Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 11 апреля 2017 г. N 443-з ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" -
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области -
- заявителя в лице ООО "СУ-196" -
- заинтересованного лица ООО "УралДорТехнологии" -
рассмотрев жалобу ООО "СУ-196" (620014, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 24/8, оф. 405) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (620026, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 203), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области(620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101), его аукционнойкомиссиейпри осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона навыполнение работ по организации капитального ремонта автомобильной дороги с. Николо-Павловское - с. Петрокаменское - г. Алапаевск на участке км 99+000 - км 110+000 на территории Муниципального образования город Алапаевск (извещение N 0162200011817000206) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СУ-196" (вх. N 01-5798 от 05.04.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченным органом в лице Департамента Государственных закупок Свердловской области, его аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по организации капитального ремонта автомобильной дороги с. Николо-Павловское - с. Петрокаменское - г. Алапаевск на участке км 99+000 - км 110+000 на территории Муниципального образования город Алапаевск (извещение N 0162200011817000206)Закона о контрактной системе, соответствующая, требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что аукционной комиссией нарушен порядок отбора участников закупки, так как участнику закупки ООО "СУ-196" необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
16.03.2017 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме N0162200011817000206 и документация об аукционе на выполнение работ по организации капитального ремонта автомобильной дороги с. Николо-Павловское - с. Петрокаменское - г. Алапаевск на участке км 99+000 - км 110+000 на территории Муниципального образования город Алапаевск.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 292 778 681,00 рублей.
04.04.2017 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом участнику закупки ООО "СУ-196" (заявка с порядковым номером 2) отказано в допуске на основании п.1 ч. 4 Закона о контрактной системе: не предоставление информации, предусмотренной п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и 13.1 Части I "Общая часть" документации об аукционе в электронной форме, в сведениях Участника закупки не указаны конкретные показатели, предусмотренные Приложением, а именно: в своей заявке в. п.1 "Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь ЩМА-15" участник закупки не указал, что в состав ЩМА-15 входит песок "из отсевов дробления горных пород".
Также отказано в допуске на основании "п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ): несоответствие информации, предусмотренной п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и 13.1 Части I "Общая часть" документации, а именно: в сведениях Участника закупки в первой части заявки, представлены характеристики предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров несоответствующие характеристикам показателей, установленным в Приложении к Части II "Описание объекта закупки" (Функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, используемого при выполнении работ по организации капитального ремонта автомобильной дороги с. Николо - Павловское - с. Петрокаменское - г. Алапаевск на участке км 99+000 - км 110+000 на территории Муниципального образования город Алапаевск. Требования Заказчика.) документации об аукционе в электронной форме (далее - Приложение), а именно:
1) п. 2 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа А марки II", п. 5 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Б марки II" заявки по показателю "Пористость минеральной части" указано значение нижней границы диапазона равное: "от 14%" (Приложением установлено требование: "от 14 %");
2) п. 2 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа А марки II" по показателю "Водонасыщение образцов, отформованных из смесей" представлено значение нижней границы диапазона: "от 2,0 % по объему" (Приложением установлено требование: "от 2,0% по объему");
2) п. 5 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Б марки II" по показателю "Водонасыщение образцов, отформованных из смесей" представлено значение нижней границы диапазона: "от 1,5 % по объему" (Приложением установлено требование: "от 1,5 % по объему");
3) п. 7 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Д марки II" по показателю "Водонасыщение образцов, отформованных из смесей" представлено значение нижней границы диапазона: "от 1,0 % по объему" (Приложением установлено требование: "от 1,0 % по объему");
5) п. 8 "Щебень из плотных горных пород фракция щебня: св.40 до 80(70) мм", п. 9 "Щебень из плотных горных пород фракция щебня: св.20 до 40 мм" заявки по Зерновому составу (полные остатки на ситах) для:
- сита диаметром d указано значение нижней границы диапазона равное: "от 90% по массе" (Приложением установлено требование: "от 90% по массе");
- сита диаметром 0,5(d+D) указано значение нижней границы диапазона равное: "от 30% по массе" (Приложением установлено требование: "от 30% по массе").
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе слова "более", "менее", "от", "свыше", "св." в требованиях Заказчика не включают крайние значения соответствующих показателей".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованием п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе п.13.1 информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
- согласие на выполнение работ или оказание услуг на условиях предусмотренных аукционной документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (содержащиеся в Приложении 2 к Части II."Описание объекта закупки"), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), а также наименование страны происхождения товара.
Инструкцией по заполнению заявки аукционной документации установлено, что при подаче заявки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в приложении N 2 к описанию объекта закупки.
Изменение наименования товара и наименование показателя не допускается.
Сведения, которые включаются в заявку на участие в аукционе в электронной форме, не должны допускать двусмысленных толкований.
В случае если значения показателя в требованиях Заказчика указаны через слово "или", то необходимо указать одно из указанных значений данного показателя.
Слова "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "до" в требованиях Заказчика включают крайние значения соответствующих показателей.
Слова "более", "менее", "от", "свыше", "св." в требованиях Заказчика не включают крайние значения соответствующих показателей.
Частью IIаукционной документации установлено описание объекта закупки, в том числе техническое задание заказчика, потребительские свойства и качественные характеристики комплектности товаров, используемых при выполнении работ, в том числе:
п.2 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа А марки II" -Пористость минеральной части от 14 до 19 %; Водонасыщение образцов, отформованных из смесейот 2,0до 5,0% по объему;
п.5 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Б марки II" - Водонасыщение образцов, отформованных из смесейот 1,5 до 4,0% по объему;
п. 7 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Д марки II" - Водонасыщение образцов, отформованных из смесейот 1,0 до 4,0% по объему;
п. 8 "Щебень из плотных горных пород фракция щебня: св.40 до 80(70) мм" - сито диаметром d от 90до 100% по массе; сита диаметром 0,5(d+D) от 30до 60% по массе;
п. 9 "Щебень из плотных горных пород фракция щебня: св.20 до 40 мм - сито диаметром d от 90до 100% по массе; сита диаметром 0,5(d+D) от 30до 60% по массе.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что представленной первой части заявки с порядковым номером 1 участника закупки ООО "СУ-196":
п. 2 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа А марки II", п. 5 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Б марки II" по показателю "Пористость минеральной части" указано значение нижней границы диапазона равное "от 14%", что не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе слова "более", "менее", "от", "свыше", "св." не включают крайние значения соответствующих показателей.
п. 2 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа А марки II" по показателю "Водонасыщение образцов, отформованных из смесей" представлено значение нижней границы диапазона: "от 2,0 % по объему", что не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе слова "более", "менее", "от", "свыше", "св." не включают крайние значения соответствующих показателей.
п. 5 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Б марки II" по показателю "Водонасыщение образцов, отформованных из смесей" представлено значение нижней границы диапазона: "от 1,5 % по объему", что не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе слова "более", "менее", "от", "свыше", "св." не включают крайние значения соответствующих показателей.
п. 7 "Горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Д марки II" по показателю "Водонасыщение образцов, отформованных из смесей" представлено значение нижней границы диапазона: "от 1,0 % по объему"что не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе слова "более", "менее", "от", "свыше", "св." не включают крайние значения соответствующих показателей.
п. 8 "Щебень из плотных горных пород фракция щебня: св.40 до 80(70) мм", п. 9 "Щебень из плотных горных пород фракция щебня: св.20 до 40 мм" заявки по Зерновому составу (полные остатки на ситах) для: сита диаметром d указано значение нижней границы диапазона равное: "от 90% по массе", сита диаметром 0,5(d+D) указано значение нижней границы диапазона равное: "от 30% по массе", что не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе слова "более", "менее", "от", "свыше", "св." не включают крайние значения соответствующих показателей.
Согласно ч.3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или оботказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе комиссий было принято правомерное решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки ООО "СУ-196", заявке которого присвоен порядковый номер 1, так как в заявке содержится указание на показатели товаров, несоответствующие требованиям технического задания и инструкции по заполнению заявки аукционной документации.
Вместе с тем при проведении внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установленоследующее.
В соответствии с ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.2, 5, 7 технического задания документации об аукционе установлены требования о соответствии товара требованиям ГОСТ 9128-2013.
В п. 8, 9технического задания документации об аукционе установлены требования о соответствии товара требованиям ГОСТ 8267-93.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения
Законом о контрактной системе установлена обязанность заказчика формировать описание объекта закупки с учетом стандартных показателей, требований, условныхобозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристикобъекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Участник при подачи первой части заявкиуказывает конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям,установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменноенаименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии),промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно п. 4.1.10 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов" водонасыщение высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей должно соответствовать указанному в таблице 5:
Вид и типасфальтобетонов |
Значениеводонасыщениядля |
|
|
образцов, отформованныхизсмеси |
вырубок и кернов готового покрытия, не более |
Высокоплотный Плотные типов: А Б, В и Г Д |
От 1,0 (0,5) до 2,5
" 2,0 (1,5) " 5,0 " 1,5 (1,0) " 4,0 " 1,0 (0,5) " 4,0 |
3,0
5,0 4,5 4,0 |
Примечания 1 В скобках приведены значения водонасыщения для образцов из переформованных вырубок и кернов. 2 Показатели водонасыщения асфальтобетонов, применяемых в конкретных дорожно-климатических условиях, могут уточняться в проектной документации на строительство. |
Согласно п. 4.2.2 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня и гравия фракций от 5(3) до 10 мм, св. 10 до 15 мм, св. 10 до 20 мм, св. 15 до 20 мм, св. 20 до 40 мм, св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм должны соответствовать указанным в таблице 1, где dи D -наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
В соответствии с Таблицей 1 ГОСТ 8267-93 установлен зерновой состав (полные остатки на ситах), % по массе:
- сито диаметром dот 90 до 100% по массе;
- сито диаметром 0,5(d+D)от 30 до 60% по массе.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в п. 2, 5,7, 8, 9технического задания документации об аукционе в совокупности с положениями инструкции по заполнению заявки установлены показателинесоответствующие требованиям ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 8267-93, при этом в документации отсутствует обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, чтосодержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СУ-196" признать необоснованной.
2. В действиях комиссии уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. В действиях заказчика в лицеГосударственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лицеГосударственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
6. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица утвердившего документацию об электронном аукционе с документами подтверждающими личность, а так же документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации и ее размещению в единой информационной системе на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0162200011817000206, объяснением по факту выявленного нарушения ______ _________________ 2017 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 11 апреля 2017 г. N 443-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017