Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 апреля 2017 г. N 24-ВП/2017 Войсковая часть 3448
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яковлевой Е.Н. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании получения письма Войсковой части 3448 (далее - Заказчик) (исх. N 607/19-157 от 16.02.2017) провела внеплановую проверку действий Войсковой части 3448 по соблюдению законодательства о контрактной системе при заключении государственного контракта N 1 от 15.02.2017 на оказание медицинских услуг военнослужащим воинской части на сумму 47 479 рублей 75 копеек с МБУЗ ГКБ N 6 г. Челябинска,
в отсутствие представителей Войсковой части 3448, МБУЗ ГКБ N 6 г. Челябинска (далее - Учреждение здравоохранения) надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 21.02.2017 от Войсковой части 3448 поступило уведомление о заключении контракта на оказание медицинских услуг военнослужащим воинской части с муниципальным учреждением здравоохранения, заключенного по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Ввиду наличия в указанном уведомлении и контракте информации о нарушении законодательства о контрактной системе антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой проверки в порядке, предусмотренном статьей 99 Закона о контрактной системе.
Войсковой частью 3448 в антимонопольный орган представлены письменные пояснения (исх. N 607/19-210 от 03.03.2017), согласно которым на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы", разъяснений Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Российской Федерации от 15.12.2015 N Д284-3736 Заказчик имел право заключать контракты с Учреждением здравоохранения по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив представленные Заказчиком документы и сведения, проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с положениями части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом, формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) заказчик не проводит.
Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в статье 93 Закона о контрактной системе.
При этом, предусмотренный частью 1 статьи 93 указанного Закона перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), является исчерпывающим. В иных случаях выбор исполнителя должен осуществляться на общих основаниях путем проведения конкурентных процедур.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Данный пункт применяется только в том случае, если такие органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия обладают исключительными полномочиями на территории Российской Федерации в отношении оказываемых ими услуг.
В свою очередь, такие полномочия должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об ООЗГ в РФ) военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
Согласно статье 29 Закона об ООЗГ в РФ организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Государственную систему здравоохранения составляют:
1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;
2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти;
3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Муниципальную систему здравоохранения составляют:
1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;
2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Как следует из материалов дела, ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России в 2017 году заключен государственный контракт N 1 от 15.02.2017 на оказание медицинских услуг военнослужащим воинской части на сумму 47 479 рублей 75 копеек с Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения Городская клиническая больница N 6 г. Челябинска.
Из содержания указанного контракта следует, что правовым основанием для его заключения является пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Заказчик в обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика указал, что им принято решение об осуществлении закупки у единственного исполнителя на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в связи с тем, что военнослужащим воинской части имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
В свою очередь, в представленном заказчиком отчете о невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не подтверждена законность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что медицинские услуги оказываются медицинским учреждением согласно лицензии на медицинскую деятельность, выданной лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством.
Так, МБУЗ ГКБ N 6 г. Челябинска осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-74-01-003416 от 30.12.2015.
Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации или нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законодательные акты Челябинской области, наделяющие учреждение здравоохранения, с которым Заказчик заключил государственный контракт, исключительными полномочиями на оказание медицинской помощи военнослужащим воинской части не обладают.
Следует отметить, что муниципальные учреждения либо муниципальные унитарные предприятия в пункте 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не поименованы, что указывает на невозможность применения заказчиком данной нормы при заключении государственного контракта с указынным муниципальным учреждением здравоохранения.
Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод о том, Учреждение здравоохранения может оказывать медицинские услуги, а именно качественную специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, согласно лицензии на медицинскую деятельность, но данные медицинские услуги не являются полномочием органа исполнительной власти, установленным федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации, поэтому не обуславливают правомерность заключения обозначенного в настоящем решении контракта.
Выводы антимонопольного органа подтверждаются письмом ФАС России от 25.08.2015 N АД/44688/15, ФСИН России от 20.08.2015 N исх-05-53305, Министерства здравоохранения Челябинской области от 20.08.2015 N 01/6521, а также постановлением Арбитражного суда Уральского округа по делу N А76-28363/2015.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Н. Яковлева
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 апреля 2017 г. N 24-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2017