Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 апреля 2017 г. N 20/2017 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) Инспекцией Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) в составе:
руководителя Инспекции:
проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика - администрации Александровского района Владимирской области (далее - администрация, заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автомобиля (N закупки 0328300017417000043).
Основанием для проведения проверки послужило обращение автономной некоммерческой организации Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл - Р" (далее - заявитель) (Вх.: от 30.03.2017 N 1802).
В результате внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
Из обращения заявителя следует, что в документации об электронном аукционе заказчик установил одни из следующих характеристик к автомобилю: год выпуска - не ранее 2017 года, объем двигателя - 1998 см.куб., мощность двигателя - 181 л.с., время разгона от 0 до 100 км/ч - не более 9 секунд. Стоимость приобретаемого автомобиля позволяет сделать вывод о том, что заказчик приобретает легковой автомобиль бизнес-класса в улучшенной комплектации, при этом администрация никак не мотивирует и не аргументирует необходимость приобретения данного автомобиля.
По мнению заявителя, данная закупка является неэффективным и нецелевым расходованием бюджетных средств. Действия заказчика противоречат принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также принципу эффективности осуществления закупок.
Тем самым, заявитель просит провести поверку закупки на предмет обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств.
Заказчик, ознакомившись с обращением, в своем мотивированном отзыве указал следующее.
Постановлением администрации Александровского района от 13.01.2017 N 48 "Об утверждении требований к закупаемым администрацией Александровского района, иными органами исполнительной власти района, подведомственными указанным органам казенными учреждениями района и бюджетными учреждениями района отдельным видам товаров, работ и услуг" установлены требования к потребительским свойствам, в том числе качеству, и иным характеристикам отдельных видов товаров, работ, услуг, в частности для высшей группы должностей категории "руководители" установлены предельный характеристики легковых автомобилей (мощность двигателя, лошадиная сила - не более 249, предельная цена не более 2, 5 миллион рублей).
Указанный нормативный акт принят с учетом мнения Общественного Совета при администрации района по рассмотрению проектов правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.
При принятии правового акта администрация руководствовалась статьей 19 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926 "Об утверждении общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)", Постановлением администрации Владимирской области от 12.02.2016 N 107 "Об утверждении Правил определения требований к закупаемым администрацией области, иными органами исполнительной власти области, подведомственными указанным органам казенными учреждениями области и бюджетными учреждениями области отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" и Постановлением администрации Александровского района Владимирской области от 23.12.2016 г. N 2330 "Об утверждении правил определения требований к закупаемым администрацией Александровского района, иными органами исполнительной власти района, подведомственными указанным органам казенными учреждениями района и бюджетными учреждениями района отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)".
Муниципальный долг Александровского района по кредитам коммерческих банков по состоянию на 01.01.2016 года составил 135 миллионов рублей.
В 2016 году администрацией Александровского района Владимирской области заключены муниципальные контракты на открытие невозобновляемых кредитных линий по предоставлению кредитных ресурсов в сумме 142 миллиона рублей со сроком на 3 года.
В рамках открытых кредитных линий привлечены кредитные ресурсы в сумме 82 миллиона рублей. При этом кредитные ресурсы в сумме 47 миллионов рублей привлечены по ставке 11,3 % годовых на погашение ранее привлеченных кредитных ресурсов по более высокой ставке 13,8 % годовых. Таким образом, экономия бюджетных средств на обслуживание долговых обязательств в год составит 1,2 миллиона рублей.
Муниципальный долг Александровского района по кредитам коммерческих банков на 01.01.2017 составил 82 миллиона рублей, то есть муниципальный долг за 2016 год уменьшен на 53 миллиона рублей.
За 1 квартал 2017 года погашены кредиты коммерческих банков в сумме 22 миллиона рублей и муниципальный долг Александровского района по кредитам коммерческих банков на 01.04.2017 составил 60 миллионов рублей.
На основании изложенного заказчик считает, что действия администрации по осуществлению данной закупки не входят в противоречие статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Принципы контрактной системы закупок, установленные статье 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком также не нарушены.
Инспекция, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования закупок.
Согласно части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования закупок, обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, Инспекция Владимирского УФАС России не наделена полномочиями по данному контролю.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам законодательства о контрактной системе в сфере закупок, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Заявитель утверждает, что заказчик не мотивирует и не аргументирует необходимость приобретения автомобиля с характеристиками указанными в аукционной документации.
Однако статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, именуемая как "Правила описания объекта закупки" и статьей 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в которой установлены требования к содержанию аукционной документации, не обязывают заказчика информировать для каких именно целей осуществляется закупка.
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что описание объекта закупки - это фиксация качественных и количественных характеристик, позволяющая идентифицировать объект закупки.
Таким образом, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, чтобы в документации заказчики мотивировали необходимость осуществления закупки.
Инспекция не установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание обстоятельство, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе было подано шесть заявок от участников закупки, которые были признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Таким образом, Инспекция не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
По результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок Инспекция
РЕШИЛА:
В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на право заключения контракта на поставку автомобиля (N закупки 0328300017417000043) в действиях заказчика нарушения не установлены.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
К настоящему решению прилагаются документы, относящиеся к осуществлению проверяемой закупки, в том числе представленные уполномоченным органом. Решение изготовлено в двух экземплярах, один из которых без приложения направляется заказчику, второй экземпляр остается в материалах проверочного мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 апреля 2017 г. N 20/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2017