Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 апреля 2017 г. N 05-02/101Ж-17 ООО "Лидер"
Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Лидер" (далее - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя;
от заказчика - муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго" (далее - заказчик) - представители по доверенности Мазаева В.Ю., Михайлов Р.Б., Серебряков И.А.;
от оператора торговой площадки - АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор торговой площадки, торговая площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Лидер" на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций МУП "Теплоэнерго" (извещение N 0571300000217000002) (далее - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Лидер" на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций МУП "Теплоэнерго" (извещение N 0571300000217000002) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, заказчиком при формировании документации об электронном аукционе нарушены требования статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, выразившиеся в ограничении числа участников закупки: установленные заказчиком в техническом задании требования к закупаемому товару соответствуют одному производителю; описание объекта закупки носит необъективный характер, в нем приведено множество избыточных требований, нестандартных показателей.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - муниципальным унитарным предприятием городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 01.04.2017 размещено извещение N 0571300000217000002 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций МУП "Теплоэнерго" вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 3 928 600,00 (три миллиона девятьсот двадцать восемь тысяч шестьсот) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования, в частности, к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара с учетом специфики своей деятельности.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к необходимым к поставке частотным преобразователям и комплектующим для насосных станций с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам необходимого товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемым товарам. Более того, указание в документации конкретных характеристик к необходимым товарам предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго".
Согласно пункту 2.1 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом данной закупки является поставка частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций МУП "Теплоэнерго".
Описание объекта закупки приведено в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (пункт 2.2 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчику в рамках рассматриваемой закупки требуется поставка частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций, в том числе датчиков температуры и давления, батареек и так далее.
Технические характеристики товаров приведены в пункте 2.2 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Так, частотные преобразователи должны удовлетворять, в том числе следующим требованиям:
- максимальная влажность 95 % (без конденсата) при 40 °С согласно EN/IEN 60068-2-78 и ANSI/EIN-364-31,
- электрическая безопасность согласно UL508C,
- безопасное отключение момента согласно EN/IEC61800-5-2 SIL3 и EN ISO 13849-1 PLe,
- стойкость к электромагнитным помехам согласно EN/IEC61800-3 и EN/IEC61000-6-2,
- случайная вибрация согласно EN/IEC61800-2-64,
- и так далее.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, такие требования к характеристикам необходимых к поставке частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций, установленные в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, обусловлены объективными потребностями заказчика и не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Таким образом, законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для муниципальных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям подобного товара.
В качестве предмета закупки обозначена поставка частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить такой товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Доказательств того, что указанный в документации об электронном аукционе товар может быть поставлен единственным хозяйствующим субъектом, жалоба заявителя не содержит, как и не содержит указания на единственного, по мнению заявителя, производителя частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций, обладающих установленными заказчиком в документации об электронном аукционе характеристиками.
Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, необходимый заказчику товар, являющийся объектом закупки, может быть поставлен любым юридическим лицом, соответствующим требованиям законодательства. Отсутствие товара с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения количества участников закупки.
Так, отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки в данном случае подтверждается наличием полученных при формировании начальной (максимальной) цены контракта трех коммерческих предложений от потенциальных поставщиков: ООО "КИП СИСТЕМЫ" (от 24.03.2017 исх. N 145), ООО "5 ИЗМЕРЕНИЕ" (от 04.03.2017 исх. N 31-17), ООО "ФОГОСС" (от 30.03.2017 исх. N 81-94).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода жалобы об установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к товару, соответствующих одному производителю.
Также заявитель ссылается на указание в документации об электронном аукционе заказчиком избыточных требований, нестандартных показателей, не конкретизируя при этом, какие именно требования документации об электронном аукционе он считает избыточными и нестандартными, в связи с чем Комиссии не представляется возможным надлежащим образом оценить данный довод жалобы и сделать вывод о его подтверждении / неподтверждении в ходе рассмотрения данной жалобы.
В ходе проведения внеплановой проверки всей закупки Комиссией выявлены следующие нарушения законодательства о закупках в действиях заказчика.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться определенными правилами, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2.1 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе содержится перечень товаров, необходимых к поставке заказчику в рамках рассматриваемой закупки, приведенный в виде таблицы, в который входит, в том числе, например, по позиции 14:
N п/п |
Наименование товара |
Свойства и тех. характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
14 |
Батарейка LBA-1000 |
Напряжение: 3,6 В Емкость батареи: 1000 мА/ч |
шт. |
22 |
Исходя из анализа официального сайта компании Segnetics (адрес сайта в сети "Интернет" www.segnetics.com) следует, что указание "LBA-1000" (Battery LBA-1000) является наименованием модели литиевой батареи, предназначенной для питания часов реального времени контроллера, производимой данной компанией.
Таким образом, заказчик в данном случае, включив в документацию об электронном аукционе обозначение "LBA-1000", фактически указал наименование производителя, необходимого к поставке товара - батарейка, которым является компания Segnetics, Россия, чем допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Часть 20 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно пункту 2.1 части II "Обоснование начальной максимальной цены" методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В соответствии с пунктом 2.8 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе обоснование начальной (максимальной) цены контракта приведено в разделе 4 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об электронном аукционе.
В разделе 4 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об электронном аукционе установлено, что НМЦК рассчитана методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и определена по формуле согласно пункту 3.21 "Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.
Так, при осуществлении расчета были использованы цены трех потенциальных поставщиков: Источник 1 - 4 325 660,00 руб., Источник 2 - 3 928 600,00 руб., Источник 3 - 4 087 101,00 руб.
Однако, в таблице, отражающей информацию о полученных ценах, отсутствуют реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет, к обоснованию цены также не приложена справочная информация и документы, на основании которых выполнен расчет, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Исходя из частей 3-4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 18 "Порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе установлено следующее:
"Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. При этом участник аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса".
Таким образом, заказчиком в документации об электронном аукционе не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, что, соответственно, является нарушением пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно пункту 10 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе заказчик предъявляет следующие требования к участникам закупки:
"1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ;
7) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
9) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
10) участник закупки не является офшорной компанией".
Таким образом, требование к участникам закупки, определенное заказчиком в подпункте 5 пункта 10 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе, установлено заказчиком не в соответствии с требованиями действующего законодательства о закупках, что является нарушением со стороны заказчика пункта 7 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
5. Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг на 2017 года муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго" (реестровый номер N 2017057130000020020001) для электронного аукциона на право заключения контракта на поставку частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций МУП "Теплоэнерго" идентификационный код закупки - 173761004440376100100100200012651000.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0571300000217000002, размещенному заказчиком в единой информационной системе, идентификационный код закупки - 173761004440376100100100200012651000.
Однако из документации об электронном аукционе, размещенной заказчиком в разделе "Перечень прикрепленных документов" извещения о проведении электронного аукциона N 0571300000217000002 следует, что идентификационный код закупки - 17 37610044403761001001 0020 023 2651 000.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, учитывая, что законодательством о закупках не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, идентификационный код закупки подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Установлено, что в проекте контракта на поставку частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций МУП "Теплоэнерго" не содержится информации об идентификационном коде закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика, установившего в документации об электронном аукционе информацию об идентификационном коде закупки недостоверным образом, а также не указавшего сведения об идентификационном коде закупки в проекте контракта, нарушения части 1 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
6. Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона (часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что законодательством о закупках не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных контрактом), подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных контрактом), следует считать включение в проект контракта размера штрафа:
- за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо было установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта (3 928 600,00 руб.): в отношении штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом - значения размеров штрафа, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 4 Правил; в отношении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом - значения размеров штрафа, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 5 Правил.
В абзаце 2 пункта 6.2 раздела 6 "Ответственность сторон" проекта контракта установлено, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере __ процента цены контракта, что составляет ____ рублей ___ копеек, с / без НДС.
Пунктом 6.5 раздела 6 "Ответственность сторон" проекта контракта установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере __ процентов цены контракта, что составляет _____ рублей ___ копеек, с / без НДС.
Таким образом, заказчик, не указав в проекте контракта на поставку частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций МУП "Теплоэнерго" размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом) для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, и порядок их определения, допустил нарушения частей 5 и 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лидер" на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку частотных преобразователей и комплектующих для насосных станций МУП "Теплоэнерго" (извещение N 0571300000217000002) необоснованной;
2. Признать заказчика - муниципальное унитарное предприятие городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго", нарушившим часть 1 статьи 23, части 5 и 8 статьи 34, пункты 1 и 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику - муниципальному унитарному предприятию городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго", обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Крюкова Т.В.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 апреля 2017 г. N 05-02/101Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2017