Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 апреля 2017 г. N 390 Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго"
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Красноярскнефтепродукт" (исх. N01-727 от 05.04.2017) на действия аукционной комиссии Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка масел моторных, смазок", на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0519300006317000024, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба АО "Красноярскнефтепродукт" на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Поставка масел моторных, смазок" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, аукционной комиссии было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель АО "Красноярскнефтепродукт" - Никифорова О.В. (доверенность N 270 от 01.12.2016).
Заказчик, аукционная комиссия, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение жалобы не направили. В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика.
Из содержания жалобы АО "Красноярскнефтепродукт" следует, что аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявке подателя жалобы.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком в связи с возникшей потребностью совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка масел моторных, смазок", номер извещения 0519300006317000024.
В соответствии с части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной система, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В частях 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что в соответствии с пунктом "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по заполнению заявки" информационной карты аукционной документации первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на поставку товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Техническому заданию (приложение N1 к документации) в таблице "Технические характеристики товара (моторное масло)" заказчиком установлены требования к товару:
Наименование товара |
Код ОКПД 2 Код ОКПД2 |
Область применения |
Характеристики товара, требуемые показатели |
Ед. изм. |
Тара |
Количество |
||
Наименование показателя |
Значение |
|||||||
Масло моторное М-10Г2 ГОСТ 8581-78 (измененная редакция N 3,4,5,6,7,8,9,10) |
19.20.29.110 |
Высокофорсированные дизели без наддува или умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений ( по ГОСТ 17479.1-85) |
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с |
в пределах |
11,0_0,5 |
кг |
бочка, емкостью не менее 205 литров; |
4000 |
Индекс вязкости |
не менее |
85 |
||||||
Щелочное число, мг КОН на 1г масла |
не менее |
6 |
||||||
Зольность сульфатная, % |
не более |
1,65 |
||||||
Масло моторное М-10ДМ ГОСТ 8581-78 (измененная редакция N 3,4,5,6,7,8,9,10) |
19.20.29.110 |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозийными и противоизносными свойствами, малой склонностью образованию всех видов отложений ( по ГОСТ 17479.1-85) |
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с |
не менее |
11,4 |
кг |
бочка, емкостью не менее 205 литров; |
4000 |
Индекс вязкости |
не менее |
90 |
||||||
Щелочное число, мг КОН на 1г масла |
не менее |
8,2 |
||||||
Зольность сульфатная, % |
не более |
1,5 |
||||||
Масло гидравлическое МГ-15-В(с) ТУ 38.101479-86 |
19.20.29.110 |
Гидросистемы с насосами всех типов, работающих при давлении свыше 25 Мпа и температуре масла в объеме более 90 °С ( по ГОСТ 17479.3-85) |
Вязкость кинематическая при 50°С, м2/с |
не менее |
10 |
кг |
бочка, емкостью не менее 205 литров; |
1400 |
Вязкость кинематическая при (минус)40°С, м2/с |
не более |
1500 |
||||||
Индекс вязкости |
не менее |
160 |
||||||
Плотность при 20°С, кг/м3 |
не более |
865 |
||||||
Масло трансмиссионное ТСП-15К |
19.20.29.110 |
Тяжелонагруженные цилиндрические, конические и спирально-конические передачи большегрузных автомобилей |
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с |
не менее |
15,0_1 |
кг |
бочка, емкостью не менее 205 литров; |
2000 |
Индекс вязкости |
не менее |
90 |
||||||
Плотность при 20°С, г/см3 |
не более |
0,910 |
||||||
Смазка Литол-24 |
19.20.29.211 |
Узлы трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от минус 40 °С до плюс 120 °С. |
Предел прочности, Па при 20°С, |
в пределах |
500-1000 |
кг |
ведро, емкостью не менее 18 литров, не более 40 литров |
500 |
Испаряемость при 120°С %, |
не более |
6 |
Наименование товара /описание товара |
Код ОКПД 2 |
Спецификации и одобрения |
Применение |
Ед изм |
Тара |
Количество |
10W40 Масло моторное всесезонное универсальное полусинтетическое |
19.20.29.110 |
CF-4/CF/SG ОАО "Камаз" ОАО "Автодизель" (ЯМЗ) |
Высокофорсированные тяжелонагруженные дизельные двигатели с турбонаддувом или без |
кг |
бочка, емкостью не менее 205 литров; |
3000 |
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что в таблице "Технические характеристики товара (моторное масло)" заказчиком установлены неизменные, максимальные и (или) минимальные значения показателей функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товара, и отсутствует требование о сроке изготовления и остаточного гарантийного срока хранения товара. Таким образом, заказчиком срок изготовления и остаточный гарантийный срок хранения товара не отнесен к его качественным характеристикам, следовательно, аукционная комиссия в соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе должна была проверить соответствие представленных первых частей аукционных заявок указанным в таблице "Технические характеристики товара (моторное масло)" требованиям.
Кроме того, исследовав содержание Технического задания (приложение N1 к документации), Комиссия установила, что в Техническом задании указано, что Срок изготовления на дату поставки масел моторных, литола-24 должен быть не более 12 месяцев, а остаточный гарантийный срок хранения товара на дату поставки не менее 48 месяцев.
Исходя из положений части 1 статьи 33, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требование о предоставлении в составе заявки конкретных показателей может быть установлено исключительно применительно к характеристикам закупаемого товара, являющегося объектом закупки.
То есть заказчик вправе устанавливать требование об указании конкретных показателей по значениям, относящимся к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки.
Вместе с тем, срок изготовления и остаточный гарантийный срок хранения товара не является функциональной, технической, качественной либо эксплуатационной характеристикой товара. Гарантия качества товара является самостоятельной правовой категорией, регулируемой статьями 470-471 Гражданского Кодекса Российской Федерации и представляет собой способ обеспечения качества товара (в том числе всех его характеристик) на определенный срок.
Вышеуказанные выводы Комиссии подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А40-187071/14.
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что, исходя из формулировок, используемых заказчиком в Техническом задании (приложение N1 к документации), заказчик не относит срок изготовления и остаточный гарантийный срок хранения товара к функциональной, технической, качественной либо эксплуатационной характеристике товара, являющегося объектом закупки, поскольку показатели таких характеристик были сформулированы заказчиком не в таблице "Технические характеристики товара (моторное масло)".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание структуру изложения требований заказчика к товару, являющемуся объектом закупки в Техническом задании (приложение N1 к документации), и существо правовой категории, регулируемой статьями 470-471 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Комиссия пришла к выводу о том, что на основании пункта "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по заполнению заявки" информационной карты аукционной документации, пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участнику закупки в составе заявки надлежало представить конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения такого товара, при учете того обстоятельства, что в силу статей 470-471 Гражданского Кодекса Российской Федерации срок изготовления и остаточный гарантийный срок хранения товара представляет собой способ обеспечения качества товара, следовательно, будучи самостоятельной правовой категорией, не является функциональной, технической, качественной либо эксплуатационной характеристикой товара, которую необходимо указывать в заявке на участие в электронном аукционе.
Проанализировав содержание первой части заявки под порядковым номером 3 (АО "Красноярскнефтепродукт"), Комиссия установила, что указанным участником закупки не был указан срок изготовления и остаточный гарантийный срок хранения товара, который в силу вышеизложенных обстоятельств не подлежал предоставлению в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе. Вместе с этим, в первой части заявки подателем жалобы было выражено согласие на исполнение контракта на условиях аукционной документации, что свидетельствует о том, что им, в том числе выражено согласие в отношении условия заказчика о необходимости предоставления срока изготовления на дату поставки масел моторных, литола-24 должен быть не более 12 месяцев, а остаточный гарантийный срок хранения товара на дату поставки не менее 48 месяцев.
Анализ и сопоставление сведений аукционной документации, первой части заявки под порядковым номером 3, протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.04.2017 N0519300006317000024-1, Комиссии показали, что аукционной комиссией было принято неправомерное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе подателю жалобы по причине признания поданной им заявки несоответствующей требованиям пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в части неуказания срока изготовления и остаточного гарантийного срока хранения товара.
Следовательно, в действиях аукционной комиссии присутствуют нарушения требований части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, в действиях аукционной комиссии имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в том числе, информацию об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
При анализе протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.04.2017 N0519300006317000024-1 Комиссия Красноярского УФАС России, установила, что в указанном протоколе не указаны положения документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, что не соответствует требованиям части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, в действиях аукционной комиссии имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу "Красноярскнефтепродукт" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования ч. 3 ст. 67 Федерального Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников в сфере закупок.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц аукционной комиссии.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 апреля 2017 г. N 390
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017