Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 апреля 2017 г. N 03/КА ФЕДЕРАЛЬНАЯ
Резолютивная часть объявлена 17.04.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 19.04.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Кайдаулова Э.П. по доверенности от 17.04.2017.
рассмотрев жалобу ООО "Медпроект" (далее - Заявитель) от 10.04.2017 N574-ж на действия (бездействие) Заказчика - Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обеспечению лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации в 2017 году (извещение N 0387100012717000077) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
1. По мнению Заявителя, указывая в документации только возможность оказания услуг в рамках лицензии, Заказчик значительно сужает круг потенциальных участников размещения заказа, в том числе физических лиц-сурдоакустиков, что является грубым нарушением положений ст. 8 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, из обоснования начальной максимальной цены контракта невозможно понять, включена ли в стоимость аппарата услуга по снятию слепка и изготовлению корпуса аппарата или указана цена только за фейс-плату.
Заявитель считает, что Заказчик не проанализировал товар, который он закупает и вводит в заблуждение участников размещения заказа. Без данных сведений невозможно рассчитать цену контракта для участия в аукционе, так как стоимость изготовления корпуса внутриушного аппарата стоит не менее 20% от стоимости самого аппарата.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обеспечению лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации в 2017 году (извещение N0387100012717000077) размещены на официальном сайте единой информационной системы 31.03.2017.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки участники должны соответствовать единым требования, в том числе соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Управления было установлено, что в соответствии с пунктом 23 аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копию действующей на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры лицензии на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291. В случае, если участник закупки не имеет данной лицензии и привлекает соисполнителя для оказания услуг вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать вышеуказанную лицензию соисполнителя (дата и номер лицензии на основании которой осуществляется настройка слухового аппарата указывается в Акте приемки оказанных услуг).
Комиссия Управления отмечает, что Профстандарт "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 226 н от 10.05.2016 является стандартом, устанавливающим квалификационные требования к специалистам в области слухопротезирования (сурдоакустик), методики проверки соответствия уровня имеющейся у претендента компетенции требованиям законодательства, отработаны и унифицированы методы и практика подготовки специалистов, имеющих право на самостоятельную деятельность.
Таким образом, в случае установления в аукционной документации возможности предоставления копии диплома сурдоакустика, вместо копии лицензии на медицинскую деятельность, такое требование являлось бы требованием к медицинскому персоналу, осуществляющему индивидуальную настройку слуховых аппаратов, что не соответствует положениям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что какого-либо нормативного документа, согласно которому оказание услуг согласно Профстандарту "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 226 н от 10.05.2016 заменяет собой лицензирование медицинской деятельности по профилю сурдологии - оториноларингологии заказчиком не найдено.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения, Комиссией Управления в действиях Заказчика нарушения статьи 8 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не установлено.
2. По второму доводу Заявителя Комиссия Управления отмечает, что согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из материалов дела и информации предоставленной сторонами, а также информации размещенной в единой информационной системе следует, что запросы о даче разъяснений положений документации о таком аукционе по факту включения стоимости аппарата в услугу по снятию слепка и изготовлению корпуса аппарата или указана цена только за фейс-плату обоснования начальной максимальной цены контракта невозможно понять, на адрес электронной площадки не поступали.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе уполномочен давать Заказчик, а не антимонопольный орган.
На основании вышеизложенного, в случае наличия у участника закупки вопросов или непонимания положений документации о закупке, участнику закупки необходимо обратиться на адрес электронной площадки с запросом о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в коммерческих предложениях, использованных для расчета цены указано, что в цену контракта входит услуга по снятию слепка и изготовлению корпуса аппаратов внутриушных. При поступлении запроса на разъяснение от Заявителя не был озвучен данный вопрос. Заказчик мог дать пояснение в рамках запроса.
Согласно разделу IV. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта в стоимость товара входит:
- прием врача сурдолога-оториноларинголога;
- индивидуальные подбор, настройка и выдача товара в соответствии с комплектацией, указанной в техническом задании;
- обучение Получателя правилам пользования выданным Товаром;
- замена неисправного и/или бракованного Товара в период оказания услуги и в период гарантийного срока на Товар, настройка Товара, выданного взамен бракованного Товара, используемого при оказании услуг.
При анализе коммерческих предложений Комиссией Управления было установлено, что в коммерческих предложениях содержится информация о необходимых Заказчику слуховых аппаратов, в стоимость которых входит оказание услуг (прием врача, услуга по снятию слепка и изготовлению корпуса аппарата, подбор, настройка, обучение, замена неисправного и/или бракованного товара).
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Медпроект" от 10.04.2017 N574-ж на действия (бездействие) Заказчика - Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обеспечению лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации в 2017 году (извещение N 0387100012717000077) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 апреля 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017