Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2017 г. N 2-57-3606/77-17 1. ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ"
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ": Савельева С.В., Крупейченко С.М.,
ООО "Инженерные решения": Петровой Е.Ю.,
рассмотрев жалобу ООО "Инженерные решения" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации (АПС), оповещения и управления эвакуации людей (СОУЭ) в ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ" (Закупка N 0373200002617000025) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмами Московского УФАС России (исх. N МГ/16165, МГ/16271 от 06.04.2017), Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п.86 "ПРИПОИ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Физико-механические свойства припоя: Температура плавления, солидус 183; 268; Температура плавления, ликвидус 299; 192; Плотность 10.8; 8.5.
- В п.112 "ЛЕНТА тип 7" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Плотность не менее 2.1 -не более 2.2.
- В п.121 "ЛЕНТА тип 8" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Плотность не менее 2.1-не более 2.2.130
- В п.130 "ЛЕНТА тип 2" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Плотность не менее 2.1 -не более 2.2.
- В п.115 "СПИРТ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Температура вспышки [не менее 13]; температура самовоспламенения [не менее 404].
- В п.6 "АЦЕТОН" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Плотность для 2 сорта не> 0.792 но не< 0.789; Точка кипения от 55 до 57; Плотность для 1 сорта не> 0.791 но не< 0.789.
- В п.86 "ПРИПОИ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Физико-механические свойства припоя: Температура плавления, солидус 183; 268; Температура плавления, ликвидус 299; 192; Плотность 10.8; 8.5.
- В п.1 "ЛЕНТА ИЗОЛЯЦИОННАЯ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Масса 1м2 ленты.
- В п.5 "САМОРЕЗЫ тип 1" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: диаметр головок 7.90-8.60; k высота головки от 0.5 до 0.75; М ширина шлица 4.50; 5.10.
- В п.8 "БИРКИ МАРКИРОВОЧНЫЕ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Масса бирок 1000 шт от 0.77 до 21.
- В п.10 "ЛЕНТА ИЗОЛЯЦИОННАЯ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Масса 1м2 ленты 400+50; 300+50; 250+50.
- В п.11 "ШУРУПЫ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Диаметр головки 9.2; 11.0; Ширина шлица номин. 1.60; 1.20.
- В п.16 "СЖИМЫ ОТВЕТВИТЕЛЬНЫЕ тип 1" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Масса < 0.05 но >0.040.
- В п.21 "САМОРЕЗЫ тип 4" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: А диаметр головок 7.90-8.60; k высота головки от 0.6 до 0.75; М ширина шлица 4.50; 5.10.
- В п.22 "ЛЕНТА С ЛИПКИМ СЛОЕМ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Масса 1-м <11 но не < 5.1.
- В п.29 "САМОРЕЗЫ тип 2" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: А диаметр головок 7.90-8.60; k высота головки от 0.5 до 0.75; М ширина шлица 4.50; 5.10 и так далее.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 8 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках по вышеуказанным характеристикам, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупок.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к расходным материалам.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в Форме 2 установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как: "БЯЗЬ тип 1"; "ШКУРКА ШЛИФОВАЛЬНАЯ тип 1"; "АЦЕТОН"; "ШКУРКА ШЛИФОВАЛЬНАЯ тип 2"; "БЯЗЬ тип 4"; "ШКУРКА тип 3"; "БЯЗЬ тип 3"; "ШУРУПЫ"; "ШКУРКА тип 9"; "КАНИФОЛЬ"; "ШКУРКА тип 9"; "ШКУРКА тип 4"; "БЯЗЬ тип 2"; "ВЕТОШЬ тип 1"; "ШКУРКА тип 5"; "ШКУРКА тип 6"; "ВЕТОШЬ тип 4"; "ВЕТОШЬ тип 3"; "СМАЗКА"; "СПИРТ"; "СПИРТ ТЕХНИЧЕСКИЙ"; "ВЕТОШЬ тип 2"; "ШКУРКА тип 3, что по мнению Заявителя ограничивает количество участников закупки, поскольку данные материалы являются расходными, используются при производстве работ и не являются объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары учтены при расчете начальной (максимальной) цены контракта, а также используются при выполнении работ.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам, а также каки образом вышеуказанные требования в аукционной документации Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлена инструкция по заполнению заявки, которая не соответствует утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП "О системах закупок города Москвы" для всех подведомственных учреждений.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе размещена в составе аукционной документации, при этом, согласно п.3.1.3 Положения о системе закупок города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2012 N67-ПП "О системе закупок города Москвы", при осуществлении закупок первого и второго уровней Заказчики разрабатывают и формируют конкурсную документацию, документацию об аукционе в электронной форме в ЕАИСТ в соответствии с примерными формами, утвержденными Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Применяют утвержденные Межведомственной рабочей группой по проверке обоснованности заявленных потребностей с начальной (максимальной) ценой контракта от 100 млн. рублей типовые формы документов, размещенные в ЕАИСТ.
Комиссией Управления установлено, что начальная (максимальная) цена контракта данного аукциона составляет 1 960 050,47 р.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы и подтверждающих невозможность сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Инженерные решения" на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
И.С. Максимов
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2017 г. N 2-57-3606/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017