Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 18 апреля 2017 г. N 44 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС по КЧР) в составе:
Председателя Комиссии - А.С. Уракчиева -руководитель управления;
Членов Комиссии: - К.А.Бабаева - заместителя руководителя управления;
- Г.П. Авраховой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок;
- Д.М.Керейтовой - главного специалиста-эксперта отдела;
- Р.Х. Туркменовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
- Ж.П. Немчиновой - специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
в присутствии представителей Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства" (далее - Заказчик) (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Советская, д. 67, ИНН 0917003595)Текеева М.Х. (по доверенности), КерезьР.В., (по доверенности), в присутствии представителей Управления Карачаево-Черкесской республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) (369000, КЧР, г. Черкесск, пл. Кирова, д. 17)Боташевой Л.С., Байчорова А.Х. ( по доверенности), в отсутствии представителя ООО "Перспектива"(далее - Заявитель) (443099 г.Самара, ул.Куйбышева 79, 64, ИНН 6317115266) надлежаще уведомлен, не явился, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на организацию выполнения строительно-монтажных работ по объекту: "Расширение и реконструкция системы водоснабжения очистных сооружений канализации г. Черкесск, Карачаево-Черкесская республика", номер извещения 0179200001917000001(далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупоктоваров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
12.04.2017 г. вУправление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведенииАукциона.
По мнению Заявителя, Заказчик при формировании документации об Аукционе допустил нарушения требований Закона о контрактной системе, а именно:
1. В техническом задании , в требованиях к материалу : "Плита перекрытия" указаны размеры , мм : 700х1160х150х150_. . Плита перекрытия должна соответствовать ГОСТ 8020 "Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия", ГОСТ 13015 "Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения". Считает, что установление требований к закупаемому товару без указания , какая из величин явяется длиной, шириной или высотой не соответствуют п.1.ч.1.ст. 33 Закона N 44-ФЗ и нарушают п.1.ч.1.ст. 64 Закона N 44-ФЗ.
2. По материалу "Битумы нефтяные дорожные марки: БНД 60/90 или БНД 90/130. Требуется соответствие ГОСТ 22245-90. Глубина проникновения иглы 0.1 мм при 25 С должна составлять 61-90 ( для БНД 60/90)_". Заказчиком установлены требования показателей к материалу, которые можно получить только путем проведения испытаний, что нарушает требования ст. 33 Закона N 44-ФЗ и противоречит письму ФАСРосии от 01.07. 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу , инструкции по заполнению заяки на участие в закупке".
3. Согласно ст. 42 Закона N 44-ФЗ в ней содержится перечень информации для обязательного включения в извещение. Частью 7 данной статьи указано , что извещение должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии ( если такой способ обеспечния заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Заказчик в извещении о проведении аукциона в разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнени заявки" указывает: "Обеспечение заявки", не указав порядок обеспечения заявки.
4. В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта . При этом в проекте контракта указано: "21.5 Денежные соредства возвращаются Подрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящму контракту в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика. Денежные средства возвращаются на счет, реквизиты которого указаны Подрядчиком в письменном требовании". Таким образом, не указав размер обеспечения исполнения контракта в проекте контракта , Заказчик допустил нарушение ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
5. Пунктом 6.2 проекта контракта Заказчиком предусмотрена выплата аванса в размере 30 % государственного контракта ,но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, в течение 30 банковских дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств на текущий год. Подрядчик обязан вернуть на расчетный счет Заказчика сумму перечисленного аванса, если он не приступил к освоению средств в течение одного календарного месяца с момента полувения аванса.
Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных ( муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательсв.
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ установлено , что лимиты бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году . Из положений статей 21, 112 Закона N 44-ФЗ следует, что планы графики утверждаются на календарный ( финансовый ) год. Из совокупности указанных норм следует, что закупка осуществляется в том году , на который доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Статьей 190 ГК РФ установлено, что сроки могут исчисляться годами , месяцами, неделями, днями, часами, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
При этом поступление денежных средств из бюджета не является указанием срока в годах, месяцах, неделях, днях, часах, а также не является событием , которое неизбежно должно наступить , следовательно, включение в контракт условия об осуществлении Заказчиком платежей Подрядчику с момента доведения лимитов бюджетных обязательств на текущий год не подлежит признанию надлежащим исполнением Заказчиком обязанности, установленной ч. 13 ст.34 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и в возражении на жалобу обосновал свою позицию.
Комиссия УФАС по КЧР изучив материалы дела, выслушав представителей сторон ,установила следующее.
28.03.2017 г. в 17:15 ч. Уполномоченным органом в ЕИС было размещено извещение с изменениями о проведении Аукциона N 0179200001917000001 на право заключения государственного контракта на организацию выполнения строительно-монтажных работ по объекту: "Расширение и реконструкция системы водоснабжения очистных сооружений канализации г. Черкесск, Карачаево-Черкесская республика", начальная (максимальная) цена контракта - 374 890 729,00 (триста семьдесят четыре миллиона восемьсот девяносто тысяч семьсот двадцать девять) рублей 00 копеек.
Аукционная документация утверждена первым заместителем директора Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства"Филиппенко Е.Е.
Ответственное должностное лицо Уполномоченного органа - Эртуев К.Б.
1.Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 ЗаконаN 44-ФЗ, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии пояснил что в техническом задании аукционной документации по материалу "Плиты перекрытия", в соответствии с требованием ст. 33 и ст. 64 Закона N 44-ФЗ, ГОСТа 8020-90 "Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия",( далее ГОСТ 8020-90) , ( таблица 2) установлены следующие требования к размерам применяемых плит перекрытия: 700х1160х150х150. Указанные размеры являются конкретными и полностью соответствуют ГОСТу, в котором нет прямого указания на то, что является длиной, шириной и т.д. При этом,на схематическом рисунке ГОСТа 8020-90 ясно видно к чему относятся данные показатели.
При возникновении трудностей с определением размеров плит перекрытия участник мог воспользоваться правом , предоставленным ему ч.3 ст. 65 Закона N 44-ФЗ и обратиться за разъяснением неясных ему положений документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком при описании параметров материала "плиты перекрытия", описание произведено в соответствии с положениями действующего ГОСта 8020-90 и требование ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не нарушено.
2. По доводу жалобы относительно материала "Битумы нефтяные дорожные НД 60/90 или БНД 90/130" , Комиссией установлено, что в аукционной документации в редакции от 28.02.2017 г. Заказчиком устранены избыточные требования, что подтверждается размещенным на официальном сайте ЕИС техническим заданием. Данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3.Согласно ст. 42 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ согласно п.7 ст. 42. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться , если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ в том числе информация о размере и порядоке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Заказчиком в графе извещения "Порядок предоставления обеспечения исполнения заявки" указано: "Обеспечение заявки".
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что извещение о проведении аукциона публиковалось в начале текущего года, 13.02.2017 г. , когда сайт ЕИС работал нестабильно по всей стране. При формировании извещения графа "обеспечение заявки" была неактивна в связи с чем внесение информации предусмотртенной п.7 ст. 42 Закона N 44-ФЗ не представляется возможным. В таком виде данная графа извещения заполнялась всеми Заказчиками , которые размещали извещения о закупках в данный период.
Таким образом, Комиссия управления принимает довод Заказчика и не усматривает нарушения п.7 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в связи с невозможностью внесения информации.
4. Следующим доводом жалобы Заявителя указано , что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном в аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта .
Согласно п.21.1 проекта контракта "Подрядчик предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере 30 % от начальной (максимальной) цены контракта: 112 467 218 ,70 рублей в форме (безотзывная банковская гарантия , выданная банком, включенным в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков , отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения и соответствующая требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ, или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет , на котором в соотвествии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику)". Таким образом, Заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта .
Данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. По последнему доводу жалобы . В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно Разделу 6 проекта контракта аукционной документации "Оплата выполненных Подрядчиком работосуществляется безналичным расчетом путем перечисления Заказчиком денежных средств после подписания актов о приемке выполненных работ и получения от Подрядчика надлежащим образом оформленного счета (счета-фактуры) и иной необходимой документации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.20111 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Оплата работ, выполненных в текущем году осуществляетсяне позднее 29 декабрятекущего года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика главным распорядителем бюджетных средств.
Заказчик предусматривает выплату аванса в размере 30 % государственного контракта , но не более бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, в течение 30 банковских дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств на текщий год. Подрядчик обязан вернуть на расчетный счет государственного заказчика сумму перечисленного аванса, если он не приступил к освоению средств в течение одного календарного месяца с момента получения аванса".
Таким образом, Заказчиком установлен точный срок , в течение которого будет исполнена обязанность по оплате выполненных работ.
Кроме того, срок доведения лимитов бюджетных обязательств не зависит от Заказчика и в соответствии с п.6 ч.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Кроме того,пунктами 3.1 и 4.2 проекта контракта Заказчиком установленыобъем работ, подлежащий выполнению в 2017 году не более - 266 431 000 рублей, из чего рассчитывается 30 процентный размер аванса.
Таким образом, оценивая все вышеизложенное в совокупности, Комисся приходит к выводу о том, что Заказчиком при описании срока оплаты работ не нарушена норма ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Перспектива" необоснованной.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены Комиссии К.А. Бабаев
Г.П. Аврахова
Д.М.Керейтова
Р.Х. Туркменова
Ж.П.Немчинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 18 апреля 2017 г. N 44
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2017