Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 апреля 2017 г. N 05-02/106Ж-17 ООО "Перспектива"
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Крюкова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок управления Ерохина А.А. с участием:
от заказчика - Администрации сельского поселения Красный Профинтерн (далее также - заказчик), главы сельского поселения Красный Профинтерн Тереховой Е.В.;
от заявителя - ООО "Перспектива" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа - Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее также - уполномоченный орган), представителей по доверенности Масловой Л.И., Будилко Ю.Е.;
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор торговой площадки, торговая площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - Администрации сельского поселения Красный Профинтерн, уполномоченного органа - Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на ремонт дороги ул. Ярославской с остановочной площадкой в с. Вятское СП Красный Профинтерн Некрасовского МР (извещение N 0171300012717000014) (далее - аукцион), и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г.N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя (ООО "Перспектива)" на действия заказчика - Администрации сельского поселения Красный Профинтерн, уполномоченного органа - Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на ремонт дороги ул. Ярославской с остановочной площадкой в с. Вятское СП Красный Профинтерн Некрасовского МР (извещение N 0171300012717000014).
По мнению заявителя, заказчик и уполномоченный орган при составлении и утверждении аукционной документации на право заключения муниципального контракта на ремонт дороги ул. Ярославской с остановочной площадкой в с. Вятское СП Красный Профинтерн Некрасовского МР нарушили положения законодательства о контрактной системе, установив в данной документации требование к участникам закупки о наличии у последних документов, подтверждающих их соответствие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31, таким образом, что такое требование не позволяет принять участие в рассматриваемой закупке участникам, являющимся генеральными подрядчиками и обладающими свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
На основании вышеизложенного заявитель (ООО "Перспектива)" просит признать жалобу обоснованной, дать оценку правомерности действий заказчика и уполномоченного органа, выдать последним предписание об устранении нарушения законодательства о закупках
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 23.03.2017 размещено извещение N 0171300012717000014 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на ремонт дороги ул. Ярославской с остановочной площадкой в с. Вятское СП Красный Профинтерн Некрасовского МР вместе с аукционной документацией. Начальная максимальная цена контракта составила 6 338 639 рублей 04 копейки.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона в соответствии с извещением и аукционной документацией является выполнение работ по ремонту дороги ул. Ярославской с остановочной площадкой в с. Вятское СП Красный Профинтерн Некрасовского МР.
Согласно пунктам 10, 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения, различают такие понятия, как:
- капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (пункт 10 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах);
- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Как установлено Комиссией, часть работ, составляющих предмет рассматриваемого электронного аукциона, являются работами по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Согласно документации об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на ремонт дороги ул. Ярославской с остановочной площадкой в с. Вятское СП Красный Профинтерн Некрасовского МР, а именно локальному сметному расчету N 4, являющемуся неотъемлемой частью данной аукционной документации, подрядчик при выполнении работ, являющихся объектом закупки, должен осуществить, в том числе установку камней бортовых бетонных, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка толщиной 13 см, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня толщиной 12 см, разборку дорог из сборных железобетонных плит площадью более 3 м, устройство подушек под фундаменты опор мостов песчаных, из гравия или их смеси с песком, устройство монолитных фундаментов труб и опор, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка толщиной 30 см и т.д.
Данные работы исходя из Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исходя из части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ следует, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закон..
Согласно подпункту 2 пункта 18 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе вторая часть заявки участников закупки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (см. пункт 10 информационной карты аукциона), или копии этих документов.
В соответствии с подпунктом 10.2 пункта 10 "Требования к участникам закупки" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчиком к участникам закупки установлено требование о наличии и предоставлении последними в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следующих документов: копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с видами работ, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", со следующими видами работ:
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах установлено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкция, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в установленный в части 4 статьи 55.8 настоящего кодекса Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту.
Согласно части 4 статьи 55.8 ГК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 33.2.1 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень), работы по капитальному ремонту автомобильных дорог оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельств о допуске к работам по организации капитального ремонта автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта.
Исходя из части 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Исходя из анализа муниципального контракта на ремонт дороги ул. Ярославской с остановочной площадкой в с. Вятское СП Красный Профинтерн Некрасовского МР, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, последний не устанавливает обязанности участников закупки выполнить предусмотренную в муниципальном контракте работу лично.
Таким образом, для надлежащего выполнения работ, указанных в аукционной документации, участники закупки могут привлечь третьих лиц, обладающих выданными саморегулирующими организациями свидетельствами о допуске к конкретным видам работ, предусмотренных Перечнем, в том числе пунктами 25.2 "Устройство оснований автомобильных дорог", 25.4 "Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами", 25.6 "Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств", 25.7 "Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог", 25.8 "Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог".
Сам же участник закупки должен обладать при этом исключительно свидетельством о допуске к работам по организации капитального ремонта автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта (пункт 33.2.1 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства).
Однако, в данном случае аукционная документация не содержит требования о наличии у участников закупки для участия в рассматриваемом аукционе свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): пункт 33.2.1 Перечня "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта", что является со стороны заказчика и уполномоченного органа нарушением части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Более того, заказчик и уполномоченный орган, установив в аукционной документации требование о наличии у участников закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следующих документов: копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с видами работ, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", со следующими видами работ:
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог, -
допустил нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В ходе внеплановой проверки Комиссия Ярославского УФАС России в действиях заказчика - Администрации сельского поселения Красный Профинтерн, уполномоченного органа - Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, выявила нарушения части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Исходя из части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
Согласно пунктам 8.1 - 8.4 раздела 8 "Сдача и приемка работ" проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью рассматриваемой аукционной документации, заказчиком и уполномоченным органом установлены следующие условия сдачи и приемки выполненных работ, предусмотренных в рамках исполнения обязательств по указанному контракту:
- заказчик при выполнении работ на объекте (по уведомлению подрядчика), осуществляет приемку предъявленных подрядчиком выполненных работ; приемка выполненных работ осуществляется и оформляется в соответствии с условиями настоящего контракта с составлением акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (пункт 8.1 раздела 8 муниципального контракта);
- в случае установления заказчиком при приемке работ несоответствия качества и количества выполненных подрядчиком работ требованиям настоящего контракта и приложений к нему, акт выполненных работ заказчиком не подписывается до момента устранения выявленных нарушений, подрядчику направляется мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ по форме КС-2 (пункт 8.2 раздела 8 муниципального контракта);
- за 3 дня до полного завершения работ на объекте подрядчик в письменной форме уведомляет заказчика о необходимости приёмки объекта в эксплуатацию (пункт 8.3 раздела 8 муниципального контракта).
- после полного завершения работ на объекте сторонами подписывается акт приемки объекта в эксплуатацию (пункт 8.4 раздела 8 муниципального контракта).
Однако, в данном случае проект муниципального контракта не содержит условий о сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о сроках оформления результатов такой приемки, что является нарушением части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1). Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - Администрации сельского поселения Красный Профинтерн, уполномоченного органа - Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на ремонт дороги ул. Ярославской с остановочной площадкой в с. Вятское СП Красный Профинтерн Некрасовского МР (извещение N 0171300012717000014) обоснованной.
2). Признать заказчика - Администрацию сельского поселения Красный Профинтерн, уполномоченный орган - Администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области, нарушившими положения части 3 статьи 64, части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3). В ходе проведения внеплановой проверки признать заказчика - Администрацию сельского поселения Красный Профинтерн, уполномоченный орган - Администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области, нарушившими часть 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
4). Выдать заказчику - Администрации сельского поселения Красный Профинтерн, уполномоченному органу - Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
А.А. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 апреля 2017 г. N 05-02/106Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017