Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 17 апреля 2017 г. Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
Резолютивная часть решения оглашена 17.04.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Калининградский проектный институт" (г.Калининград) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома на 55 квартир (извещение N 0328300129417000050) в присутствии представителя заказчика - управления строительства и архитектуры администрации г.Коврова Владимирской области (доверенность от 14.04.2017 N 01-44/663), уполномоченного органа - отдела муниципального заказа администрации г.Коврова Владимирской области (доверенность от 15.02.2017 года N 20-01-02/29).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 302-04/2017 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Калининградский проектный институт" (далее - заявитель) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома на 55 квартир (извещение N 0328300129417000050).
Участник закупки ООО "Калининградский проектный институт", пользуясь своим правом, определенным частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, которая гласит, "что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе".
23.03.2017 запрос о разъяснении положений конкурсной документации по адресу электронной почты уполномоченного на проведения конкурса органа, указанному в информационной карте конкурсной документации - kovrov-munzakaz@yandex.ru. Однако ответа от уполномоченного органа не последовало.
31.03.2017 участником закупки был направлен новый запрос по адресу электронной почты заказчика, указанному в информационной карте конкурсной документации architecture@kovrov-gorod.ru. На данный запрос разъяснений Заказчик направил ответ N 17-34/903 от 06.04.2017, в котором отказался отвечать на запрос, сославшись на то, что запрос не является подписанным собственноручной подписью, а также равнозначным ему электронным запросом, подписанным квалифицированной электронной подписью.
По мнению заявителя, заказчик и уполномоченный орган нарушил положения части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которой "в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть".
Участник закупки направил на указанные в Информационной карте конкурсной документации электронные адреса заказчика и уполномоченного органа вышеуказанные запросы своевременно, подписав их собственноручно и заверив печатью организации. Тем самым, исполнив свое право и норму законодательства, определенную в части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Обязанности подписания запроса квалифицированной электронной подписью в законе нет. Срок направления указанных запросов ни заказчик, ни уполномоченный орган не оспаривают.
В свою очередь, заказчик, уполномоченный орган, не исполнили свою обязанность, предусмотренной частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, тем самым создали условия ограничивающие конкуренцию для потенциальных участников открытого конкурса, так как отсутствие разъяснений не позволило заявителю принять участие в данном открытом конкурсе.
В силу изложенного, на основании Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан", подпункта "г" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189, пункта 5.3.1.12 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, заявитель просит отменить результаты указанного открытого конкурса, обязать заказчика дать официальный ответ на запроса разъяснений поступившего от ООО "Калининградский проектный институт" от 31.03.2017 N 01/31/03/17, проверить действия заказчика на предмет соответствия нарушениям порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанным в пункте 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В обоснование правомерности действий уполномоченного органа представитель уполномоченного органа заявил следующее.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Законодатель дает право участнику направить документ в письменной форме, а заказчика обязывает направить разъяснения "в письменной форме или в форме электронного документа". Для законодателя "документ в письменной форме" отличается "от документа в электронной форме".
В соответствии с ГОСТ Р 7.0.8-2013:
27. письменный документ: документ, информация которого зафиксирована знаками письменности.
28. электронный документ: документ, информация которого представлена в электронной форме.
8. официальный документ: документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке.
В соответствии с частью 2.1 Инструкции по ведению делопроизводства в администрации г.Коврова Владимирской области, утвержденной распоряжением администрации г.Коврова от 22.12.2010 N 256 "документ - официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке_".
В соответствии с частью 4.4.1 документы передаются на рассмотрение должностным лицам только после регистрации. В соответствии с частью 4.2.9 документы, поступившие в администрацию города по электронной почте, обрабатываются аналогично документам, поступившим на бумажных носителях.
Рассмотрению должностным лицом подлежит оформленный в установленном порядке зарегистрированный в делопроизводстве документ, подписанный собственноручной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответствующего лица.
В силу статьи 6 Федерального закона N 63-ФЗ информация в электронной подписанная электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
28.03.2017 на электронный адрес отдела муниципального заказа kovrov-munzakaz@yandex.ru от "Евгения Волкова" поступила информация в электронной форме с пометкой "Запрос разъяснений по конкурсу (изв. N 0328300129417000050)".
Данная информация не была подписана электронной подписью, а следовательно, в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ не могла быть признана документом (электронным документом), равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и не могла применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация, не являющаяся документом (официальным документом) в соответствии с Инструкцией по делопроизводству не подлежала регистрации в делопроизводстве, а следовательно, не подлежала рассмотрению должностными лицами.
Кроме того, в соответствии с требованиями части 1 статьи 46 Закона о контрактной системе в сфере закупок проведение переговоров заказчиком, членами комиссией по осуществлению закупок с участником закупки_ не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Любой обмен информацией относительно размещенного конкурса, выходящий за рамки законодательства Российской Федерации, а именно, приведенных выше норм, может быть признан проведением переговоров комиссией по осуществлению закупок с участником закупки.
Необходимо учесть, что после проведения организационно-штатных мероприятий 27.03.2017 в уполномоченном органе - отделе муниципального заказа сокращена должность единственного специалиста, не входящего в состав комиссии. Членам комиссии, в том числе специалисту, занимающемуся делопроизводством, запрещено до выявления победителя открывать любую поступившую информацию, касающуюся данной закупки, не подписанную электронной цифровой подписью. Информация в электронной форме, не подписанная электронной цифровой подписью с пометкой "Запрос разъяснений по конкурсу (изв. N 0328300129417000050), поступившая от "Евгения Волкова" до поступления жалобы не была вскрыта, не зарегистрирована и не поступила на рассмотрение должностному лицу уполномоченного органа, следовательно, не было известно содержание информации и прикрепленного к ней вложения.
Как указывает заявитель, обязанность подписания запроса квалифицированной электронной подписью в Законе о контрактной системе в сфере закупок не установлена, но это не значит, что по умолчанию перестают работать нормы, установленные в иных законодательных и нормативно-правовых актах. В указанных выше НПА установлены требования, ограничивающие возможность работы с документами, не оформленными надлежащим образом (не подписанными электронными цифровыми подписями).
Раздел "Порядок представления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления" информационной карты конкурсной документации содержит следующую информацию: "В течение двух рабочих дней с даты поступления запроса разъяснений положений конкурсной документации заказчик обязан направить в письменной форме разъяснения положений конкурсной документации_", то есть полностью соответствует требованиям статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Указанные доводы уполномоченного органа подтверждаются также судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.12.2016 по делу N А17-2716/2016).
До окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с адрес электронной почты уполномоченного органа поступили запросы о разъяснении положений конкурсной документации от других лиц (22.03.2017 - от ООО "Проектдорпром", 23.03.2017 - от ООО Головное управляющее предприятие "Проектный институт "Мунпроект"). Указанные запросы были подписаны электронными цифровыми подписями, зарегистрированы уполномоченным органом, рассмотрены и в установленные сроки даны разъяснения. По результатам рассмотрения запросов от ООО "Проектдорпром" (г.Вологда) 27.03.2017 заказчиком было принято решение о внесении изменений в конкурсную документацию.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что уполномоченный орган нарушил требования Федерального закона от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Следовательно, о наличии или об отсутствии нарушения данного требования возможно будет говорить как минимум через 30 дней после отправки обращения.
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу ООО "Калининградский проектный институт" необоснованной в полном объеме.
Представитель заказчика согласился с доводами уполномоченного органа и пояснил следующее.
02.04.2017 на электронный адрес Управления строительства и архитектуры администрации г.Коврова от "Евгения Волкова" поступила информация в электронной форме с пометкой "Запрос разъяснений по конкурсу (изв.N 0328300129417000050)". В качестве вложения к информации была прикреплена копия документа (письма в адрес Управления строительства и архитектуры от 31.03.2017 N 01/31/17), созданная в электронной форме. Данная информация была идентифицирована делопроизводителем как копия обращения и зарегистрирована за N 790/17-34 от 04.04.2017.
Полученная информация не была подписана электронной подписью, приложенная к ней копия документа не была подписанная электронной подписью, не была заверена установленным порядком, обеспечивающим её юридическую значимость, а следовательно, в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ, не могли быть признаны документами (электронным документом, заверенной электронной копией документа), равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, и не могли применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация, не являющаяся документом (официальным документом электронным документом, заверенной электронной копией документа), так как была зарегистрирована в делопроизводстве, была рассмотрена должностным лицом. В подготовленном ответе были подробно сформулированы требования законодательства, на основании которых предоставление запрашиваемой информации не представлялось возможным.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Калининградский проектный институт" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что 28.03.2017 на электронный адрес отдела муниципального заказа kovrov-munzakaz@yandex.ru от "Евгения Волкова" поступила информация в электронной форме с пометкой "Запрос разъяснений по конкурсу (изв. N 0328300129417000050)". В качестве вложения к информации был прикреплен документ от 23.03.2017 исх. N 03/23/03/17 с наименованием "Запрос о разъяснении положений конкурсной документации". Отправитель - ООО "Калининградский проектный институт".
02.04.2017 на электронный адрес Управления строительства и архитектуры администрации г.Коврова architecture@kovrov-gorod.ru. от "Евгения Волкова" поступила информация в электронной форме с пометкой "Запрос разъяснений по конкурсу (изв.N 0328300129417000050)". В качестве вложения к информации была прикреплен документ от 31.03.2017 исх. N 01/31/03/17 с наименованием "Запрос на разъяснение положений конкурсной документации". Отправитель - ООО "Калининградский проектный институт".
Вместе с тем, вышеуказанные документы не были подписаны квалифицированной электронной цифровой подписью уполномоченного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В силу изложенного, Комиссия полагает, что направленные ООО "Калининградский проектный институт" по электронной почте в адрес заказчика, уполномоченного органа запросы не соответствуют требованиям части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", соответственно заказчик и уполномоченный орган правомерно отказались от дачи разъяснений по вышеуказанным запросам.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Калининградский проектный институт" (г.Калининград) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома на 55 квартир (извещение N 0328300129417000050) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 17 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017