Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 апреля 2017 г. N 44-1388/17 СПб ГБУК "БКЗ "Октябрьский"
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУК "БКЗ "Октябрьский" (далее - Заказчик):
ООО "Спика-Строй" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 8600-ЭП/17 от 11.04.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в помещении лазерной и установке дверных блоков в СПб ГБУК "БКЗ "Октябрьский" по адресу: 191036, Санкт-Петербург, Лиговский пр. д. 6 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 03.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200119017000049. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 553 428,63 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.04.2017 N0372200119017000049-4 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 9) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. Согласно п. 3.1.3 раздела 3 части I и части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, сведения о конкретных показателях товаров (материалов), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N4 к Техническому заданию). В Приложении N 4 к Техническому заданию аукционной документации по позиции 1 "Бетон" установлены, в том числе, следующие требования: "Соответствие НТД ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 22266-2013". В заявке участник закупки предоставил по позиции "Бетон", в том числе, следующие сведения: "Соответствие НТД ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31108-2016". При этом, в Приложении N4 к Техническому заданию данный показатель отнесен Заказчиком к виду "Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться". Таким образом, изменив по позиции "Бетон" значение показателя "Соответствие НТД", являющегося неизменным, участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе.".
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 4 к Техническому заданию документации о закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно п. 1 "Бетон" Приложения N 4 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Вяжущее бетона: Крупный заполнитель бетона. Мелкий заполнитель бетона. Содержание фракции от 5(3) до 10 мм в крупном заполнителе бетона. Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений: портландцемент без минеральных добавок или сульфатостойкий портландцемент без минеральных добавок или портландцемент с минеральными добавками или сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками. Щебень из доломитовых горных пород или щебень из гравия или щебень из отсевов дробления доломитовых горных пород или щебень из отсевов дробления гравия. Песок из отсевов дробления доломитовых горных пород или песок из отсевов дробления гравия или природный песок или песок из отсевов дробления гранитных горных пород", а также Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31108-2003, ГОСТ 22266-2013 (Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Части II (подпункт 3.1.3. части I) документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "В случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который распространяется на товар в соответствии с конкретными значениями показателей которого данный товар выбран участником для представления в составе первой части заявки на участие в аукционе. В первой части заявки участник должен указать какому конкретно государственному стандарту или иной нормативно-технической документации соответствует поставляемый им товар.".
Согласно доводам жалобы Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе представлены конкретные значения показателей по п. 1 Приложения N 4 к Техническому заданию, которые соответствуют ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 31108-2016 "Цементы общестроительные. Технические условия".
Заявителем в первой части заявки представлены следующие значения показателя по п. 1 Приложения N 4 к Техническому заданию: портландцемент без минеральных добавок, щебень из доломитовых горных пород, природный песок.
Например, согласно разделу 1 "Область применения" ГОСТ 8267-93 настоящий стандарт распространяется на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см3, применяемые в качестве заполнителей для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.
Согласно разделу 1 "Область применения" ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия" настоящий стандарт распространяется на строительные нерудные материалы из отсевов дробления (далее - материалы из отсевов дробления), получаемые при производстве щебня из плотных скальных горных пород, гравия и валунов. Материалы из отсевов дробления применяют в соответствии с действующими нормативными или техническими документами в качестве заполнителей и наполнителей для бетонов, строительных растворов, сухих строительных смесей, для производства кровельных, керамических материалов, приготовления смесей при устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов. Материалы из отсевов дробления и отсевы дробления могут быть использованы в различных видах строительных работ, в том числе для рекультивации земель, планировочных работ и благоустройства территорий.
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе указан щебень в соответствии с ГОСТ 8267-93. Следовательно, ГОСТ 31424-2010 является взаимоисключающим государственным стандартом.
Таким образом, требование о соответствии товара по п. 1 Приложения N 4 к Техническому заданию государственным стандартам установлено в виде значений показателя, которые не подлежат изменению. При этом согласно инструкции в случае установления требования о соответствии товара взаимоисключающим государственным стандартам, участник закупки указывает государственный стандарт, которому соответствует товар.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при наличии противоречивых положений документации о закупке участник закупки вправе указать в первой части заявки все государственные стандарты, установленные Заказчика в виде значений, которые не могут изменяться, либо указать только те государственные стандарты, которым соответствует товар. При наличии противоречивых положений документации о закупке у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, которая должна позволять участникам закупки:
1) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
3) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "В случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который распространяется на товар в соответствии с конкретными значениями показателей которого данный товар выбран участником для представления в составе первой части заявки на участие в аукционе. В первой части заявки участник должен указать какому конкретно государственному стандарту или иной нормативно-технической документации соответствует поставляемый им товар.".
Согласно п. 1 "Бетон" Приложения N 4 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Вяжущее бетона: Крупный заполнитель бетона. Мелкий заполнитель бетона. Содержание фракции от 5(3) до 10 мм в крупном заполнителе бетона. Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений: портландцемент без минеральных добавок или сульфатостойкий портландцемент без минеральных добавок или портландцемент с минеральными добавками или сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками. Щебень из доломитовых горных пород или щебень из гравия или щебень из отсевов дробления доломитовых горных пород или щебень из отсевов дробления гравия. Песок из отсевов дробления доломитовых горных пород или песок из отсевов дробления гравия или природный песок или песок из отсевов дробления гранитных горных пород", а также Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31108-2003, ГОСТ 22266-2013 (Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться).
Таким образом, положения инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе противоречат положениям Приложения N 4 к Техническому заданию.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки участник закупки указывает государственные стандарты, которым соответствует предлагаемый товар, вместе с тем, согласно Приложению N 4 к Техническому заданию участник закупки указывает все государственные стандарты, в том числе которые не соответствуют предлагаемому участником закупки товару.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке положений инструкции по заполнению первой части заявки и требований к конкретным показателям товаров, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения является существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спика-Строй" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии и должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
СПб ГБУК "БКЗ "Октябрьский" Лиговский пр., д. 6, Санкт-Петербург, 191036
ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" ул. Большая Якиманка, д. 23, Москва, 119180
ООО "Спика-Строй" ул. Седова, д. 130, кв. 60, Санкт-Петербург, 192174 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1388/17
18.04.2017 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1388/17 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБУК "БКЗ "Октябрьский" - и его аукционной комиссии устранить нарушения ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0372200119017000049;
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N 0372200119017000049;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения N 0372200119017000049 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200119017000049 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 19.05.2017.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 апреля 2017 г. N 44-1388/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2017