Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 апреля 2017 г. РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Инвест-аудит" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии, МУП наружного освещения г.Перми "Горсвет" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному ежегодному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП НО г.Перми "Горсвет" за 2016 год. (извещение N 0556300009017000001),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0556300009017000001 Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг по обязательному ежегодному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП НО г.Перми "Горсвет" за 2016 год.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, дата и время окончания подачи заявок - 28.03.2017 г.
Поскольку жалоба подана в Пермское УФАС России 12.04.2017 г., т.е. по истечении установленных части 3 ст. 105 Закона о закупках сроков, жалоба в части доводов, касающихся нарушений, допущенных Заказчиком при формировании требований конкурсной документации, не подлежит рассмотрению.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке от 04.04.2017 г. заявка подателя жалобы признана несоответствующей требованиям конкурсной документации.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В ч.5 ст.53 Закона о закупках обозначено, что Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (ч.7 названной статьи).
Единые требования к участникам закупки обозначены в ч.1 ст.31 Закона о закупках.
В частности, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.п. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В документации о закупке (Раздел 5) установлены требования к составу в заявки. Так, в составе заявки необходимо предоставить документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с законом от 30 декабря 2008 г. N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в составе заявки ООО "Инвест-аудит" копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с законом от 30 декабря 2008 г. N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", отсутствует.
При указанных обстоятельствах в действиях Конкурсной комиссии нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что представленная в составе заявки выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов "Российский союз аудиторов" (Ассоциация) от 07.09.2017 г. (с учетом требований конкурсной документации), не является документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным во исполнение нормы, содержащейся в п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, и не заменяет его.
Кроме того, представитель Заявителя пояснила, что в составе заявки копия спорного документа не была представлена, поскольку была получена ООО "Инвест-аудит" посредством почтовой связи от Ассоциации лишь 16.04.2017 г.
В Разделе 5 конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих добросовестность участника открытого конкурса в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ (если начальная (максимальная) цена договора составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора): информация, содержащаяся в реестре договоров, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на конкурсе трех и более договоров (при этом все договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе четырех и более договоров (при этом не менее чем 75 % договоров должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе трех и более договоров (при этом все договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из договоров должна составлять не менее чем 20 % цены, по которой участником закупки предложено заключить договор.
Поскольку такие документы в составе заявки ООО "Аудит-Профит" отсутствовали, представитель Заявителя полагает, что Конкурсная комиссия незаконно признала заявку соответствующей требованиям документации.
Вместе с тем, и данный довод подлежит отклонению.
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч.2 ст.37 Закона о закупках).
В соответствии с ч.2 ст.54 Закона о закупках, контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи. В случае проведения конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (ч.3 и ч.4 ст.37 Закона о закупках).
В документации о закупке указано следующее: В случае предоставления участником закупки информации, подтверждающей добросовестность, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, указанном в документации.
Комиссия отмечает, что в составе заявки ООО "Аудит-Профит" информация, подтверждающая добросовестность, предоставлена не была, однако, с учетом изложенных выше норм Закона о закупках, оснований для признания заявки не соответствующей требованиям документации, у Конкурсной комиссии не имелось.
Кроме того, представитель Заказчика пояснила, что на момент рассмотрения жалобы ОООО "Аудит-Профит" предоставлено обеспечение исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инвест-аудит" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному ежегодному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП НО г.Перми "Горсвет" за 2016 год. (извещение N 0556300009017000001) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Инвест-аудит" на действия МУП наружного освещения г.Перми "Горсвет" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному ежегодному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП НО г.Перми "Горсвет" за 2016 год. (извещение N 0556300009017000001) не подлежащей рассмотрению в соответствии с ч.3 ст.105 Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017