Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 апреля 2017 г. N РЗ-529-2017 Заказчик:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
ведущего специалиста- эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
В присутствии представителей:
от заказчика- ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища"- Марценюк И.В. (доверенность N 11-3/250 от 12.04.2017 г.),
от ООО "Спецавтострой"- Курзакова Я.М. (доверенность от 10.03.2017г.0,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Спецавтострой" на действия ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища", по факту проведения аукциона в электронной форме N 0321100003217000005 - на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы ФГБУ "УЭКГ и ЧВ".
По мнению заявителя жалобы, заказчик при проведении аукциона в электронной форме допустил нарушение требований Закона N44-ФЗ.
Представители заказчика представили письменные объяснения пояснили следующее:
Документация электронного аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель жалобы указывает, что в составе аукционной документации на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы ФГБУ "УЭКГ и ЧВ" отсутствует проектная документация, данный довод является обоснованным поскольку:
Согласно п. 1.5. проекта контракта аукционной документации Работы выполняются в соответствии с требованиями экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, в условиях непрерывной работы учреждения без остановки рабочего процесса.
Согласно п. 1 ст. 37 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 37 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Таким образом, проведение противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы должно осуществляться на основании проекта, отвечающим требованиям в области охраны окружающей среды.
Представитель заказчика пояснил, что в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 17 мая 2016 г. N 190 Об утверждении "Правил предоставления из Федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя" при проведении противопаводковых мероприятий проектная документация не требуется. При этом, доказательств о том, что проектная документация на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы ФГБУ "УЭКГ и ЧВ" в соответствии с нормами и требованиям Закона N 44- ФЗ Заказчиком- ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища" не представлено.
В силу статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3).
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия (часть 6).
Таким образом, проектная документация, определяющая в соответствии с условиями заказчика основные требования к качеству, результатам работ является неотъемлемой частью аукционной документации.
При проведении внеплановой проверки в действиях государственного заказчика- ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища" установлены следующие нарушения Закона о закупках, допущенные при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100003217000005 - на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы ФГБУ "УЭКГ и ЧВ":
1) В техническом задании установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить, в том числе, сведения после проведения испытаний, о химических свойствах товара, например: По позиции "Камень булыжный- предельное содержание глины в комках в булыжном камне не должно превышать 2%", по позиции "щебень- содержание пылевидных и глинистых частиц в зависимости от вида породы должно быть не более 2%. Содержание глины в комках не должно быть более 0,25 %", по позиции "Смесь песчано- гравийная- содержание пылевидных и глинистых частиц в природной песчано- гравийной смеси не должно превышать 5%", по позиции "Песок- содержание пылевидных и глинистых частиц, % процентах по массе, не более 0,5".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации,не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
2) В соответствии с пунктом 7 и пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- п. 7 отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ);
- п. 7.1 участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ)
В разделе 2 "Требования к участникам закупки" аукционной документации отсутствуют требования, предусмотренные пунктом 7 и 7. 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях муниципального заказчика - ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища", по факту проведения аукциона в электронной форме N 0321100003217000005 - на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы ФГБУ "УЭКГ и ЧВ" установлены нарушения требований пункта 7 и 7. 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецавтострой" на действия ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища", по факту проведения аукциона в электронной форме N 0321100003217000005 - на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы ФГБУ "УЭКГ и ЧВ" - обоснованной;
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика- ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища", нарушившим требования пункта 7 и 7. 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища"- обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
И.Ю. Неботова
Заказчик:
ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища"
356824, Ставропольский край, Покойное с, ул. Кочубея, 34А.
Заявитель:
ООО "Спецавтострой"
356245, г. Михайловск, ул. Вокзальная, д. 101, а/я 1.
ПРЕДПИСАНИЕ N 223
по делу N РЗ-529-2017 о нарушении законодательства о закупках
13.04.2017 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
На основании своего Решения от 13.04.2017 года по делу N РЗ-529-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Спецавтострой" на действия ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища", по факту проведения аукциона в электронной форме N 0321100003217000005 - на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы ФГБУ "УЭКГ и ЧВ", и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Государственному заказчику-ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища", устранить нарушения требований пункта 7 и 7. 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем:
1. Документацию об аукционе в электронной форме N 0321100003217000005 - на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы ФГБУ "УЭКГ и ЧВ"- привести в соответствие с требованиями пункта 7 и 7. 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ;
2. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N 0321100003217000005 - на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы ФГБУ "УЭКГ и ЧВ", путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
3. Протоколы, составленные при осуществлении закупки N 0321100003217000005 - на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы ФГБУ "УЭКГ и ЧВ"- отменить,
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23. ko@sberbank-ast.ru:
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок государственному заказчику- ФГБУ "Управление эксплуатации Кумский гидроузлов и Чограйского водохранилища".
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0321100003217000005 - на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на объектах входящих в состав мелиоративной системы ФГБУ "УЭКГ и ЧВ" .
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
И. Ю. Неботова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 апреля 2017 г. N РЗ-529-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017