Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 апреля 2017 г. N 708/04 ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии |
Коренченко К.А. |
Члены Комиссии |
Хребтиков Р.Р. Пахальян А.И., |
рассмотрев дело N 708/04 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Горелик О.Г.), в присутствии Заявителя, в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
06.04.2017 г. (вх. N 4979) в Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0358300337217000007 "Поставка компьютерной техники для нужд отдела социальной защиты населения Администрации Константиновского района" (далее - аукцион).
Заявитель указывает на следующее:
1. При внесении изменений в документацию об аукционе, Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.
2. Заказчиком описан несуществующий товар.
3. Аукционная документация содержит указание на товарные знаки.
4. Заказчиком установлено необоснованное требование о предоставлении технического паспорта в электронном виде.
5. Проект контракта содержит неправомерные требования к поставщику.
Представитель Заказчика против доводов жалобы возражал, просил признать ее необоснованной, представил возражения, согласно которым Заказчик считает, что нарушений Закона допущено не было.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, а также по итогам проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона, п. 3.31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ростовского УФАС России установила.
27.03.2017 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении аукциона и документация об электронном аукционе, утвержденная Заказчиком.
29.03.2017 г., 30.09.2017 г. в извещение и документацию о закупке вносились изменения.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.04.2017 N0358300337217000007-1 на участие в электронном аукционе подано 5 заявок. Комиссией Заказчика принято решение об отказе в допуске участникам закупки NN 1, 5.
1. В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии установлено, что Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 30.03.2017 размещено на официальном сайте 30.03.2017.
При этом дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.04.2017.
Согласно ст. 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следующим днем после даты размещения изменений является 31.03.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 821 100,00 руб.
Седьмой день после размещения изменений - 06.04.2017, а значит, во исполнение указанной нормы Закона срок подачи заявок на участие в аукционе должен был быть прекращен не ранее чем 07.04.2017.
Ввиду изложенного, Заказчиком был сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе, чем нарушена ч. 6 ст. 65 Закона.
Жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком описан не имеющийся в продаже товар, требования Заказчика о наличии электромагнитного замка нарушают нормы ст. 1 и ч. 3 ст. 33 Закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона содержится требование о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
Представитель Заказчика пояснил, что описание технического задания сформировано в соответствии с потребностями Заказчика исходя из специфики его деятельности.
Заявленная продукция не является уникальной, обращается на функционирующем рынке, поставляется различными компаниями на территории Российской Федерации, что может быть подтверждено сведениями из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов.
Описание объекта закупки - это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать объект закупки. Описание должно быть объективным (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона).
Объект закупки описывается с учетом правил, установленных ст. 33 Закона.
По смыслу ст. 33 Закона, заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки - на аукцион было подано 5 заявок.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Положениями ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Пунктом 17 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" определено, что признаки ограничения конкуренции - это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных положений можно сделать вывод о том, что документация об аукционе должна содержать требования, позволяющие определить соответствие поставляемого товара потребностям заказчика.
Предметом аукциона является поставка компьютерной техники, а не ее производство. Объектом закупки выступает товар, для купли-продажи которого не требуется специального разрешительного документа.
Кроме того, документация содержит требования к товару, которые не создали одним участникам аукциона преимущество перед другими, не являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников. Данный факт подтверждается наличием 5 заявок.
Заказчик указывает, что в настоящее время в свободном обращении находятся несколько моделей корпусов, замков, удовлетворяющих заявленным требованиям: корпус Antec Twelve Hundred, датчик вскрытия корпуса с соленоидным замком HP Solenoid Lock and Hood (TWR) Sensor E0X96AA, корпус PowerCool S1007EBK-2585 USB 2.0.
Что касается требования о наличии твердотельных конденсаторов в цепи питания материнской платы, то Заказчик поясняет, что данное требование основано на функциональных (потребительских) свойствах закупаемого оборудования. Твердотельные (полимерные) конденсаторы обладают преимуществом в том, что по качеству и сроку службы они работают намного дольше, более устойчивы к перепадам и скачкам напряжения.
Более того, Заказчик не требует, чтобы все конденсаторы, установленные на плате были полимерными, а только те, которые используются в цепи питания платы, остальные могут быть и электролитовые.
Заявителем не представлено доказательств невозможности поставки товара с указанными Заказчиком требованиями.
Комиссия Ростовского УФАС России считает требования Заказчика законными, не ограничивающими круг участников закупки, и не нарушающими положения Закона.
В этой части довод Заявителя является необоснованным.
3. Заявитель указывает, что Заказчиком нарушены нормы ч. 1 ст. 33 Закона в части указания товарных знаков и фирменных наименований.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Указанные в описании сервера требования:
- Требуется поддержка процессорного разъёма типа LGA2011-3 или его аналога;
- Платформа должна поддерживать процессоры выполненные по технологиям архитектуры IntelHaswell EP или его аналогов;
- Должна быть поддержка процессоров с технологиями IntelHyper-Threading, IntelTurboBoost либо их аналогами.
Данное описание сопровождается словами "или их аналогов".
Из пояснений Заказчика следует, что при описании данного требования Заказчик не нашел более доступного способа описания характеристики объекта закупки. Указанные наименования являются общепринятыми, употребляемыми при описании технических характеристик процессоров.
Комиссия Ростовского УФАС России считает требования Заказчика законными, не ограничивающими круг участников закупки, и не нарушающими положения Закона.
Довод Заявителя в данной части является необоснованным.
4. Аукционной документацией установлено требование к наличию у поставляемого оборудования электронного технического паспорта.
При этом, согласно п.4.8 ГОСТа 2.601-2013 ЕСКД эксплуатационный документ (документы) могут быть выполнены как бумажные и/или как электронные КД.
Из данного ГОСТа следует, что технический паспорт может быть выполнен в электронном виде.
Заявителем не представлено доказательств невозможности поставки товара предусмотренного аукционной документацией.
Указанный довод жалобы является необоснованным.
5. Комиссией Ростовского УФАС России не установлено неправомерных требований к поставщику со стороны Заказчика в проекте контракта.
Довод Заявителя в данной части также является необоснованным.
6. При проведении внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Ряд пунктов Спецификации объекта закупки содержит излишнюю детализацию параметров, не влияющих на реализацию потребности Заказчика в целом, так например:
п. 4) Сервер - Процессор: Литография процессора должна быть выполнена по не более чем 14 нм технологии. Объём поддерживаемой памяти процессором должен быть не менее 1.54 GB. Оперативная память: Должно быть установлено не менее четырех модулей оперативной памяти. Объём каждого модуля должен быть не менее 8 Гб.
Свобода заказчика в выборе показателей и характеристик в отношении объекта закупки не должна противоречить общим принципам законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в частности принципу объективного описания объекта закупки.
Излишняя детализация параметров, не влияющих на реализацию потребности заказчика в целом, недопустима, поскольку приводит к совершению формальных ошибок со стороны участников закупки при формировании заявок на участие в торгах.
В свою очередь, указанные обстоятельства привели к отклонению 2 заявок комиссией заказчика при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке.
Таким образом, нарушение Заказчиком принципа объективного описания объекта закупки оказывает существенное влияние на результаты проводимых торгов, поскольку препятствует возможности участника закупки правильно оформить содержание первой части своей заявки.
На основании изложенного, в действиях Заказчика при описании объекта закупки содержится нарушение ч.1 ст.64 Закона.
На основании изложенного, Комиссия Ростовского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кульчицкого С.Ю. частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 65, ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов; о внесении изменений в аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона и учетом настоящего решения; продлении срока подачи заявок на участие в аукционе в соответствии со ст. 65 Закона; осуществлении дальнейшего проведения процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями Закона.
4. Оператору электронной торговой площадки обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии |
Р.Р. Хребтиков
А.И. Пахальян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 апреля 2017 г. N 708/04
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017