Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 апреля 2017 г. N 03/ПА ФЕДЕРАЛЬНАЯ
Резолютивная часть объявлена 14.04.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.04.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Медика" от 07.04.2017 N572-ж на действия Заказчика - БУ "НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка салфеток (извещение N0387200029717000011) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, не разместившего надлежащие разъяснения положений аукционной документации по направленным Заявителем запросам разъяснений положений документации, а также не внесшего изменения в объект закупки.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка салфеток (извещение N0387200029717000011) размещены на официальном сайте единой информационной системы 31.03.2017.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, участником закупки подается запрос о разъяснении не ясных ему положений аукционной документации для дальнейшего правильного оформления и составления заявки, в которой будут указаны критерии такого товара, который в полной мере будет соответствовать требованиям и потребностям заказчика, в целях достижения заказчиком заданных результатов обеспечения государственных нужд.
Материалами дела установлено следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта: 58 880,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок: 10.04.2017 10:00.
Согласно техническому заданию Заказчику требуются
N п/п |
Наименование товара |
Описание (характеристики) объекта закупки* |
|||
N п/п |
Наименование показателя (неизменяемое)** |
Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)*** |
Максимальное и (или) минимальное значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Салфетки |
1.1 |
Основные требования к средству: |
Одноразовые плотные флисовые салфетки, без содержания хлопка предназначены для замачивания в дезинфицирующем растворе с последующим применением для протирания поверхностей. Неадсорбирующие, дезинфектант (раствор не впитывается в салфетку, а остается на ее поверхности), благодаря чему дезраствор в полном объеме воздействует на объекты дезинфекции, уменьшается расход дезсредства и увеличивается площадь обработки. После полного использования, салфетка становится сухой. |
|
1.2 |
Плотность, г/м2 |
|
Не менее 60 |
||
1.3 |
Длина, см. |
|
Не менее 19 и не более 20 |
||
1.4 |
Ширина, см. |
|
Не менее 36 и не более 38 |
||
1.5 |
Количество в рулоне, штук. |
|
не менее 90 |
||
1.6 |
Одной упаковки салфеток хватает на обработку поверхности, общей площади, м2. |
|
не менее 180 |
||
1.7 |
Упаковка |
Рулон упакован в плотный пластиковый пакет. |
|
03.04.2017 в адрес Заказчика поступил запрос разъяснений положений документации следующего характера:
В Тз указано салфетки флисовые. Уведомляем Вас,что флис (англ. Fleece - овчина, от одной из марок Polar Fleece) - синтетическое трикотажное полотно из полиэстера(ткань) для изготовления тёплой одежды. Изобретён в 1979 году. Салфетки в рулоне из ткани, в т.ч. и из флиса не могут быть использованы в целях указанных Заказчиком, по причине того, что для осуществления возможности отрыва части рулона по линии перфорации используются только нетканые материалы. Ткань или трикотажные полотна (в частности флис) для этой цели использованы быть не могут, т.к. разрывная нагрузка у тканей за счет наличия в основе нитей на много выше, чем у нетканых материалов. По линии перфорации ткани или трикотажного полотна всегда будут осыпаться обрезки нитей, что в ряде случаев недопустимо. К тому же флис плохо впитывает воду, т.е. он не пригоден для пропитки. На сайте производителя указанных в аукционной документации диспенсеров X-Wipes (производитель Пауль Хартманн) в описании салфеток для данных диспенсеров когда-то кем-то была допущена ошибка в наименование материала - флис, - которая регулярно появляется в описании объекта закупки у различных заказчиков и не отражает реальных потребностей заказчика, но свидетельствует о лоббировании интересов конкретного производителя. Потребности заказчика удовлетворят салфетки из нетканого материала любого производителя, т.к. рулон салфеток всегда представляет собой цилиндр, и выглядит у любого производителя он одинаково. Возможно заказчик вкладывает в понятие "флис" другой смысл. Просим тогда разъяснить какой. Что по мнению заказчика представляет собой флис. Все салфетки для дезинфекции изготавливаются из нетканого полотна разной плотности. Просим заказчика внести исправления в ТЗ, исключив слово "флисовые", и изложить в следующей редакции: одноразовые салфетки из нетканого полотна. В случае отказа просим обосновать клиническую значимость флисовых салфеток и невозможность использования нетканых салфеток.
Заказчиком даны разъяснения:
Во исполнение СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", для проведения текущих (влажных) уборок в асептических зонах (амбулатория, предстерилизационная, стерилизационная, кабинет временного хранения медицинских отходов класса Б и В, салон автомобиля скорой помощи), обработки многоразового инструментария, медицинского оборудования и инвентаря. Для обработки поверхностей в состав оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи должны входить следующее средство. Одноразовые плотные флисовые салфетки, без содержания хлопка предназначены для замачивания в дезинфицирующем растворе с последующим применением для протирания поверхностей. Неадсорбирующие, дезинфектант т.е. раствор не впитывается в салфетку, а остается на ее поверхности, благодаря чему дезраствор в полном объеме воздействует на объекты дезинфекции, уменьшается расход дезсредства и увеличивается площадь обработки. После полного использования, салфетка становится сухой.
Принимая во внимание вышеизложенное, информируем, что объект закупки описан в соответствии с потребностями Заказчика и соблюдением ст. 33 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем необходимость внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона отсутствует.
Далее, Заявителем направлены следующие запросы разъяснений:
04.04.2017. В соответствии ч.4 ст.64 ФЗ 44 в течение 2 дней с даты поступления запроса на разъяснение заказчик размещает в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса.
04.04.2017 г. заказчиком был размещен файл с названием "флисовые салфетки разьяснения", который не содержит разъяснений по существу заданных участником размещения заказа вопросов, что является нарушением ФЗ 44.Поэтому вынуждены повторить запрос
1) Что по мнению заказчика представляет собой флис? Все салфетки для дезинфекции изготавливаются из нетканого полотна разной плотности. В случае отказа просим обосновать клиническую значимость флисовых салфеток и невозможность использования нетканых салфеток.
2) В ТЗ указано, что салфетки предназначены "для замачивания в дезинфицирующем растворе с последующим применением для протирания поверхностей. Что является истиной и реальной потребностью Заказчика. Т.е. салфетки должны впитать в себя залитое в диспенсер дез.средство и при использовании должны из диспенсера подаваться влажные (пропитанные дез.средством).Но, далее Заказчик пишет,что "раствор не впитывается в салфетку, а остается на ее поверхности", что противоречит здравому смыслу, законам физики и указанным выше требованиям ТЗ.
Далее Заказчик путает причину и следствие: "после полного использования салфетка становится сухой". Как раз наоборот, как только салфетка высохла, т.е. все дез.средство, впитанное ей, израсходовано, салфеткой больше нельзя пользоваться.
Заказчик показывает абсолютное непонимание термина адсорбция, использованного в ТЗ, и причинно-следственных связей в процессе использования салфеток, являющихся предметом настоящей закупки.
На основании вышеизложенного просим внести соответствующие изменения в ТЗ, в случае отказа просим разъяснить каким образом салфетка должна быть пропитана дезификантом, если раствор не должен впитываться в салфетку.
06.04.2017. Т.к. определения термина "флис" идет вразрез с характеристикам, указанными заказчиком в ТЗ и разъяснениях, просим разъяснить:
Вопрос 1) Что по мнению заказчика представляет собой флис? Его структура и состав материалов, из которых изготовлен?
Вопрос 2) По мнению зак4азчика флис- это ткань (трикотажное полотно), полученное переплетением нитей, как следует из определения термина "флис", или это все же нетканое полотно, полученное хаотичным переплетением волокон?
В своих разъяснениях заказчик пишет, что флисовые салфетки впитывают и удерживают большее количество рабочего раствора ДС*, чем нетканые (что на самом деле абсолютно не соответствует истине), в то же время заказчик пишет, что "раствор не впитывается в салфетку", а остается на ее поверхности.
Далее заказчик продолжает показывать свое абсолютное непонимание или намеренный умысел, указывая в разъяснениях, что на поверхности салфетки должно остаться только ДВ (а вода, соответственно впитаться), что противоречит законам физики.
Свойством разделять растворитель (вода) и растворенные в ней вещества (ДВ*) обладают только мембранные фильтры, сквозь которые вода проникает, а примеси (ДВ*) нет, т.е. они остаются на поверхности. При этом, если ДВ* должно остаться на поверхности салфетки, а не впитаться вместе с водой, из диспенсера заказчик сможет достать пропитанную лишь водой салфетку, т.к. ДВ* останется полностью в диспенсере (оно же не должно впитываться!).
Уведомляем заказчика, что в соответствии с законами физики, если раствор впитывается в салфетку, то он впитывается равномерно по всему ее объему и вода, и ДВ*. Поскольку салфетки не изготавливаются из специальных материалов, применяемых в сорбционных фильтрах, концентрация ДВ* изменяется на неизмеримо малую величину за счет физического явления "адсорбция", которое возникает всегда и везде на границе раздела двух сред независимо от материала, будь то флис, нетканое полотно, полиэтилен или стекло. Это же явление возникает и в процессе протирания салфеткой различных поверхностей.
При протирании поверхностей из салфетки равномерно выжимаются и вода, и ДВ*.
На основании вышеизложенного просим разъяснить:
Вопрос 3) Должна ли салфетка впитывать рабочий раствор вместе с ДВ* или только воду, не впитывая ДВ*, или вообще не должна впитывать?
Просим опубликовать разъяснения по сути всех (трех) заданных вопросов.
*ДВ- дезинфицирующее вещество
*ДС- дезинфицирующее средство
Заказчик в разъяснениях пояснил, что Заказчику требуются салфетки, описанные в техническом задании. Флис является синтетическим материалом. Указанное требование к материалу изготовления салфеток обосновано лучшей способностью данного материала впитывать рабочий дезинфицирующий раствор. Нетканый материал не соответствует потребностям Заказчика, поскольку способен впитывать и удерживать меньшее количества рабочего раствора дезинфицирующего средства.
Указывая "раствор не впитывается в салфетку, а остается на ее поверхности", Заказчик имеет в виду действующее вещество (далее читать- ДВ) дезинфектанта. Рабочий раствор состоит из воды и определенного процента дезинфицирующего средства в зависимости от вида обработки (антибактериальная, антивирусная, антигрибковая) и времени экспозиции. ДВ средства является дезинфицирующим агентом, воздействующим на микроорганизмы. В случае удерживания ДВ материалом, концентрация будет нарушена. Противоречия и нарушения законов физики отсутствуют.
После использования салфетка должна остаться максимально сухой для завершения процесса обработки поверхности, а также с целью более экономного расходования дезинфицирующего раствора.
Уведомляем участников закупки, что на рынке Российской Федерации, а также стран-участниц Таможенного Союза, реализуется достаточное количество салфеток, отвечающих установленным требованиям и производимых несколькими различными производителями.
Напоминаем, что отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников процедуры закупки. (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 N 17АП-10295/2012-АК по делу N А71-7372/2012). Техническое задание аукционной документации соответствует требованиям Федерального закона N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. Внесение изменений не требуется.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из буквального толкования приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику названным Законом предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что техническое задание соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации даны надлежащим образом, не изменяют ее суть и указывают на потребность Заказчика.
Кроме того, по мнению Комиссии Управления, Заказчик не является производителем товара, а указание состава и структуры материала (товара) может повлечь ограничение количества участников.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Медика" от 07.04.2017 N572-ж на действия Заказчика - БУ "НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка салфеток (извещение N0387200029717000011) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 апреля 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017