Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 апреля 2017 г. N 03/КА ФЕДЕРАЛЬНАЯ
Резолютивная часть объявлена 14.04.2017 г .Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 19.04.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "АгроПремиум" (далее - Заявитель) от 12.04.2017 N586-ж на действия Заказчика - КУ "КС" ГОРОДА РАДУЖНЫЙ при проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт конструкций кровли здания детского сада N18 "Северяночка", в рамках проектно-сметной документации по общестроительным работам объекта: "Капитальный ремонт здания детского сада N18 "Северяночка", по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Радужный, микрорайон 7, строение 31" (извещение N0187300007817000016) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены Заказчика, в части утверждения аукционной документации с нарушением законодательства о контрактной системе по позициям 10-11, 14-17.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт конструкций кровли здания детского сада N18 "Северяночка", в рамках проектно-сметной документации по общестроительным работам объекта: "Капитальный ремонт здания детского сада N18 "Северяночка", по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Радужный, микрорайон 7, строение 31" (извещение N0187300007817000016) размещены на официальном сайте единой информационной системы 07.03.2017.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из буквального толкования приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику названным Законом предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Проанализировав техническое задание аукционной документации раздел II. "Показатели основных материалов и их значения для определения соответствия материалов, используемых при выполнении работ подрядной организацией, потребностям заказчика", Комиссией Управления было установлено, что Заказчиком по позициям 10-11, 14-17 указаны следующие показатели:
10. |
Кирпич |
|
10.1 |
Прочность на сжатие, не менее 99 кгс/см2 |
|
11. |
Базальтовая вата |
|
11.1 |
Плотность, не менее 30 не более 40 кг/м3 |
|
11.2 |
Теплопроводность, не более 0,039 Вт/м*К |
|
14. |
Брус, сечением не менее 150 не более 160 мм |
|
14.1 |
Обрезной |
|
14.2 |
Сорт, не ниже 1 |
|
14.3 |
Влажность, не более 15% |
|
15. |
Доска, толщиной не менее 49 не более 55 мм |
|
15.1 |
Обрезная |
|
15.2 |
Сорт, не ниже 1 |
|
15.3 |
Влажность, не более 15% |
|
16. |
Доска, толщиной не менее 39 не более 45 мм |
|
16.1 |
Обрезная |
|
16.2 |
Сорт, не ниже 1 |
|
16.3 |
Влажность, не более 15% |
|
17. |
Доска, толщиной не менее 19 не более 25 мм |
|
17.1 |
Обрезная |
|
17.2 |
Сорт, не ниже 2 |
|
17.3 |
Влажность, не более 15% |
|
1. Согласно таблице 7 (Пределы прочности изделий при сжатии и изгибе) ГОСТа 530-2012 предел прочности на сжатие кирпича указан в Мегапаскалях (МПа).
В возражении на жалобу Заказчик указал, что физическая единица измерения давления кгс/см2 не отменена, в соответствии с таблицей В.1 ГОСТ 8.417-2002 величина 99 кгс/см2 соответствует 9, 71 МПа.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что согласно техническому заданию Заказчиком установлены требования к качеству работ - при выполнении работ должны быть использованы новые материалы и изделия, разрешенные к применению на территории РФ, соответствующие требованиям государственных стандартов и технических условий, имеющие сертификаты соответствия требованиям пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствия санитарным правилам.
Требование Заказчика к единицам измерения показателя предела прочности на сжатие указано со ссылкой на ГОСТ 530-2012, а не на ГОСТ 8.417-2002, что вводит в заблуждение участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в жалобе указывает, что по позиции 11 Заказчиком не указано при какой температуре должна достигаться требуемая теплопроводность, в связи, с чем участники аукциона не в силах объективно установить потребность Заказчика в марке базальтовой ваты.
Проанализировав ГОСТ 4640-2011, Комиссией Управления было установлено, что согласно пункту 4.4.1 ГОСТа 4640-2011 вата по физико-механическим и теплофизическим показателям должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1 - Физико-механические и теплофизические показатели
|
|
|
|
Наименование показателя |
Значение показателя для марки |
||
|
ВМ-35 |
ВМ-50 |
ВМ-70 |
Плотность, кг/м, не более |
35 |
50 |
70 |
Модуль кислотности, не менее |
2,0 |
1,6 |
1,4 |
Водостойкость, рН, не более |
3,5 |
4,0 |
4,0 |
Средний диаметр волокна, мкм, не более |
3 |
6 |
8 |
Содержание неволокнистых включений размером св. 0,25 мм, % по массе, не более |
8 |
12 |
16 |
Теплопроводность*, Вт/(м·К), не более, при температуре: |
|
|
|
283 К (10 °С) |
0,038 |
0,037 |
0,036 |
298 К (25 °С) |
0,040 |
0,039 |
0,038 |
398 К (125 °С) |
0,070 |
0,065 |
0,050 |
573 К (300 °С)** |
- |
- |
0,120 |
Влажность, % по массе, не более |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Содержание органических веществ, % по массе, не более |
2,0 |
1,5 |
1,5 |
* Определяют для товарной ваты.
** Определяют методом экстраполяции. |
Таким образом, исходя из таблицы 1 ГОСТа 4640-2011 под требования Заказчика подпадает 2 марки: ВМ-35 с теплопроводностью*, Вт/(м·К), не более, при температуре 283 К (10 °С) и ВМ-50 с теплопроводностью*, Вт/(м·К), не более, при температуре 298 К (25 °С).
На основании вышеизложенного, довод Заявителя, о невозможности определения марки в виду отсутствия температуры теплопроводности базальтовой ваты, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, согласно пункту 6.3.5 ГОСТа 4640-2011 для каждой партии товарной ваты определяют содержание неволокнистых включений, плотность, влажность, средний диаметр волокна и содержание органических веществ.
На основании вышеизложенного, в нарушении части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены, требования к значениям, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно к показателю плотности базальтовой ваты.
3. По позициям 14-17 Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлены требования к показателю влажности не соответствующее требованиям ГОСТ 8486-86 и значительно превышают их.
Проанализировав ГОСТ 8486-86, Комиссией Управления было установлено, что согласно пункту 2.3. пиломатериалы отборного, 1, 2, 3-го сортов изготовляют сухими (с влажностью не более 22%), сырыми (с влажностью более 22%) и сырыми антисептированными. В период с 1 мая по 1 октября изготовление сырых антисептированных и сырых пиломатериалов допускается по согласованию с потребителем (заказчиком).
Таким образом, Заказчиком в позициях 14-17 установлены, к показателю влажности пиломатериалов, требования к количеству процентов влажности не в соответствии с требованиями ГОСТ 8486-86, а также требования к значениям, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии отличающихся от установленных государственными стандартами.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях Заказчика установлены нарушения части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "АгроПремиум" от 12.04.2017 N586-ж на действия Заказчика - КУ "КС" ГОРОДА РАДУЖНЫЙ при проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт конструкций кровли здания детского сада N18 "Северяночка", в рамках проектно-сметной документации по общестроительным работам объекта: "Капитальный ремонт здания детского сада N18 "Северяночка", по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Радужный, микрорайон 7, строение 31" (извещение N0187300007817000016) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - КУ "КС" ГОРОДА РАДУЖНЫЙ нарушение части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - КУ "КС" ГОРОДА РАДУЖНЫЙ, Уполномоченному органу - Отдел организации закупок управления экономики и прогнозирования администрации города Радужный, единой комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел/факс (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/КА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Заявитель: ООО "АгроПремиум" 656000, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Папанинцев, 106А Заказчик: КУ "КС" ГОРОДА РАДУЖНЫЙ 628462, ХМАО-Югра, г.Радужный, 3 мкр., д.22 Уполномоченный орган: Отдел организации закупок управления экономики и прогнозирования администрации города Радужный 628461, ХМАО - Югра, г. Радужный, 3 мкр, д. 3, каб. 207 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
14.04.2017 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 14.04.2017 о рассмотрении жалобы ООО "АгроПремиум" от 12.04.2017 N586-ж на действия Заказчика - КУ "КС" ГОРОДА РАДУЖНЫЙ при проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт конструкций кровли здания детского сада N18 "Северяночка", в рамках проектно-сметной документации по общестроительным работам объекта: "Капитальный ремонт здания детского сада N18 "Северяночка", по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Радужный, микрорайон 7, строение 31" (извещение N0187300007817000016), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - КУ "КС" ГОРОДА РАДУЖНЫЙ, Уполномоченному органу - Отдел организации закупок управления экономики и прогнозирования администрации города Радужный, единой комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт конструкций кровли здания детского сада N18 "Северяночка", в рамках проектно-сметной документации по общестроительным работам объекта: "Капитальный ремонт здания детского сада N18 "Северяночка", по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Радужный, микрорайон 7, строение 31" (извещение N0187300007817000016).
2. С учетом принятого решения от 14.04.2017 г. по рассмотрению жалобы ООО "АгроПремиум" от 12.04.2017 N586-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт конструкций кровли здания детского сада N18 "Северяночка", в рамках проектно-сметной документации по общестроительным работам объекта: "Капитальный ремонт здания детского сада N18 "Северяночка", по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Радужный, микрорайон 7, строение 31" (извещение N0187300007817000016) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 12.05.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 15.05.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru, Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 апреля 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2017