренных настоящей Инструкцией".
Так, в Инструкции Заказчик устанавливает, когда участникам при заполнении заявки указывать диапазон, а когда конкретные значения показателей:
"В случае указания значений показателей при сопровождении словами "интервал _", "диапазон_", "в диапазоне..", "в пределах.." участнику закупки необходимо указать именно интервал (диапазон) значений, а также допустимые пределы, с учетом требований к таким значениями".
"В случаях, когда указание значений показателей сопровождается словами "в интервале", "интервал", "в диапазоне", "диапазон", "в пределах" участник закупки должен указать одно конкретное значение показателя, соответствующее установленному заказчиком интервалу, диапазону значений".
Однако, чем отличаются слова "интервал _" и "интервал", "диапазон_" и "диапазон", "в диапазоне.." и "в диапазоне","в пределах.." и "в пределах" из Инструкции понять невозможно. Заказчик не приводит примеров и никак не поясняет применение данных терминов.
Таким образом, из установленной в документации Инструкции невозможно сделать однозначный вывод какие показатели поставляемых товаров необходимо указать в заявке на участие в виде конкретных параметров, а какие в виде диапазона.
2) Из Инструкции следует: "Если значения показателей описываются с использованием слов "приблизительно", "примерно", "около", "ориентировочно" то диапазон значений требуемого показателя может варьироваться в интервале 13% от указанного заказчиком значения, при этом указанные слова не должны присутствовать в заявке участника закупки в предлагаемых показателях (характеристиках) товара".
Однако Заказчик не раскрывает, нужно ли в данном случае в заявке при указании требуемого показателя указать, что значение показателя варьируется в интервале "+13%" или просто указать конкретный показатель, либо указать диапазон с учетом интервала "+13%". Из документации это понять невозможно.
3) Заказчик в Инструкции указывает: "Предложение участника (сведения о предлагаемом товаре (материале)) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений,_", однако что означают термины "двойные предложения" и "неоднозначные предложения" Заказчик не разъясняет.
4) И совсем не понятен смысл последнего предложения Инструкции Заказчика: "Показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные характеристики каждого товара (материала), в столбцах "Требуемый параметр" и "Требуемое значение" следует считать как одно целое требование параметра с установленными требованиями, в связи с тем, что при различном выборе разрыва фразы (разделение требования одного показателя на два столбца, суть данного требования может быть кардинально изменена, а именно значения "не менее", "не более", "менее", "более")".
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В своих письменных пояснениях, а также на рассмотрении жалобы по существу представителем Заказчика не представлено аргументированных объяснений в части установления противоречивых требований в Инструкции по заполнении заявки. По всем доводам, указанным в жалобе Заказчик ссылается на то, что Заявитель жалобы не воспользовался своим правом на направление запроса о даче разъяснений положений документации. Вместе с тем, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено право участника на подачу запроса о разъяснении положений аукционной документации, в то время как на Заказчикавозложена обязанность установления надлежащей Инструкции по заполнению заявки, которая должна упростить и разъяснить участникам механизм заполнения первой части заявки, а не усложнить и запутать данный процесс.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно позиции, изложенной Федеральной антимонопольной службой России в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2017 N0373100068217000154-1, отклонение заявки N4 произошло вследствие введения участника в заблуждение ненадлежащей Инструкцией по заполнению заявки в части непредставления диапазонных значений показателей при употреблении в Техническом задании слов "интервал _", "диапазон_", "в диапазоне..", "в пределах..", в то время как инструкция предполагает также указание конкретных значений, что также свидетельствует об установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.
Доводы жалобы ООО "Прометей" в части установления противоречивых требований в Инструкции по заполнению заявки признаются обоснованными.
Таким образом, Заказчиком - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России при утверждении аукционной документации (извещение N0373100068217000154) допущены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
6. Согласно доводам жалобы ООО "Прометей", в разделе документации об Аукционе "Техническое задание" Заказчик описывает объект закупки (100 позиций товаров).
Однако в каждой из 100 позиций товаров "Технического задания" Заказчиком установлены излишние требования к товару, которые участник закупки на момент подачи своего предложения знать не может, такие как:
- требования к упаковке: указание конкретных показателей упаковки и вес товара в упаковке (данные требования установлены в каждой из 100 позиций товара);
- требования к составу товара: процент зольности, влажность макаронных изделий, массовая доля нитрита натрия в ветчине, остаточная активность кислой Афосфатазы в ветчине, содержание в продукции сорной примеси и прочее;
- требования к внешнему виду, размерам: размер плодов по наибольшему поперечному диаметру, поверхностные дефекты; форма плодов, цвет и вид на разрезе ветчины и прочее.
Согласно п. 3 Письма от 01.07.2016 N ИА/44536/16: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Учитывая, что на момент подачи предложения у участника закупки не может быть в наличии данного товара, поэтому характеристики конкретной тары, материал упаковки участник ни знать, ни предугадать не может; участнику также неизвестны качественные показатели товара (зольность, содержание сорной примеси, массовая доля нитрита натрия и пр.) - данные показатели не указываются ни на упаковке товара, ни в сопроводительной документации на товар. Единственный возможный способ узнать такие характеристики - это провести экспертизу товара, однако на момент подачи заявки провести экспертизу поставляемого товара не представляется возможным (в том числе в силу временных ограничений).
Заявитель жалобы указывает, что требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) упаковку, химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, носят необъективный характер.
Таким образом, все вышеназванные нарушения Заказчика вводят Заявителя и иных участников закупки, в заблуждение и не дают возможность участникам оформить и предоставить Заказчику конкретное (корректное) предложение в отношении поставляемого товара, что существенно ограничивает количество участников в Аукционе.
Заявитель жалобы также указывает на несоответствие ГОСТ следующих позиций ТЗ: в позиции 1 "Абрикосы свежие ГОСТ 32787-2014" "Технического задания" в требуемых значениях Заказчик указывает: "Калибровка плодов: может быть". В требуемых значениях при описании содержимого каждой упаковочной единицы Заказчик устанавливает: "Должно быть однородным и состоять из свежих абрикосов одного помологического и товарного сорта, качества, размера (в случае калибровки), степени зрелости. Абрикосы высшего сорта должны иметь одинаковую окраску. Укладывание плодов должно быть плотным, вровень с краями тары. Смесь помологических сортов свежих абрикосов в упаковочной единице, допускаться не должна".
Учитывая, что к поставке предлагаются абрикосы свежие не ниже первого сорта (т. е. первого и высшего сортов), а п. 5.4 ГОСТа 32787-2014 "Абрикосы свежие. Технические условия" установлено: "Калибровка обязательна для плодов абрикосов высшего и первого сортов", заявитель считает, что описание Заказчиком требуемого к поставке товара в части установления требований к калибровке плодов вводит участников закупки в заблуждение, что является нарушением ч. 1 п. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В разделе II Документации "Техническое задание" Заказчиком установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, номера ГОСТ, которым должны соответствовать продукты питания, а также соответствующие значения показателей, которые подлежат указанию участниками аукциона в первой части заявки. Техническое задание содержит наименование 100 товаров, в том числе Абрикосы свежие, Баклажаны свежие, Бананы свежие, Макаронные изделия группы А.
В соответствии с ГОСТ 32787-2014 (UNECESTANDARDFFV-02:2013) "Абрикосы свежие. Технические условия", раздел 4:
- 4.1 Свежие абрикосы подразделяют на две помологические группы: I и II.
- 4.2 Свежие абрикосы в зависимости от качества подразделяют на три товарных сорта: высший, первый и второй.
Далее, в указанном ГОСТ, разделе 5, содержатся химические, физические, органолептические показатели, которым должны соответствовать абрикосы того или иного сорта, той или иной помологической группы, причем, для каждого сорта и группы абрикосов показатели могут варьироваться в пределах, указанных данным ГОСТом и гарантируютсяпроизводителем.
Кроме того, согласно разделу 7 ГОСТ 32787-2014 свежие абрикосы принимают партиями. Под партией понимают любое количество свежих абрикосов одного помологического и товарного сорта, упакованное в тару одного вида и типоразмера, поступившее в одном транспортном средстве и оформленное одним документом, удостоверяющим качество и безопасность продукта.
Согласно пункту 7.3 ГОСТ 32787-2014, маркировка свежих абрикосов в потребительской таре должна быть с указанием:
- наименования продукта;
- наименования и местонахождения изготовителя [юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адресов(а) производств(а)] и организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на территории государства (при наличии);
- товарного знака изготовителя (при наличии);
- массы нетто;
- помологического сорта (для высшего и первого сортов);
- товарного сорта;
- размера по наибольшему поперечному диаметру (в случае калибровки);
- даты сбора и даты упаковывания;
- срока годности;
- условий хранения;
- обозначения настоящего стандарта;
- информации о подтверждении соответствия.
В соответствии с пунктом 5.1 того же ГОСТ, свежие абрикосы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и быть подготовлены и расфасованы в потребительскую тару по технологической инструкции с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами государства, принявшего стандарт.
Таким образом, информация, которую участник закупки должен указать в первой части заявки может содержаться только в сопроводительных документах на товар (документах, удостоверяющих качество и безопасность продукта), и участник закупки на момент подачи заявки не может предоставить достоверных сведений о данных показателях.
Аналогичные требования содержатся по всем пунктам Технического задания.
Также недопустимо устанавливать в документации требования, не соответствующие ГОСТ, так, согласно пункту 5.4 ГОСТ 32787-2014 Калибровка обязательна для плодов абрикосов высшего и первого сортов. Поскольку Техническое задание допускает поставку плодов только высшего и первого сорта, документация не должна допускать возможность указания участниками сведений, противоречащих ГОСТ (Например, "Калибровка плодов: может быть") - Письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа документации и требований ГОСТов, следует вывод о том, что заказчик предлагает участникам указать в заявке те показатели, которые становятся известными после изготовления (выращивания) и отгрузки определенной партии товара и на момент подачи заявки участник не может владеть информацией о конкретных показателях физических, химических, органолептических свойств продуктов питания, указанных в Техническом задании.
Установление в Техническом задании требования о поставке товара определенной марки, сорта, вида и т.д, Заказчиком в полной мере могут быть установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого материала, товара потребности Заказчика. Необходимость указания в заявке физических, химических, органолептических свойств является излишним требованием, так как подтверждение соответствия ГОСТ может быть представлено только в сопроводительных документах на товар с указанием конкретных характеристик этих свойств, которые определяются заводом-изготовителем.
Таким образом, участник закупки может и не иметь указанный материал в наличии при заполнении заявки для участия в аукционе, вследствие чего, не может представить ни конкретных, ни диапазонных значений показателей по указанным в документации характеристикам, так как эти показатели определяются при производстве товара, а также по результатам испытаний.
Вышеуказанные требования заказчика о необходимости указания в составе первых частей заявок конкретных (или диапазонных) значений товаров либо их компонентов не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, так как данные конкретные значения (диапазоны) (при их наличии) становиться известными только после изготовления такого товара и отражаются (в случае необходимости) производителем в технической документации на товар. В свою очередь Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке.
Данные нарушения не позволяют заполнить заявку участникам аукциона, вследствие отсутствия у участника информации о большинстве показателей, указанных в Техническом задании. Кроме того, подобное описание объекта закупки приводит к созданию условий, ограничивающих количество участников аукциона, так как представить достоверные и сведения по показателям, установленным в ТЗ имеют возможность только участники, имеющие в наличии указанный товар с результатами испытаний по требуемым показателям.
Участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо. Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретные характеристики товаров, не закреплена действующим законодательством.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения требований к описанию участником закупки требований, которые уже определены ГОСТом и гарантируются только производителем товара, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не допускается установление требований к составу заявки, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание в документации о закупке объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки только при необходимости.
В описание объекта закупки не должны включаться требованияк товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объектазакупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, установив в документации соответствие требуемых материалов ГОСТам, указав требуемую марку материала, вид сорт, группу и т.д., у Заказчика отсутствует необходимость "переписывания" в Техническое задание требований, предъявляемых к производству таких товаров или химическому составу без необходимости. Техническое задание, имеющееся в данном аукционе, значительно увеличивает объем заполнения заявки, вводит участников в заблуждение, не позволяет определить потребность Заказчика, возможность надлежащего и достоверного заполнения заявки имеется только у участника, имеющего в наличии требуемый материал, с результатами проведенных испытаний.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, во взаимосвязи части 2 с частью 1 статьи 33 ФЗ-44, описание объекта закупки должно быть объективным, содержать только необходимые Заказчику требования и только те показатели, которые позволяют определить соответствие товара потребности заказчика именно в таком товаре. Например, указание на конкретные марки, виды товара, если в соответствии с ГОСТ производятся несколько видов товара с разными показателями (при этом для каждой марки эти показатели уже определены ГОСТом, в связи с чем указание их в Техническом задании не требуется).
По смыслу статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Основным правилом описания объекта закупки является то, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Позиция Калужского УФАС России согласуется с Письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в котором указано:
"При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Указанная позиция также подтверждается судебной практикой: Постановлениями Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу А17-7739/2015, по делу А17-3213/2015, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делуА56-60604/2015, Решением Верховного Суда Российской Федерации по делу NАКПИ16-1287.
Следует также отметить, что, давая согласие на поставку товара, соответствующего ГОСТ, а также указывая в заявке конкретную марку, сорт товара, участник закупки несет ответственность за поставку и использование товара, характеристики которого должны будут соответствовать показателям, установленным в ГОСТ, что также подтверждает отсутствие необходимости указания излишних детализированных требований в Техническом задании. Доказательств обратного Заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено.
Следует также отметить, что согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 14.04.2017 N0373100068217000154-1, необъективное описание Заказчиком объекта закупки, а также излишние требование к составу первой части заявки, повлекло за собой отклонение первой части заявки N4, так как отклонение произошло по показателям, которые становятся известными после производства товара, а также из-за введения участника в заблуждение ненадлежащей Инструкцией по заполнению заявки.
Таким образом, Заказчиком - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России при утверждении аукционной документации (извещение N0373100068217000154) допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в связи с допущенными существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Комиссия приходит к выводу о необходимости внесения изменений в документацию аукциона, путем приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, исключения требований, влекущих ограничение количества участников аукциона, включения объективных требований к товарам, соответствующих потребности Заказчика, исправлении противоречий в Инструкции по заполнению заявки.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Прометей" частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России при утверждении документации аукциона в электронной форме N0373100068217000154, предметом которого является закупка продуктов питания, нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России предписание о внесении изменений в документацию аукциона в электронной форме N0373100068217000154, предметом которого является закупка продуктов питания.
4. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить заказчику возможность внесения изменений в документацию аукциона в электронной форме N0373100068217000154, предметом которого является закупка продуктов питания.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений законодательства в сфере закупок
г.Калуга "20" апреля 2017 года
на основании решения от "20" апреля 2017 года по результатам рассмотрения дела N72-03з/2017 по жалобе ООО "Прометей" на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России при проведении электронного аукциона N0373100068217000154, предметом которого является закупка продуктов питания и проведения внеплановой проверки по вышеуказанному аукциону предписывает:
1. Заказчику - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России отменить Протоколы, составленные в ходе проведения аукциона (при наличии).
2. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ":
- отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, протокол проведения Аукциона (при наличии);
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от "20" апреля 2017 года по результатам рассмотрения дела N72-03з/2017 по жалобе ООО "Прометей" и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок.
6. Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Калужского УФАС России (г.Калуга, пл. Старый Торг, д.5) в срок до "28" апреля 2017 г. с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с частью 25 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае поступления информации о неисполнении выданного предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет административную ответственность на основании части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 17 апреля 2017 г. N 72-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017